Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Май 2019 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Наши партнеры

Наши мероприятия

Результаты выполнения плана работы министерства образования и науки Челябинской области в 2011 году

30 декабря 2011

Результаты выполнения плана работы министерства образования и науки Челябинской области в 2011 году и задачи на 2012 год.

Общий объем утвержденных бюджетных ассигнований по ведомству «министерство образования и науки Челябинской области» в 2011 году составляет 15 009,825 млн рублей. Итоговый объем расходов и процент освоения бюджетных средств будут представлены в публичном докладе министерства. Но уже сейчас можно сказать, что объем освоенных средств будет около 17 млрд рублей.

Средства областного бюджета направлялись на:

- предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований на реализацию передаваемых полномочий;

- предоставление субсидий местным бюджетам на выполнение полномочий органами местного самоуправления,

- реализацию областных целевых программ,

- реализацию ведомственных целевых программ.

В течение года министерством проводились мероприятия:

- по целевому и эффективному использованию бюджетных средств,

- разработке нормативно-правовых и локальных актов и мониторингу их внедрения,

- контролю введения новой системы оплаты труда и перехода учреждений в новый статус в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010г. №83-ФЗ.

Основной акцент в деятельности министерства в 2011 году был сделан на мероприятия по модернизации региональной системы образования (всех уровней), которые осуществлялись, прежде всего, в ходе реализации областной целевой Программы реализации национального проекта «Образование» в Челябинской области на 2009-2012 годы по 11 направлениям.

Источником финансирования мероприятий Программы были средства федерального, областного, местных бюджетов, а также внебюджетные средства.

Наибольшие объемы средств консолидированного бюджета были направлены на:

- развитие системы дошкольного образования;

- обновление материально-технической базы образовательных учреждений;

- развитие профессионального мастерства педагогических работников.

Мероприятия, запланированные в Программе на 2011 год, выполнены (за исключением трех по объективным причинам).

Эффективность реализации национального проекта на территории области оценивается системой индикативных показателей, включенных в структуру областной целевой Программы. По итогам первого полугодия 2011 года достигнуты, а по отдельным показателям превышены плановые значения по 12 из 15 индикативных показателей.

В сфере дошкольного образования деятельность министерства в 2011 году осуществлялась в соответствии с областной целевой программой «Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области» на 2010 - 2014 годы.

Контроль за реализацией Программы осуществлялся в режиме ежемесячного мониторинга с рассмотрением на видеоконференциях с главами муниципальных образований под руководством П. А. Рыжего.

По состоянию на 1 ноября 2011 года в Челябинской области функционирует 1 542 учреждения дошкольного образования, которые посещают 188 648 воспитанников.

По предварительным расчетам:

- индикативный показатель «охват детей 1-6 лет дошкольным образованием» к концу года снизится на 1,7 % и составит 75,9 %;

- индикативный показатель «прирост контингента воспитанников детских садов» в среднем по области будет выполнен в полном объеме;

- выполнение индикативного показателя «возврат зданий детских садов в систему образования» по предварительным данным составляет 71 %).

Прогнозируемый рост численности детского населения требует продолжения наращивания мощности сети учреждений, реализующих программы дошкольного образования. В 2011 году министерством совместно с министерством строительства, дорожного хозяйства и инфраструктуры, надзорными организациями:

- была продолжена работа по поиску вариантов удешевления строительства детских учреждений;

- собраны сведения по объектам незавершенного строительства;

- организован сбор проектной документации для формирования банка данных проектов повторного применения;

- сформированы предложения по разработке типовой документации для строительства модульных и быстровозводимых зданий дошкольных учреждений.

Все это при наличии финансовой поддержки областного бюджета в 2012-2014 годах позволит относительно быстро организовать масштабные работы по открытию дополнительных мест в системе дошкольного образования.

В 2011 году создавались условия для повышения качества дошкольного образования, улучшения подготовки детей к обучению в школе:

- в муниципальные образования направлены субсидии для приобретения оборудования и учебно-методических материалов, технологического оборудования для пищеблоков дошкольных учреждений.

- в полном объеме профинансированы надбавки к заработной плате воспитателей, компенсации по родительской плате для малообеспеченных семей.

- с 1 сентября решением правительства Челябинской области фонд оплаты труда дошкольных образовательных учреждений увеличен на 30 %. Всего с начала года ФОТ учреждений дошкольного образования увеличился на 38 %.

- в плановом порядке продолжалась работа по внедрению федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

- продолжена работа, начатая в 2010 г. в связи с введением новых СанПиН: на факультете пищевых технологий ЮУрГУ были разработаны примерные 10-дневные меню и технологические карты к ним. Совместно с Роспотребнадзором проведена работа по апробации, анализу и корректировке разработанных материалов. Итоговый документ направлен во все муниципальные образования области.

- проведен областной конкурс «Детский сад 2011 года». Победителям конкурса в разных номинациях стали МДОУ № 213 г.Челябинска, МДОУ № 27 г.Миасса, МДОУ № 43 г.Озерска, МДОУ детский сад «Солнышко» п.Муслюмово Кунашакского муниципального района.

- по итогам конкурсного отбора регионов на участие в организации стажировочных площадок Челябинская область стала одним из 16 победителей по теме «Управление развитием доступности и качества образовательных услуг в муниципальной системе дошкольного образования на основе программно-целевого подхода».

- 5 млн рублей из областного бюджета выделено на повышение квалификации и переподготовку кадров в системе дошкольного образования, что позволило 2,5 тыс. педагогов и руководителей детских садов повысить свою квалификацию.

- по инициативе министерства с сентября 2011 года на базе ЧГПУ и ЧИППКРО открыты кафедры управления дошкольным образованием.

- 750 тыс. рублей выделено на проведение областного конкурса «Педагог года в дошкольном образовании». Абсолютный победитель областного конкурса – Дубникова О.В., воспитатель МДОУ № 18 (г.Трехгорный), стала участником Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России».

В настоящее время проблемной областью управления дошкольным образованием остается вопрос оценки качества труда дошкольных работников, что подтверждается обращениями и жалобами работников детских садов на несправедливость оценки качества их работы. Этот вопрос был вынесен на областное совещание специалистов по дошкольному образованию, обобщен и опубликован опыт детских садов г. Снежинска по данной теме. Работа по совершенствованию показателей и критериев оценки качества должна быть продолжена.

Область по-прежнему занимает лидирующие позиции в Уральском федеральном округе и по России в охвате детей дошкольным образованием. Положительный опыт организации дошкольного образования в Челябинской области был представлен заместителем губернатора Челябинской области П.А. Рыжим в ноябре 2011 года на совещании заместителя председателя правительства Российской Федерации А.Д. Жукова с руководителями регионов.

В 2012 году необходимо:

- продолжить работу по созданию дополнительных мест в системе дошкольного образования;

- обеспечить в полном объеме переход на новые нормы питания детей в дошкольных учреждениях в соответствии с требованиями СанПиН;

- продолжить замену реализуемых в дошкольных учреждениях области основных общеобразовательных программ дошкольного образования на примерные программы, разработанные в соответствии с ФГТ;

- расширить обучение руководящих кадров системы дошкольного образования по актуальным проблемам развития дошкольного образования с использованием научного и методического потенциала вновь организованных кафедр управления.

В 2011 году деятельность министерства по предоставлению доступного и качественного общего и коррекционного образования осуществлялась в соответствии с Планом действий по модернизации общего образования в Челябинской области на 2011 год, разработанного в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»

На 1 сентября 2011 г. в общеобразовательных учреждениях области обучаются 315909 учащихся, что на 4607 человек больше аналогичного показателя прошлого учебного года (2010 год – 311302), количество первоклассников увеличилось на 991 человек.

В целях создания современных условий в образовательных учреждениях осуществлялась деятельность по обновлению их материально-технической базы в соответствии с мероприятиями областной целевой Программы реализации национального проекта «Образование» в Челябинской области на 2009-2012 годы и комплексом мер по модернизации региональной системы общего образования:

- распределены субсидии из областного бюджета местным бюджетам в объеме 23 млн рублей на приобретение оборудования для учебных кабинетов, школьных мастерских, специальных (коррекционных) образовательных учреждений, медицинских кабинетов.

- на 37 млн рублей закуплены учебники и учебные пособия.

- в рамках проекта модернизации системы общего образования, инициированного в текущем году Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным, на обновление материально-технической базы общеобразовательных учреждений в муниципальные органы управления образованием в виде субсидий на возмещение ранее произведенных затрат направлены средства федерального бюджета в объеме 452,7 млн рублей.

- Челябинская область стала победителем конкурсного отбора в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы на организацию работы стажировочных и базовых площадок по теме: «Внедрение федерального государственного образовательного стандарта общего образования как системообразующий ресурс социально-экономического развития Челябинской области, обеспечивающий современное качество общего образования».

Одна из основных задач года – введение во всех 1-х классах области федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Итоги этой работы были подробно представлены на коллегии министерства в ноябре.

Серьезное внимание федерального руководства в этом году уделялось работе по выявлению и поддержке одаренных детей.

В 2011 году министерством совместно с органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, ЧИППКРО, вузами Челябинска и Магнитогорска:

- обеспечено проведение Всероссийской олимпиады школьников, областных олимпиад и открытых областных интернет-олимпиад школьников.

- разработана Концепция сопровождения и поддержки одаренных и перспективных детей Челябинской области, проведена межрегиональная конференция по этой теме,

- собрана информация об инфраструктуре образовательных учреждений Челябинской области, работающих с одаренными детьми.

- проведен конкурсный отбор «Юношеская восьмерка в России» среди старшеклассников Челябинской области – претендентов на участие в форуме «Юношеская восьмерка» во Франции в 2011 году.

- проведен IV областной конкурс школьников по роботоконструированию, в котором приняли участие 167 команд из всех муниципалитетов области.

- 50 школьников награждены премией губернатора Челябинской области, 63 победителя и призера всероссийских и международных олимпиад являются лауреатами премии президента Российской Федерации, 19 обучающихся и воспитанников Челябинской области награждены премией президента Российской Федерации талантливой молодежи.

- по итогам областных спортивных соревнований 631 школьник представляли Челябинскую область в 25 соревнованиях на первенство России.

- по инициативе Центрального Совета Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» Челябинская область принимала Федеральные окружные соревнования, в которых приняли участие школьники Уральского Федерального округа.

- в 2011 году в рамках нацпроекта «Образование» проведен конкурсный отбор образовательных учреждений для открытия на их базе 10-ти предметных лабораторий. Таким образом, общее количество предметных лабораторий, которые стали базами не только для организации работы с одаренными детьми, но и для отработки моделей профильного обучения и повышения квалификации педагогов, увеличилось до 31.

Особое внимание мы уделяем работе по формированию позитивного отношения к педагогическому труду. В 2011 году организованы и проведены:

- I Съезд руководителей общеобразовательных учреждений, на котором был создан общественный орган управления - областной Совет руководителей общеобразовательных учреждений;

- XV областной конкурс «Учитель года – 2011». Звание абсолютного победителя областного конкурса присвоено Витушкиной Эмме Викторовне, учителю начальных классов МОУ СОШ с углубленным изучением математики № 5 г. Магнитогорска.

- IV областной конкурс молодых учителей со стажем работы менее 3-х лет «Педагогический дебют – 2011». Победителем областного конкурса стал Арабаджи Андрей Александрович, учитель информатики МОУ СОШ № 14 г. Челябинска.

- осуществлены выплаты ежемесячной надбавки к заработной плате молодым специалистам муниципальных образовательных учреждений (2638 молодых специалистов) и единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. руб. (834 педагога).

- конкурсные отборы лучших учителей на денежное поощрение за счет средств областного бюджета по 50 тыс. руб. (из 307 претендентов - 200 победителей), федерального бюджета по 200 тыс. руб. (из 63 претендентов - 22 победителя, в соответствии с федеральной квотой).

- денежное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя выплачивалось 16 641 педагогическим работникам образовательных учреждений Челябинской области.

Создание прозрачной объективной системы оценки учебных достижений обучающихся является приоритетной задачей развития системы общего образования.

В целях управления процедурой оценки качества образования проводилась необходимая работа: областные совещания по вопросам организации и проведения государственной (итоговой) аттестации, учеба специалистов, осуществлялась консультационная поддержка участников государственной (итоговой) аттестации, обновлена региональная база данных. Все материалы опубликованы на сайте министерства и в специально изданных электронных сборниках.

Однако в связи с вступлением в силу ФЗ-152 «О персональных данных» остро стоит проблема обеспечения информационной безопасности при проведении ЕГЭ, функционировании региональной информационной системы обеспечения ЕГЭ и создании защищенной региональной сети передачи данных, а также организации веб-ресурса по информированию участников ЕГЭ о результатах в 2012 году. На эти цели можно и нужно в следующем году направить федеральные средства в рамках проекта модернизации общего образования.

В этом году комиссия при Президенте РФ обсуждала процедуру проведения ЕГЭ. Предполагается, что в аттестате найдут отражение не только результаты обучения, но и иные достижения учащихся, а при поступлении в учреждения профессионального образования будут учитываться не только результаты ЕГЭ, но и портфолио выпускников.

Увеличилось количество участников ЕГЭ, которые получили 100 баллов, с 75 человек в 2010 году до 82 человек. В 2011 году шесть участников ЕГЭ получили сто баллов по двум предметам.

Однако в сравнении с показателями 2009/2010 учебного года увеличилось количество выпускников 11(12) классов, не прошедших государственную (итоговую) аттестацию с 1,59 % в 2009/2010 учебном году до 2,48 % в 2010/2011 учебном году.

Челябинская область в 2011 году приняла участие в международных сравнительных исследованиях по оценке качества общего образования:

- международное сравнительное исследование качества математического и естественнонаучного образования TIMSS в 8 классах;

- международное сравнительное исследование качества общего образования TIMSS по математике и естествознанию и PIRLS по чтению в 4-х классах.

Подготовлена база данных образовательных учреждений для проведения в 2012 году международного сравнительного исследования по оценке качества общего образования PISA. В рамках данного исследования будет проведено тестирование учащихся 7-10 классов общеобразовательных учреждений, а также студентов первого курса образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Челябинской области 1996 года рождения.

Пока еще проблемным остается использование современных информационных технологий в образовательном процессе, интерактивных мультимедийных электронных учебников, дистанционного обучения. Это влияет и на обеспечение качественного специального (коррекционного) образования Челябинской области.

И хотя в 2011 году наблюдается положительная динамика важнейших показателей развития системы специального (коррекционного) образования (на слайдах представлены основные цифры, характеризующие эту систему.), по-прежнему проблемной остается организация дистанционного обучения детей-инвалидов Челябинской области.

Эта работа требует особого внимания и министерства, и муниципалитетов: подвижность списков, технические проблемы с приобретением и установкой оборудования, подключением Интернета, необходимость обучения всех участников проекта, оплата работы педагогов по договору и т.д. – создает дополнительные трудности. Но мы должны обеспечить этим детям нормальные современные условия обучения и общения.

Еще одно актуальное направление СКО – действенная работа попечительских советов, которые, судя по отчетам, формально созданы во всех коррекционных учреждениях. Такую задачу нам ставит и Федеральное Правительство.

Требуют также решения следующие проблемы СКО:

- несовершенство мониторинга и образовательной статистики потребности в специальном образовании, включая инклюзивное обучение, развитие моделей интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

- неразработанность нормативно-методической базы психолого-медико-педагогических комиссий по стандартизации деятельности;

- низкая обеспеченность педагогическими работниками, прошедшими специализированное повышение квалификации по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами;

- отсутствие межведомственного регламента по обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

В целом в системе общего образования мы сконцентрируемся на:

- выполнении мероприятий регионального комплекса мер по модернизации общего образования, мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

- введению новых государственных стандартов общего образования,

- внедрении дистанционных образовательных технологий, в т.ч. в обучении детей-инвалидов;

- поддержке социального статуса учителя;

- развитии образовательной среды, обеспечивающей выявление и поддержку одаренных детей;

- создании прозрачной объективной системы внешней и внутренней оценки учебных и внеучебных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования.

В рамках совершенствования системы воспитания и дополнительного образования детей в отчетном году была проведена следующая работа:

- скорректирован календарь массовых мероприятий для обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Челябинской области,

- систематизирована работа по проведению различных мероприятий и конкурсов, результатом чего стало увеличение количества участников областных конкурсов и увеличение количества победителей и призеров всероссийских конкурсов.

- проведены областные семинары по основным направлениям воспитательной деятельности образовательного учреждения в условиях модернизации общего образования. В сентябре состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие дополнительного образования детей в контексте современной государственной образовательной политики».

- разработана и принята межведомственная областная целевая программа «Патриотическое воспитание молодых граждан Челябинской области на 2012-2015 годы». Особое внимание в этом году мы уделяли развитию кадетского движения (в т.ч. казачьего).

Сформировано нормативно-правовое, программно-методическое обеспечение кадетского образования, положительное отношение общественности к кадетству, сложилась система сетевого взаимодействие со структурами и ведомствами.

- проведено обновление информационных банков данных системы воспитания и дополнительного образования: детских и молодежных средств массовой информации; детских общественных объединений, организаций и органов ученического самоуправления; учреждений дополнительного образования детей Челябинской области; реестр загородных лагерей и др.

Поддержке педагогов и развитию системы воспитания и дополнительного образования способствуют профессиональные конкурсы:

- в 2011 году в Челябинской области конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» приобрел формат конкурса-фестиваля. В ноябре 5 педагогов дополнительного образования приняли участие в очном федеральном этапе конкурса в Санкт-Петербурге. Впервые педагог дополнительного образования из Челябинской области завоевал высшую награду федерального конкурса: «Хрустальный ключ»: в номинации «научно-техническая направленность» победил Григорьев Игорь Александрович (Дворец творчества детей и молодежи им. В.Н. Комарова Снежинского городского округа).

- проведен конкурс лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер XXI века». Победители конкурса представляли область на всероссийском этапе, заместитель директора школы №153 г. Челябинска Ридель Елена Николаевна заняла 2 место.

Формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни возможно при создании условий, отвечающих современным требованиям по здоровьесбережению, в частности: введение 3-го урока физкультуры; осуществление лицензированной медицинской деятельности; организация полноценного питания; организация летнего отдыха и занятости; проведение первичной профилактической работы.

Некоторые результаты этой работы представлены на слайдах.

В области в полном объеме реализуется календарь спортивно-массовых мероприятий со школьниками.

В соответствии с соглашением между правительством Челябинской области и минобрнауки России по итогам конкурсного отбора начата реализация экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся на территории Челябинского городского округа.

В результате целенаправленной работы по организации летнего отдыха и оздоровления обучающихся произошло увеличение охвата всеми формами отдыха и оздоровления детей с 77 % до 82 %, сохранена сеть загородных лагерей (73). Показатель эффективности оздоровления детей составил 92 % (в 2010 году - 89 %).

Для более четкой и скоординированной работы по организации каникулярного отдыха детей и подростков разработана ведомственная программа, ведется разработка областной целевой программы. Это направление будет приоритетным и в следующем году, т.к. непосредственно направлено на сохранение здоровья детей и профилактику асоциального поведения.

В целях воспитания законопослушного поведения обучающихся министерством организуется системная профилактическая работа. В результате профилактической работы в учреждениях общего образования отмечается снижение количества необучающихся несовершеннолетних (2010-2011 учебный год – 291 чел., 2011 – 2012 учебный год - 178 чел.); уменьшение на 8,1 % численности подростков, совершивших преступления.

Вместе с тем, отрицательная динамика по этим же показателям отмечается в учреждениях начального и среднего профессионального образования. В этой связи необходимо проанализировать причины роста и выстроить четкий механизм взаимодействия муниципальных органов управления образованием и учреждений профессионального образования.

На 2012 год министерство ставит следующие задачи:

- совершенствовать управление воспитанием детей в системе образования через обновление нормативно-правовой базы, внедрение технологий, моделей и проектов, обеспечивающих развитие процессов воспитания, здоровьесбережения, профилактики на всех уровнях образовательной системы Челябинской области;

- модернизировать механизмы межведомственного взаимодействия в профилактической и воспитательной деятельности;

- развивать личностно-ориентированные модели социализации обучающихся и персонифицированные модели повышения квалификации педагогических работников.

Объемные показатели и результаты областной системы профессионального образования представлены на слайдах. И хотя полномочия по предоставлению этого уровня образования не муниципальные, думаю, что нам надо менять наши взаимоотношения (министерства и муниципальных органов управления образованием) в отношении учреждений профессионального образования.

В целях обеспечения необходимых условий и механизмов для модернизации системы профессионального образования Челябинской области, повышения ее эффективности для обеспечения социально-экономической сферы трудовыми ресурсами:

- утверждена областная целевая Программа развития профессионального образования в Челябинской области на 2011-2015 годы;

- создан областной Совет по кадровой политике;

- проводится оптимизация сети и реорганизация образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

- в областную образовательную систему передаются федеральные учреждения СПО;

- в целях распространения лучшего опыта взаимодействия предприятий, объединений работодателей и учреждений профессионального образования в 2011 году проведено 8 конкурсов профессионального мастерства по рабочим профессиям, востребованным на рынке труда.

Приоритетным направлением в области профессионального образования в 2011 году являлось развитие частно-государственного партнерства, объединение интересов государственных и общественных, социальных и экономических структур в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов. И в этом направлении важна заинтересованная работа органов местного самоуправления, т.к. от продуманной, спланированной работы по подготовке кадров для конкретного производства в конкретном муниципалитете, в конечном счете, зависит и его, муниципалитета, дальнейшее развитие.

В 2011 году Челябинская область победила в конкурсе ФЦПРО по направлению «Разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации» (направление - «Система педагогического образования»). Субсидия из федерального бюджета в размере 15 900,0 тыс. рублей направлена на приобретение учебного оборудования образовательным учреждениям, осуществляющим подготовку педагогических кадров (7 педагогических колледжей, 3 учреждения СПО, осуществляющие подготовку специалистов по заказу муниципалитетов для дошкольных образовательных учреждений, ЧИРПО). Нам, как руководителям в сфере образования, понятно, что качественная подготовка педагогических кадров – это составляющая качественного образования детей. Поэтому выполнения мероприятий этого конкурса в сфере профессионального образования мы напрямую связываем с модернизацией областной системы образования в целом, с работой в рамках реализации кадровой политики министерства.

В 2012 году в сфере профессионального образования мы будем:

- развивать государственно-общественную систему управления подготовкой рабочих и специалистов, перспективные формы сотрудничества учреждений профессионального образования, предприятий и муниципалитетов как потенциальных работодателей;

- оснащать учреждения профессионального образования современным высокотехнологичным оборудованием и внедрять информационные технологии;

- координировать деятельность ведомств, структур и управлений государственной службы, имеющих отношение к профессиональному образованию, инновационной и научной деятельности;

- осуществлять комплекс мер по государственной поддержке фундаментальных и научно-прикладных исследований;

- приводить структуру профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка, в соответствие с прогнозом потребностей экономики Челябинской области в квалифицированных кадрах.

Главная задача образования – обеспечение его качества – в первую очередь, обеспечивается эффективной кадровой политикой. Для сведения: по состоянию на октябрь 2011 года в системе образования Челябинской области работает 64 879 педагогических, в том числе учителей – 22 917 человек.

Основные направления в этой работе:

- привлечение на работу в образовательные учреждения молодых специалистов. В муниципальные образовательные учреждения Челябинской области на 01.10.2011 года прибыло 822 молодых специалиста, что оставляет третью часть от общей потребности в кадрах. В целом количество молодых специалистов, работающих в муниципальных образовательных учреждениях, составляет 4,8 % от общего количества педагогов.

- в 2011 году произведено увеличение фондов оплаты труда (ФОТ) учреждений образования (на эти цели из областного бюджета было дополнительно направлено 794,1 млн руб.):

с 1 июня 2011 года во всех образовательных учреждениях на 6,5 %;

с 1 сентября еще на 30 % ФОТ в учреждениях дошкольного образования;

с 1 сентября на 22,1 % ФОТ учителей в общеобразовательных учреждениях;

с 1 октября на 6,5 % ФОТ всех остальных сотрудников учреждений образования, за исключением дошкольных учреждений и учителей.

- стимулирование педагогических работников в рамках конкурсов профессионального мастерства, о чем говорилось выше, а также присуждение премии губернатора Челябинской области работникам образования (100 педагогов области), премии Законодательного собрания Челябинской области (50 педагогических работников).

- награждение ведомственными наградами министерства образования и науки Российской Федерации.

- В связи с введением с 1 января 2011 года нового порядка аттестации педагогических кадров утвержден Административный регламент предоставления министерством образования и науки Челябинской области государственной услуги по проведению аттестации педагогических работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений, который вступил в силу с сентября 2011 года. Процедура аттестации должна стать действенным механизмом управления кадрами и качеством образования в образовательных учреждениях, выстраивания индивидуальных программ профессионального совершенствования педагогов.

- повышение квалификации педагогических работников в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к образовательному процессу. (Этот показатель является одним из ведущих в рамках реализации проекта модернизации региональных систем общего образования.) В следующем году мы предполагаем направить субсидии местным бюджетам на повышение квалификации, что даст возможность муниципалитетам и учреждениям самостоятельно выстраивать политику в работе с кадрами, обучать специалистов по персонифицированным моделям. При этом областным учреждениям дополнительного профессионального образования сохраняется государственное задание на повышение квалификации педагогических работников в тех же объемах. Также есть возможность обучать команды специалистов муниципалитетов, учреждений в рамках стажировочных площадок, о которых говорилось выше. И эту работу муниципалитетам необходимо планировать. Планируем также со следующего года серьезно заняться формированием и обучением резерва руководящих кадров для учреждений образования.

В 2011 году министерство образования и науки Челябинской области продолжало осуществлять переданные Российской Федерацией полномочия в области образования, которые исполняло Управление по надзору и контролю в сфере образования (до 1 июня 2011 года отдел лицензирования, аккредитации, контроля и надзора в сфере образования).

Подробно итоги этой работы будут подведены на первом совещании 2012 года, опубликованы на сайте министерства.

Для сведения: По состоянию на 1 ноября 2011 года 3,4 % (89 муниципальных образовательных учреждений) на территории Челябинской области осуществляют образовательную деятельность без лицензии – это 63 дошкольных образовательных учреждений, 21 школа, 1 начальная школа-детский сад и 4 учреждения дополнительного образования детей.

100 % образовательных учреждений имеют лицензию на образовательную деятельность: в Верхне-Уфалейском, Златоустовском, Карабашском, Магнитогорском, Усть-Катавском, Чебаркульском, Южноуральском, Снежинском, Трехгорном и Локомотивном городских округах, Ашинском, Коркинском, Варненском, Еткульском, Кизильском, Кусинском, Нагайбакском, Чесменском муниципальных районах.

Самый низкий процент лицензирования образовательной деятельности имеют муниципальные районы - Аргаяшский (80,1 %), Уйский (82,4 %), Каслинский (83,3 %), Катав-Ивановский (83,9 %), Брединский (87 %), Октябрьский (89,8 %).

По состоянию на 1 ноября 2011 г. государственная аккредитация проведена в отношении 110 образовательных учреждений, в том числе 91 общеобразовательное учреждения, 8 образовательных учреждений начального профессионального образования, 11 образовательных учреждений среднего профессионального образования, переоформлено свидетельств о государственной аккредитации в связи с изменением наименования, места нахождения образовательного учреждения, изменения статуса, аккредитации отдельных образовательных программ 92 образовательным учреждениям.

Одним из новых требований в 2011 году стало требование к составу комиссии по аккредитационной экспертизе. В состав комиссий должны входить аттестованные эксперты в области проведения государственной аккредитации образовательных учреждений. В течение 2011 года проведена аттестация экспертов и создан областной реестр экспертов для проведения государственной аккредитации образовательных учреждений, в который вошли 885 экспертов по проведению государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы общего и профессионального образования.

В течение 2011 года надзорные мероприятия проведены в отношении 102 объектов контроля, в том числе в отношении 93 образовательных учреждений и 9 органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. Плановые проверки составили 75 % от общего количества проверок.

Одной из мер по устранению выявленных нарушений, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является направление предписаний в адрес руководителей органов, осуществляющих управление в сфере образования, и руководителей образовательных учреждений. За 2011 год направлено 75 предписаний, обязательных для исполнения. Исполнено 61 предписание, срок исполнения 14-ти предписаний истекает в 2012 году.

В течение года осуществлялся анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников. Контрольными мероприятиями было охвачено 1055 обучающихся основных и средних школ, лицеев и гимназий.

Результаты контрольных мероприятий свидетельствуют о том, что качество подготовки обучающихся, в целом, соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта. Экспертиза показала, что на ступени основного общего образования выполнили тестовые задания в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по русскому языку 67,8 % обучающихся, по алгебре - 94,1 %, по физике - 64,1 %; на ступени среднего (полного) общего образования: по русскому языку - 92,3 %, по алгебре и началам анализа - 77,3 %, по физике - 66,7 %.

По результатам контрольных мероприятий 12 % образовательных учреждений получили предписание, обязательное для исполнения.

В этом году изменилась структура министерства, что было вызвано передачей ряда полномочий на уровень субъекта и с целью упорядочения деятельности.

С 1 июня 2011 года в министерстве функционируют Управление по надзору и контролю в сфере образования (Королева Любовь Васильевна), Управление воспитания, дополнительного образования и социализации обучающихся (Анфалова Ирина Викторовна), которые организованы на основе ранее существовавших отделов, а также вновь созданные отдел организационно-контрольной работы (Сыркина Елена Анатольевна) и юридический отдел (Юркова Елена Валерьевна).

Кроме того проведена работа по перераспределению штатных единиц между отделами с целью упорядочения работы структурных подразделений. В общей сложности штатная численность министерства увеличилась на 25 единиц и составила 113 ставок, 34 из которых (Управление по надзору и контролю в сфере образования) финансируется из средств федерального бюджета.

Существенные коррективы в деятельность министерства внесли принятая в феврале 2011 года Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, проект модернизации общего образования, ряд других важных поручений президента и правительства Российской Федерации в отношении дошкольного образования, организации каникулярного отдыха детей, развития профессионального образования, работы с одаренными детьми, кадрового обеспечения системы образования.

В связи с этим внесены изменения в регламент деятельности министерства. В работе с муниципалитетами будет продолжаться практика встреч с коллективами муниципальных образовательных систем в рамках Дней министерства. Будет оптимизирована работа по проведению совещаний и собеседований с руководителями муниципальных органов управления образованием.

Для оперативного обмена информацией будут активнее использоваться интернет-ресурсы. Вся почта из министерства будет в сканированном виде отправляться только на электронные адреса муниципальных органов управления образованием. (За исключением тех документов, которые требуют личной подписи и синей печати).

Большое внимание будет уделяться и общественному продвижению всех инициатив и текущей деятельности как министерства, так и региональной системы образования в целом.

В следующем году министерству необходимо:

- продолжить модернизацию региональной образовательной системы в соответствии с федеральным проектом по модернизации системы общего образования и действующими областными целевыми программами;

- обеспечить деятельность стажировочных площадок в рамках мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы;

- подвести итоги исполнения 4-летней областной целевой Программы реализации национального проекта «Образование» в Челябинской области за 2009-2012 годы;

- разработать Программу развития образования на 2013-2015 годы.


Источник  Министерство образования и науки Челябинской области
Регион  Южный Урал
Документ 

Возврат к списку

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

pobediteiy_olimp__77.jpg
pobediteiy_olimp__76.jpg
pobediteiy_olimp__73.jpg
pobediteiy_olimp__72.jpg
pobediteiy_olimp__71.jpg
pobediteiy_olimp__70.jpg
pobediteiy_olimp__69.jpg
pobediteiy_olimp__68.jpg
pobediteiy_olimp__67.jpg

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ITExpert
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD