Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Февраль 2019 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Управление модернизацией общего образования в Челябинской области

24 февраля 2012

Нам бы хотелось сегодня обсудить с вами состояние дел в системе общего образования Челябинской области, представить наши результаты по реализации комплекса мер по модернизации региональной системы общего образования в 2011 году и подходах к выбору направлений расходования средств проекта в 2012 году с позиции планируемых перспектив развития системы общего образования в Челябинской области, понять какие управленческие механизмы необходимо включить для решении поставленных задач.

Прежде всего, надо оценить исходное состояние системы. На слайдах представлены основные объемные показатели системы общего образования Челябинской области.

Назову некоторые:

Количество государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального, основного, среднего (полного) общего и специального коррекционного образования, - 912 (в т.ч. 26 вечерних), с общим контингентом обучающихся - 332 881 человек (на 4607 человек больше, чем в предыдущем учебном году, количество первоклассников увеличилось на 991 человек и составило 36 183 человека). Наша область занимает 10 место среди всех субъектов РФ по численности школьников.

Наполняемость классов на начало 2011-2012 учебного года в среднем по области составляет: в сельских школах - 13,8 чел., в городских школах – 24,5 чел.

Количество обучающихся на 1 учителя - 15 человек.

В городских школах обучается 268 413 (81% от общего количества), в школах сельской местности 64 468 (19%). В условиях подвоза обучается 14194 школьника (4,5% от общего количества обучающихся).

В системе общего образования Челябинской области работает (данные на 1.10.2011г.) 26 153 педагогических работника, в том числе 22 045 учителей:

в городских учреждениях – 15 754 (71% от общего количества),

в сельских школах – 6 291 (29%).

Кадровые потребности общего образования в педагогических специальностях удовлетворены на 93%. Наша первоочередная задача - совершенствование учительского корпуса, привлечение в школу и закрепление молодых специалистов, повышение социального статуса учителя, об этом мы еще будем говорить на съезде.

Расходы на отрасль «Образование» в областном бюджете в 2011 году выросли на 11,5% в сравнении с 2010 годом и составили 14,76 млрд. рублей (2010г. – 11,93 млрд. рублей, 2009 г. – 10,41 млрд. рублей).

Привлечению дополнительных финансовых средств на развитие региональной системы общего образования способствует участие в конкурсных отборах на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. Таким образом, в 2011 году в систему общего образования области привлечены дополнительно средства федерального бюджета в объеме 41,9 млн. рублей. (Проведение противоаварийных мероприятий в зданиях муниципальных общеобразовательных учреждений – 18,9 млн. рублей, реализацию мероприятий в рамках ФЦПРО – 16,0 млн. рублей, на реализацию экспериментального проекта по совершенствованию питания – 7,0 млн. рублей).

Основные направления развития общего образования Челябинской области определенны национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», Планом действий по модернизации общего образования
на 2011-2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р.

По состоянию на 1 сентября 2011 года в Челябинской области по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования обучается 46 415 учащихся, что составляет 33,7% от общей численности обучающихся 1 ступени.

Переход на новые образовательные стандарты сопровождается курсовой подготовкой педагогических и управленческих кадров для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.

Все учителя и руководители общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС НОО в апробационном режиме, и 80,5% учителей первых классов 2011-2012 учебного года прошли курсовую подготовку в объеме не менее 72 часов, 19,5% учителей обучились по модульному курсу на базе ЧИППКРО.

На реализацию мероприятий по введению ФГОС из регионального бюджета направлено 44 141, 17 тыс. рублей.

Отмечу также, что в законодательные акты Челябинской области, регулирующие вопросы нормативного финансирования образовательных учреждений, в 2011 году были внесены изменения, связанные с:

- введением в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (для обеспечения внеурочной деятельности);

- изменением нормы часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) с 20 часов до 18 часов в неделю учителям 1 - 11 (12) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы;

- увеличением базисных учебных планов на 1 час в неделю для введения 3-его урока физкультуры.

- введением дополнительного корректирующего коэффициента фонда оплаты труда за дистанционное обучение детей-инвалидов.

Однако в связи с переходом начальной и основной школы на новые ФГОС требует дальнейшего обновления учебная база школ, в том числе оборудование учебных кабинетов, оснащение рабочих мест учителей современным мультимедийным и интерактивным оборудованием и т.д.

Но приобретаемое оборудование должно быть экономичным и функциональным и, в первую очередь, эффективно работать на решение нашей главной задачи – обеспечение доступного качественного образования всем детям Челябинской области.

Справедливости ради, надо отметить, что выпускники школ области из года в год демонстрируют стабильные результаты обученности на Едином государственном экзамене: средний тестовый балл Челябинской области практически по всем предметам выше, чем общероссийский показатель.

Однако в сравнении с показателями 2009/2010 учебного года увеличилось количество выпускников 11(12) классов, не прошедших государственную (итоговую) аттестацию с 1,59 % в 2009/2010 учебном году до 2,48% в 2010/2011 учебном году.

Значит, есть проблема с организацией образовательного процесса в школах, и надо работать над использованием эффективных технологий обучения школьников.

Мы неплохо работаем с мотивированными детьми. Наши «одаренные» дети на олимпиадах, в творческих, интеллектуальных конкурсах стабильно показывают высокие результаты. Уже 6 лет мы держимся в «пятерке» лучших по итогам Всероссийской олимпиады школьников. Разработана и реализуется областная Концепция поиска и сопровождения одаренных и перспективных детей. На базе общеобразовательных учреждений области функционирует 31 предметная лаборатория, которые позволяют на высоком научном и организационном уровне обеспечить проведение и участие школьников в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах.

В прошедшем году на реализацию мероприятий данного направления израсходованы средства областного бюджета в объеме 9,9 млн. рублей, в том числе 7,1 млн. рублей на проведение олимпиад школьников.

При этом проблемой остается организация взаимодействия между школой и вузами, которое, как правило, системно обеспечивается в областном центре и крупных городах и остается пока мало востребованной формой работы в муниципальных районах.

Еще одна проблема – это ориентирование выпускников школ на потребности рынка труда. В области ведется активная работа по модернизации профессионального образования. С этой целью:

- утверждена областная целевая Программа развития профессионального образования в Челябинской области на 2011-2015 годы;

- создан областной Совет по кадровой политике;

- проводится оптимизация сети и реорганизация образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

- в областную образовательную систему переданы федеральные учреждения СПО;

- в целях распространения лучшего опыта взаимодействия предприятий, объединений работодателей и учреждений профессионального образования в 2011 году проведено 8 конкурсов профессионального мастерства по рабочим профессиям, востребованным на рынке труда.

Приоритетным направлением в области профессионального образования является развитие частно-государственного партнерства, объединение интересов государственных и общественных, социальных и экономических структур в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов.

И в этом направлении важна заинтересованная работа органов местного самоуправления, руководителей общеобразовательных учреждений, т.к. от продуманной, спланированной работы по подготовке кадров для конкретного производства в конкретном муниципалитете, в конечном счете, зависит и его, муниципалитета, дальнейшее развитие, а значит и социальная успешность наших воспитанников.

Коллеги!

Финансирование областных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Челябинской области осуществляется из бюджета соответствующего уровня по нормативному методу в расчете на одного воспитанника (обучающегося). Доведение нормативов финансирования до каждого образовательного учреждения Челябинской области осуществляется на региональном и муниципальном уровнях в рамках выполнения государственных (муниципальных) заданий на выполнение государственных (муниципальных) услуг.

В результате выполнения мероприятий по реализации Федерального закона от 08.05.2010г. №83-ФЗ с 1 января 2012 года в области функционирует:

59 автономных (6,4 %),

453 бюджетных (49,7 %),

400 казенных (43,9 %) общеобразовательных учреждений.

Завершен переход на отраслевую систему оплаты труда. В процессе перехода были проведены мероприятия, направленные на эффективное использование бюджетных ассигнований (передача непрофильных функций на аутсорсинг, оптимизация численности персонала, слияние учреждений с целью повышения качества образования и др.).

Переход на отраслевую систему оплаты труда сопровождался увеличением фондов оплаты труда образовательных учреждений.

Напомню: в прошлом году трижды происходило повышение ФОТ учреждений:

I этап – увеличение на 6,5% фонда оплаты труда всех образовательных учреждений с 1 июня;

II этап – увеличение на 22,1% фонда оплаты труда учителей с 1 сентября; увеличение на 30% ФОТ учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования;

III этап - увеличение на 6,5% фонда оплаты труда работников всех образовательных учреждений с 1 октября (за исключением учителей и дошкольных работников).

Так как системы оплаты труда устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, то каждая территория самостоятельно определила направление использования выделенных денежных средств в 2011 году. Ряд территорий пошли по пути увеличения размера выплат стимулирующего характера, другие территории увеличили не только размеры выплат стимулирующего характера, но и размер должностных окладов (в 18 из 43 территорий).

В результате данных повышений среднемесячная заработная плата учителя за сентябрь составила 15 071 рубль (83% от средней заработной платы по экономике). За четвертый квартал 2011 года среднемесячная заработная плата учителя составила 17 470,9 рублей.

Наибольший размер среднемесячной заработной платы учителей - в Копейском (22 630,67 руб.), Снежинском (23 486,07 руб.), Троицком (21 480,69 руб.) городских округах и Коркинском (19 186,23 руб.), Сосновском (19 094,46 руб.), Саткинском (17 908,7 руб.) муниципальных районах.

Произошел рост заработной платы и других категорий работников общеобразовательных учреждений, в том числе директоров школ.

В прошлом году на съезде мы анализировали заработную плату директоров школ области, сравнивали абсолютные цифры, говорили о проблемах муниципальных положений об оплате труда.

По итогам 2011 года средний размер заработной платы руководителей образовательных учреждений составил 26 241,01 рублей. Самый высокий в г. Снежинске - 43 352,82 руб., самый низкий в Кунашакском районе – 11 721,09 рублей.

По итогам IV квартала средний размер заработной платы руководителей по области составил 32 931,48 рублей.Наибольшая средняя заработная плата за IV квартал 2011 года у руководителей Снежинского (51 589,17 руб.), Челябинского (49 652,31 руб.), Миасского (49 558,6 руб.), Копейского (46 790,61 руб.) городских округов и Саткинского (44 056,77 руб.), Ашинского (40 753,85 руб.), Каслинского (33 717,78 руб.), Кусинского (30 921,27 руб.) муниципальных районов.

Основным показателем, определяющим размер заработной платы руководителей, является средний размер заработной платы основных работников. Коэффициент их кратности по области в IV квартале 2011 года составил 1,88.

Высокий коэффициент в городах Миассе (3,0), Челябинске (2,66), Снежинске (2,2); в районах Каслинском (2,26), Саткинском (2,46) и Кусинском (2,27).

При этом в Карталинском районе в IV квартале 2011 года средняя зарплата директоров – 13 868,63 рублей, а учителей – 15 081,17 рублей.

Заработная плата руководителей зависит также и от надбавки стимулирующего характера за результаты труда. Размер данной надбавки устанавливает учредитель по показателям оценки эффективности их деятельности.

Обращаю внимание, что в связи со вступлением в силу 83-ФЗ в дополнительных соглашениях к трудовым договорам с руководителями бюджетных и автономных образовательных учреждений необходимо указывать показатели оценки эффективности деятельности руководителей образовательных учреждений.

Коллеги! Необходимо сделать так, чтобы формирование и начисление заработной платы было понятным, прозрачным и доступным всем сотрудникам учреждений. Хотелось бы, чтобы на сайтах управлений образования, школ были представлены положения об оплате труда, калькулятор заработной платы разных категорий работников учреждений. Очень рекомендую руководителям муниципальных органов управления, лидерам профсоюзных организаций, директорам школ регулярно знакомиться с данными электронного мониторинга «Наша новая школа» на сайте kpmo.ru, где, в том числе, представлена средняя заработная плата учителей по каждому образовательному учреждению Российской Федерации.

Уважаемые участники съезда!

В 2011 году в рамках выполнения поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина по модернизации региональных систем общего образования мы разработали комплексный план модернизации системы общего образования в Челябинской области, направленный на создание современных условий организации образовательного процесса, обеспечение высокого качества общего образования в соответствии со стратегическими ориентирами национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Областной комплекс мер утвержден Распоряжением Губернатора от 01.07.2011 г. № 642-р, в нем определены основные задачи и направления проекта:

1. Обеспечение качественных условий образовательной деятельности через:

- развитие школьной инфраструктуры;

- модернизацию базовых школ и оснащенность учреждений для создания центров дистанционного образования;

- подготовку, переподготовку и повышение квалификации учителей и руководителей школ; привлечение молодых учителей для работы в общеобразовательные учреждения.

- комплектование школьных библиотек, развитие сети медиатек, приобретение электронных образовательных ресурсов;

- осуществление мер, направленных на энергосбережение.

2. Повышение заработной платы учителей.

В соответствии с соглашением между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Челябинской области в 2011 году в бюджет Челябинской области поступила субсидия из федерального бюджета на модернизацию региональной системы общего образования в объеме 452 723, 0 тыс. рублей (доля софинансирования из средств бюджета Челябинской области составляет 62 907,0 тыс. рублей). Средства федерального бюджета, поступившие в 2011 году, в полном объеме направлены бюджетам муниципальных районов и городских округов Челябинской области для возмещения произведенных в 2011 году кассовых расходов местных бюджетов, связанных с исполнением расходных обязательств, предусмотренных комплексом мер по модернизации общего образования.

Средства федеральной субсидии способствовали решению ключевой задачи проекта – повышению заработной платы учителей области.

В результате поэтапного повышения фондов оплаты труда и увеличения нормативов финансирования учреждений мы превысили плановое значение показателя. Среднемесячная заработная плата учителя по итогам 4 квартала составила 96,2% от средней в 1 квартале заработной платы по экономике региона.

Надо отметить, что в 18 территориях Челябинской области среднемесячный размер заработной платы учителя (по итогам года) уже превышает среднемесячную заработную плату работников по крупным и средним предприятиям данного муниципалитета.

Выполнение мероприятий комплекса мер позволило обеспечить достижение плановых показателей результативности предоставления субсидии в 2011 году. Достигнуты плановые значения по всем показателям эффективности использования федеральной субсидии, установленным соглашением между Правительством Челябинской области и Министерством образования и науки Российской Федерации:

- доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (план -13%, факт – 13%);

- доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (план -10%, факт – 10%);

- доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей (план -25%, факт – 25%);

- доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (план -20%, факт – 28,8%);

- обеспечена положительная динамика по снижению потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов.

Итоги реализации комплекса мер по модернизации региональной системы общего образования в 2011 году и полученные эффекты представлены на слайдах и соотнесены с основными направлениями развития системы общего образования Челябинской области:

· Переход на новые образовательные стандарты

· Поддержка одаренных детей и талантливой молодежи

· Совершенствование учительского корпуса

· Изменение школьной инфраструктуры

· Сохранение и укрепление здоровья школьников

· Развитие самостоятельности школ

Эффективность использования бюджетных средств по мероприятиям оценивается динамикой достижения индикатора «Доля обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к условиям образовательного процесса». За прошедший год значение увеличилось с 41,2% до 52,5%. Таким образом, 165 705 школьников Челябинской области обучаются в условиях, отвечающих современным требованиям (2010 год – 128 289 человек).

Этот показатель является для нас одним из ведущих в оценке деятельности руководителя каждого образовательного учреждения, т.к. является неотъемлемой частью оценки качества образования и существенным образом влияет на уровень учебных и внеучебных достижений школьников.

Уважаемые коллеги!

Система образования – это стратегическая отрасль, наша деятельность во многом предопределяет дальнейшее социально-экономическое развитие региона.

В 2008 году Законодательным Собранием Челябинской области утверждена Стратегия социально-экономического развития области до 2020 года. В стратегии определены основные направления деятельности, ориентированные на формирование нового качества жизни, которое обеспечивается всеми сферами деятельности, в том числе и развитием системы современного образования.

Стратегической целью развития образования региона до 2020 года является повышение доступности качественного образования на основе инновационных технологий.

Для достижения стратегических ориентиров мы должны прогнозировать объемные показатели системы, тенденции и тренды ее развития.

В соответствии с прогнозными цифрами 2020 года по изменению количества обучающихся мы уже сейчас можем планировать:

- требуемое для реализации задач образования количество педагогического персонала: Для этого необходимо сопоставить потребности с текущей кадровой ситуацией, сформулировать адресный заказ учреждениям профессионального педагогического образования на подготовку необходимых кадров к определенному сроку;

- потребность в площадях для организации обучения в соответствии с требованиями СанПин: надо рассчитать суммы затрат на необходимую реконструкцию или строительство учреждений (а возможно, перепрофилирование зданий учреждений под образовательные учреждения других типов);

- финансовые объемы госгарантий на обучение школьников с учетом корректировок в нормативах финансирования в соответствии с общими тенденциями модернизации образования, задачами обновления содержания и поэтапного введения ФГОС начального и основного общего образования;

- динамику количества школьников, обучающихся в современных условиях: надо уже сейчас просчитать объем средств на обновление оборудования и оснащение учреждений, использование современных технологий обучения и т.д.

Я обращаю внимание руководителей: в своей управленческой деятельности мы должны учитывать общие перспективы развития экономики, сферы промышленного и сельскохозяйственного производства, здравоохранения, демографической ситуации конкретного муниципалитета, поселения, что, безусловно, поможет нам грамотно определить перспективы развития системы образования в целом, необходимости в учреждениях для детей с иными образовательными потребностями, в малокомплектных, сельских школах, заранее начать работу по обеспечению доступного качественного образования за счет реструктуризации сети, ремонта, реконструкции, строительства зданий, обеспечению дистанционного обучения в удаленных школах или подвоза обучающихся, использования современных технологий обучения, обеспечения кадрами, в решении других проблем.

Прогнозные цифры позволили нам сформулировать задачи и ожидаемые эффекты по достижению стратегической цели развития образования в области. Это:

1) создание в общеобразовательных учреждениях условий для внедрения на всех ступенях обучения федеральных государственных образовательных стандартов (достижение 100% на ступенях начального общего и основного общего образования);

2) формирование на региональном уровне системы оценки качества образования, позволяющей оперативно анализировать и эффективно влиять на развитие системы;

3) создание в школах современной информационно-коммуникационной среды, включающей в себя WI-FI зоны с широкополосным Интернетом, единую электронную информационную сеть и электронный документооборот;

4) разработка стандарта педагогических профессий, формирование адресного заказа учреждениям профессионального педагогического образования;

5) полное замещение существующих форм повышения квалификации новыми моделями, предполагающими индивидуализацию траекторий профессионального развития;

6) обеспечение мобильных механизмов дистанционного образования обучающихся, доступа к современным образовательным ресурсам, в т.ч. через развитие «облачных» технологий, сети медиатек и медиацентров; оснащение библиотек современными учебными пособиями и ресурсами;

7) организация профильного обучения на ступени старшей школы во всех средних школах области;

8) реализация областной концепции сопровождения и поддержки одаренных и перспективных детей.

Исходя из стратегических задач развития системы общего образования Челябинской области, текущего состояния системы в целом и конкретных общеобразовательных учреждений, в которых необходимо создать современные условия для организации учебного процесса в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, мы вместе с руководителями муниципальных органов управления образованием постарались распределить расчетные средства федеральной субсидии так, чтобы увеличить количество школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к условиям образовательного процесса. (За расчетную единицу субсидии, направляемой в муниципалитеты, мы брали количество школьников).

Коллеги!

Планируя мероприятия на 2012 год мы определили и приоритетные направления реализации проекта модернизации:

1) создание в общеобразовательных учреждениях условий, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к условиям образовательного процесса для внедрения ФГОС;

2) модернизация учебно-лабораторной, учебно-производственной и информационно-коммуникационной базы школ для обеспечения нового качества образовательных результатов в соответствии с технологическими и социально-экономическими изменениями;

3) модернизация базовых общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся различных категорий (учащихся удаленных сельских школ, детей-инвалидов, одаренных детей) и расширения парка школьных автобусов в целях обеспечения доступности качественного образования;

4) удовлетворение потребностей системы общего образования в квалифицированных кадрах через совершенствование системы повышения профессиональной компетентности педагогических работников и руководителей школ, привлечение и закрепление молодых педагогов, формирование резерва управленческих кадров;

5) пополнение фондов школьных библиотек и медиатек учебниками и учебными пособиями, художественной и справочной литературой на печатной и электронной основе.

Распоряжением Правительства Российской Федерации бюджету Челябинской области в 2012 году предусмотрены средства федерального бюджета в объеме 1 370,626 млн. рублей.

Объем средств областного и местных бюджетов на мероприятия модернизации общего образования составляет 140,7 млн. рублей (областной бюджет - 72,1 млн. рублей, местные бюджеты – 68,6 млн. рублей). Эти суммы уже зафиксированы в соглашении, и мы не можем их менять.

С учетом приоритетности направлений наибольшие объемы средств федерального бюджета направляются на:

- приобретение оборудования (35% от общего объема средств федерального бюджета – 479,5 млн. рублей);

- развитие школьной инфраструктуры (25,9% - 354,9 млн. рублей);

- пополнение фондов школьных библиотек (13,6% - 187,0 млн. рублей).

(Средства по другим направлениям:

- приобретение транспортных средств - 143,7 млн. руб. (10,5%);

- осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования - 94,4 млн.руб.(6,9%);

- проведение капитальных ремонтов - 83,2 млн.рублей (6,1%);

- повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей и учителей - 15,9 млн.рублей (1,2%);

- организация дистанционного обучения - 11,5 млн.рублей (0,8%).

Ожидаемые эффекты выполнения в 2012 году мероприятий комплекса мер представлены на слайдах:

1) увеличение с 52% до 70% доли обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к условиям образовательного процесса (количество школьников, обучающихся в современных условиях, увеличится на 56 000 человек), за счет:

приобретения современного спортивного (в 355 школах) и медицинского оборудования (в 354 школах), технологического оборудования (в 354 школах и мебели для школьных столовых (в 116 школах),

проведения капитальных ремонтов и реконструкции 51 школы, что снизит потребность в капитальном ремонте на 41%;

эффективного использования энергоресурсов (во всех учреждениях будут установлены счетчики учета тепла, энергии, воды);

проведения ремонтных работ спортивных залов в 114 школах (доля школ, в которых спортивные залы соответствуют современным требованиям, увеличится до 65%);

ремонта систем холодного и горячего водоснабжения в 97 школах (доля школ с действующей системой холодного и горячего водоснабжения, обеспечивающей необходимый санитарный и питьевой режим в соответствии с требованиями, увеличится до 98,5%).

2) обеспечение качественного образования для всех школьников, переход на обучение школьников по ФГОС начального и основного общего образования, использование современных технологий обучения:

организация дистанционного обучения увеличит с 72 до 137 количество школ (из 230 базовых школ), обеспечивающих дистанционное обучение школьников, позволит отработать механизмы сетевого взаимодействия базовых и удаленных сельских школ;

проведение ремонтных работ в областном лицее-интернате позволит к началу следующего учебного года открыть областной Центр сопровождения и поддержки одаренных детей.

приобретение учебно-лабораторного, учебно-производственного и компьютерного оборудования позволит оснастить школы современным учебным оборудованием (136 компьютерных классов, 7775 комплектов лабораторного оборудования для кабинетов физики, химии, биологии, оборудование для кабинетов начальных классов 95 школ, 2 591 АРМ учителя, 130 интерактивных комплекса, 461 станка, 1122 единицы швейного оборудования и др.) и обеспечит 80% кабинетов начальных классов АРМами учителя.

приобретение 100 школьных автобусов снизит на 50% потребность в новых автобусах и обеспечит безопасный подвоз обучающихся из отдаленных населенных пунктов.

3) совершенствование учительского корпуса: результатом деятельности по совершенствованию системы повышения квалификации педагогических работников станут сформированные механизмы персонифицированных моделей повышения квалификации.

Одновременно с реализацией комплекса мер в 2012 года будет продолжена работа по повышению заработной платы учителей: средняя заработная плата в 4 квартале 2012 года достигнет 19 522,4 руб. (станет равной средней зарплате по экономике региона в 1 квартале 2012 года, рост в течение года составит 2953,7 руб.) На эти цели в областном бюджете дополнительно предусмотрены средства в объеме почти 600 млн. руб. Кроме того, сделаны расчеты по возможному повышению заработной платы других специалистов системы образования (в первую очередь, очень важно повысить зарплату преподавателей и мастеров производственного обучения в системе НПО-СПО, воспитателей в школах-интернатах).

Коллеги! Буквально две недели назад мы провели собеседование со всеми руководителями муниципальных органов управления образованием, обсудили, на какие цели направляются средства федерального бюджета, каких качественных результатов можно будет ожидать от выполненных мероприятий. Обращаю внимание, что все мероприятия, которые проводятся в рамках модернизации общего образования, необходимо обсуждать в коллективах школ, они должны быть обязательно представлены для публичного знакомства и контроля на сайтах учреждений и органов управления образованием. Это обязательное требование проекта.

Сейчас готовится Постановление Правительства области, которое утвердит направление средств модернизации региональной системы общего образования на конкретные мероприятия в разрезе муниципалитетов.

Комплекс мер на 2012 год, представленный Министерством, уже согласован Федеральным Минобром, до 1 марта должно быть также подписано соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Челябинской области. После чего первая половина федеральной субсидии придет в область, а затем в муниципалитеты. Наша задача своевременно и качественно освоить все средства, не допустить нецелевого расходования, получить запланированные эффекты по обеспечению в школах современных условий. Второй транш будет направлен в субъекты в августе. Поэтому очень важно определить очередность выполнения мероприятий и не сорвать сроки. Как и в прошлом году, объем средств Федеральной субсидии на 2013 год будет определяться в соответствии с достижением запланированных индикативных показателей в 2012 году.

Надо отметить, что вся работа по реализации комплекса мер осуществляется совместно с областной организацией профсоюза работников образования и науки. И здесь я хотел бы обратиться к лидерам профсоюзных организаций, других общественных организаций, СМИ, родителям. Надо помогать руководителям, встречаться с общественностью, разъяснять задачи, которые стоят перед школой, обеспечивать открытость и прозрачность деятельности учреждений. Публичность системы образования имеет свою оборотную сторону. Каждый может критиковать, знает, «как учить». Хотелось бы, чтобы гражданское общество, оценивая процесс и результаты модернизации общего образования, обеспечивало и соответствующий уровень социальной ответственности за свои действия.

Уважаемые коллеги! Надо активнее использовать ресурсы общественных организаций, средств массовой информации, интернета для популяризации нашей деятельности и нашей профессии. Мы не должны скромничать. Надо рассказывать о своих достижениях и социальных эффектах нашей деятельности, о преимуществах педагогического труда и социальных гарантиях нашим работникам, о людях, работающих в системе, и наших воспитанниках.

Считаю, что мы еще не полностью используем информационные ресурсы в своей работе. Сайты учреждений не отражают всей огромной работы, которая ведется в школах, нет сравнительных материалов. Мы не участвуем в интернет-форумах, которые особенно активно посещает молодежь, в активных формах публичного общения с населением, ограничиваясь рамками классного или школьного родительского собрания. Нам есть чем гордиться, и есть, о чем говорить с обществом.

В заключение выступления я хотел бы остановиться на актуальных темах, связанных с организацией образовательного процесса.

1. В этом году нас ждет изменение базисного учебного плана в связи с введением с 2012-2013 учебного года во всех 4-х классах обязательного предмета «Основы духовно-нравственной культуры и светской этики». Это потребует проведения дополнительных организационно-управленческих мероприятий, в том числе связанных с реализацией права родителей школьников на выбор предметного модуля для изучения ребенком.

2. В настоящее время в Федеральном Минобре готовится приказ, утверждающий порядок приема граждан в общеобразовательные учреждения, текст которого был опубликован на сайте для обсуждения и вызвал различную реакцию общественности. Обращаю внимание, что правила приема граждан в учреждения для обучения определяются учреждением самостоятельно, закрепление проживающих на территории муниципалитета граждан за образовательными учреждениями определяется локальными актами муниципалитетов. Прошу не доводить ситуацию по приему в первый класс (особенно в больших городах) до абсурда.

3. Еще хочу обратить ваше внимание на обеспечение школьников учебниками. В настоящее время уже формируется централизованная заявка на приобретение учебников для школ. Наша позиция: в первоочередном порядке мы обеспечиваем всех школьников, обучающихся по ФГОС НОО и ООО.

4. Особого внимания требует проект «Дистанционное обучение детей-инвалидов», в котором могут участвовать школьники, имеющие сохранный интеллект и по медицинским показаниям заключение об обучении на дому и разрешение на использование в учебном процессе компьютерного оборудования. Проект сложен в техническом и юридическом исполнении. Но, прежде всего, он сложен в социально-психологическом плане. Ваша небрежность в указании данных на детей привела к тому, что в 3-ей очереди мы исключили из проекта почти 50 детей, якобы сменивших адрес места жительства. С учетом детей, объективно выбывших из проекта (снятие инвалидности или обучения на дому), отказа педагогов от участия в проекте (объективного и субъективного) мы вместо заявленных на конкурс 500 человек подключаем чуть больше 300. Деньги возвращаем в назад в федеральный бюджет. У нас остается только этот год, для того, чтобы воспользоваться запланированными федеральными средствами и дать возможность полноценно обучаться детям-инвалидам.

Коллеги, мы в своих управленческих действиях, прежде всего, должны руководствоваться здравым смыслом, разумностью принимаемых решений, нацеленностью их на главный результат нашей деятельности – обеспечение современного качества образования граждан.

Буквально на днях в опубликованной на своем сайте статье Владимир Владимирович Путин написал: «Наша система образования и воспитания должна отвечать вызовам нового времени. Инвестиции в образование станут нашим ключевым бюджетным приоритетом. Ведь это не только подготовка кадров для экономики, но и важнейший фактор социального развития общества, формирования объединяющих нас ценностей.»

И еще раз хочу вернуться к теме педагогических кадров, которые решают многое в обеспечении качественного образования. И это не только вопросы привлечения и закрепления молодых специалистов, повышение квалификации работающих педагогов, подготовка резерва управленческих кадров. Нам очень важно сегодня позиционировать нашу сферу деятельности, педагогические профессии как работу престижную и социально перспективную. Нам надо себя по-хорошему пиарить, давать отпор бытовым необоснованным обвинениям в непрофессионализме и бездействии. Я призываю вас активнее работать с общественностью, со средствами массовой информации, выходить на форумы в интернете, использовать в своей работе ресурс общественного мнения, контроля и оценки.

И в этой связи хотелось бы отметить позитивный эффект от деятельности президиума съезда руководителей, совета руководителей муниципальных органов управления образования, поблагодарить коллег за включенность в обсуждение актуальных проблем развития региональной системы образования.


Источник  Вектор ОбразованиЯ
Место  Челябинск
Раздел  Общее образование
Регион  Южный Урал
Документ 

Возврат к списку

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

pobediteiy_olimp__77.jpg
pobediteiy_olimp__76.jpg
pobediteiy_olimp__73.jpg
pobediteiy_olimp__72.jpg
pobediteiy_olimp__71.jpg
pobediteiy_olimp__70.jpg
pobediteiy_olimp__69.jpg
pobediteiy_olimp__68.jpg
pobediteiy_olimp__67.jpg

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ITExpert
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD