Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Евгений ЯМБУРГ: Школа превратилась в место, где дети мешают администрации и учителям работать с документами

Евгений ЯМБУРГ: Школа превратилась в место, где дети мешают администрации и учителям работать с документами
06 декабря 2012 У российских учителей появится собственный профессиональный стандарт. Один из его вариантов Минобрнауки предложило разработать директору Центра развития образования № 109 Москвы, члену Общественного совета Министерства образования и науки России Евгению ЯМБУРГУ.

Во время мастер-класса для южноуральских педагогов, организованного международной ассоциацией «Всё настоящее - детям», учредителями которой являются Фонд Олега МИТЯЕВА и благотворительный фонд Bright Future International, Евгений ЯМБУРГ пояснил «Вектору образования» некоторые детали будущего стандарта.

- Для чего нужны новые профессиональные стандарты учителя?

- Стандарты надо менять - жизнь меняется. Те квалификационные характеристики, которые сейчас существуют, во многом формальны и отвлекают учителя. Например, он должен создавать рабочие программы, которые никому не нужны. Такие бессмысленные занятия превращают школу в место, где дети мешают администрации и учителям работать с документами.

Но дело не только в этом. У педагога, как и у спортсмена, есть программа обязательная и программа произвольная. Учитель обязательно должен знать свой предмет и владеть информационными технологиями.


Согласитесь, смешно описывать в стандартах, что учитель математики должен знать тригонометрические функции, а учитель словесности - разбор синтаксических конструкций. Хотя, к сожалению, и это иногда - проблема.


Произвольная программа - это творчество. Но стандарт и творчество не должны противоречить друг другу. Ведь элементы обязательной программы не мешают фигуристам прыгать тройной тулуп в произвольной. Мы же добились того, что в массовом сознании стандарт воспринимается исключительно как цепи. А ведь стандарт - это ориентир, он не должен быть средством насилования учителя, мелочной регламентации.

Кроме этого, сейчас возникают совершенно новые педагогические ситуации, которые требуют от учителя иных компетенций. Например, инклюзивное образование, работа с одаренными детьми. Вы сможете ликвидировать истерику у девиантного ребенка, если вас не научили? Объяснить детям с задержкой развития какую-то тему без знания дефектологии? Учитель - это не просто предметник, это специалист по ребенку. А дети сегодня стали сложными.

Еще один момент. Есть некоторые качества личности, без которых в школе работать нельзя: умение работать в команде, брать на себя ответственность за принимаемые решения, быть открытым к изменениям. Это тоже компетенции. Но их можно выявить только в ходе стажировок. А в педагогических вузах практика сведена к нулю. Мне бы очень хотелось, чтобы реформаторы попали на стол к хирургу, который не прошел клинической подготовки. Представьте себе студента-медика, который теорию знает, но в клинике был 15 часов - столько студенту педагогического вуза сегодня отводится на школу.

Сейчас половина педагогических вузов закрыта; сливаясь с классическими университетами, они утрачивают психолого-педагогическое содержание, и мы получаем абсолютно неготовых учителей.

Поэтому, меняя стандарт для учителей, нужно немедленно, «в одном пакете», вносить поправки в стандарты высшего педагогического образования.

Кроме этого, профессиональный стандарт учителя должен опираться на правовое и финансовое обеспечение школы нового формата.

- Вы говорите о школе нового формата. А готовы ли учителя к новым требованиям?

- Учителей надо учить. У нас отвратительные стандарты старшей школы и изумительные - начальной. Для того, чтобы они стали изумительными, была подготовлена база, а это дорогое удовольствие. Но учителей обучали, и они задышали другой жизнью.

Если первоклассник сегодня для развития моторики сам лепит кукол, потом ставит их на специальную станцию, чтобы создать мультфильм, подкладывает музыку (несложно, как выяснилось) и озвучивает (он еще писать не умеет, но уже говорит) - это совсем другое обучение. И учительница чувствует себя не занюханной теткой, а работает вместе с ним, у нее растет самоуважение.

Этим надо серьезно заниматься, а не декларациями о намерениях. Но, как мне сказал один руководитель, «для меня вектор развития - это неукоснительное выполнение распоряжений федерального министерства». И такое встречается.

Решение всех этих задач требует системного мышления, а не реактивно-ситуативного управления: где загорелось - там и тушат.

- На ваш взгляд, новый закон «Об образовании» - тушение пожара или системный документ?

- Это сложный документ. Идет серьезная борьба разных интересов. Какие-то прорывы произошли. Например, на первом этапе совершенно игнорировалось начальное профессиональное образование, сейчас его удалось включить.

Изменится типология школ, это плюс. Я директор Центра развития образования, а что это за учреждение? И лицей, и гимназия, и ПТУ, и коррекционная школа - все в одном наборе. С принятием закона каждый руководитель сможет «набирать» любые программы.

Есть и минусы. Закон «Об образовании» нельзя рассматривать в отрыве от 131-го и 83-го федерального законов. Последний, по сути, открывает шлюзы для монетизации школ, и возникает интересная ситуация.


С одной стороны, провозглашается бесплатное образование, с другой - змеиным педагогическим шепотом директору школы говорят: «Хватит сидеть на госбюджете. Зарабатывай!» И руководитель попадает между Сциллой и Харибдой.


Тут присутствует некоторое фарисейство, и люди это понимают.

Абсолютно не прикрыто дополнительное образование, хотя некоторые поправки уже появились. Вошла и часть предложений из альтернативного законопроекта, выдвинутого КПРФ. И хотя я антикоммунист, считаю это победой.

Закон должен был быть принят уже сейчас, но его вновь отложили. Значит, сигналы «наверх» все-таки доходят.

- Выступая с лекцией в Челябинске, вы говорили об угрозах современному обществу: нравственном кризисе, генетических изменениях. Какая самая страшная?

- Это вырождение нации, изменение демографической картины мира. В Челябинске, возможно, это еще пока не так заметно. В Москве уже кипящий котел, в Париже еще хуже.

Грядет и экологическая катастрофа, истекают запасы пресной воды, лет через двадцать она закончится совсем. И все следующие войны будут за воду. Значит, надо уже сейчас учиться ограничениям.

Хотя, по большому счету, это не трагедии, а задачи, которые нужно решать. Необходима обдуманная стратегия развития, но люди все в состоянии решить, поверьте.


Теги: стандарты, школа, общество
Автор  Татьяна РОМАНОВА
Источник  Вектор образованиЯ
Место  Челябинск
Раздел  Общее образование

Возврат к списку

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

pobediteiy_olimp__77.jpg
pobediteiy_olimp__76.jpg
pobediteiy_olimp__73.jpg
pobediteiy_olimp__72.jpg
pobediteiy_olimp__71.jpg
pobediteiy_olimp__70.jpg
pobediteiy_olimp__69.jpg
pobediteiy_olimp__68.jpg
pobediteiy_olimp__67.jpg

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD