Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Вперед в прошлое

11 сентября 2013

Главы южноуральских ссузов ждут выхода из «демографической ямы»

В середине июля Федерация независимых профсоюзов России выступила с инициативой гарантировать трудоустройство выпускникам профессиональных учебных заведений, если за их обучение платил муниципалитет или конкретное предприятие.

«Вектор образования» поинтересовался у руководителей ссузов, стоит ли вводить принудительное распределение выпускников и нужна ли модернизация системы приема абитуриентов в техникумы и колледжи.


sidorov_2.jpg  


Виктор СИДОРОВ,
директор Златоустовского
индустриального колледжа
им. Аносова:
- У нас в колледже распределение выпускников технических специальностей никогда не прекращалось. В этой системе есть много хорошего. Например, при поступлении и родитель, и абитуриент уверены, что их деньги и время не будут потрачены зря. Однако я против того, чтобы распределение было принудительным. Некоторые главы предприятий до сих пор думают, что мы им обязаны подготовить специалиста. При этом сами ничего не делают для того, чтобы привлечь потенциальных работников, и удивляются, когда выпускники к ним не идут.

У наших студентов есть возможность познакомиться с будущими работодателями во время учебно-производственных практик. Начиная с третьего курса, мы отправляем их на предприятие, где они решают, стоит ли здесь работать. В свою очередь сотрудники организации присматриваются к нашим студентам. 80 % выпускников Златоустовского индустриального колледжа остаются работать на предприятии, где проходили практику. Эта система «смотрин» выстроена в первую очередь для того, чтобы помогать выпускнику в трудоустройстве, и только потом - формировать кадры для предприятия.

К нам в колледж, как правило, поступают местные абитуриенты. Мы с ними начинаем работать еще со школы: организуем профильные классы, водим экскурсии на предприятия-партнеры. Всех абитуриентов безоговорочно принимать не нужно - необходимо проводить профориентационную работу. И было бы не лишним сделать обязательными тесты по профпригодности при поступлении в ссуз, для того чтобы абитуриент не совершил ошибки и не потерял зря несколько лет.


poroshin-2.jpg    
  



Владимир ПОРОШИН, замдиректора по системе СПО
Озерского технологического
института НИЯУ МИФИ,
экс-директор Озерского
строительно-коммунального
техникума:
- Я полностью поддерживаю политику распределения выпускников и ссузов, и вузов, которая существовала в СССР. Сейчас к ней хотят вернуться, потому что ничего лучше придумать нельзя. Однако в современных условиях распределение необходимо вводить только для студентов, обучающихся на бюджете. Государство тратит на них деньги, давая возможность получить образование бесплатно. Этот «долг» необходимо вернуть, поработав три года по специальности. Тогда и работодателям будет комфортно (они обеспечены кадрами), и преподавателям спокойно - обучая студентов, они потратили время и силы не зря. Конечно, выпускники со мной могут не согласиться, но, во-первых, три года - это не так много, чтобы чувствовать себя ущемленным в правах и свободах, а во-вторых, - это справедливая цена за бесплатное обучение.

Без системы распределения выпускников государство и общество страдают. Например, сейчас все говорят, что не хватает учителей, однако в педагогические вузы и ссузы поступает огромное количество студентов, а до школы доходят лишь 9 % педагогов. При системе распределения этого бы не случилось.

У нас в городской службе занятости после окончания Озерского строительно-коммунального техникума встают на учет только один-два выпускника, потому что дорожники нужны всегда. Другое дело, что качеством абитуриентов ссузы похвастаться не могут - общество продолжает «сидеть» в «демографической яме». Выпускники школ стремятся поступать на бюджет в вузы, и к нам приходят те, кто не прошел через сито университетов. Поэтому ни о какой модернизации системы приема абитуриентов в ссузы не может идти и речи. Сейчас техникумы и колледжи живут по принципу «Лишь бы студенты пришли».



shilova-2.jpg   


Татьяна ШИЛОВА,
директор Миасского
государственного колледжа искусства и культуры:
- Я думаю, что стоит ввести распределение. Система существовала и раньше, от этого никто не умер. Тем более что закрепление выпускников за предприятиями гарантирует им трудоустройство и занятость сразу по окончании учебы. В нашем колледже существует подобная система, с той разницей, что студенты сами ищут себе место работы. Они приносят вызовы из музыкальных школ или дворцов культуры, где хотели бы работать, а мы распределяем их с учетом пожеланий. То есть фактически все выпускники (если они не поступают в вуз) имеют представление о своей дальнейшей судьбе и не переживают о трудоустройстве.

Мы уже много лет работаем по традиционной схеме приема абитуриентов. Главным критерием отбора является творческий конкурс, благодаря которому нам сразу удается оценить личные данные и потенциал поступающих. Единственным последним новшеством стал отказ от диктанта и изложения на вступительных экзаменах. Мы заменили их конкурсом аттестатов. В остальном у нас нет необходимости что-то менять.



tuber_2.jpg   
   



Игорь ТУБЕР,
директор Южно-Уральского
государственного технического
колледжа:
- А можно ли работодателей принудительно заставить брать к себе на работу выпускников? Мы живем в другой стране, где принципы обязаловки уже не действуют. Как можно лишить студентов свободы и сделать им благо?

Другое дело, если работодатели сами нуждаются в новых кадрах. К нам часто приходят представители предприятий, которые вступают в открытый диалог со студентами, обе стороны общаются, предъявляют требования, договариваются о сотрудничестве. Нам нужно поучиться у Германии, где практикуют дуальное обучение, когда студент учится и работает одновременно. Предприятие еще по окончании школы выбирает конкретного абитуриента, оплачивает его обучение в колледже, а во время каникул - трудоустраивает. Естественно, после получения диплома выпускник остается работать на этом предприятии. И это намного лучше, чем подневольное трудоустройство.

В системе приема нечего менять. Мы принимаем всех, кто хочет учиться у нас. Проблема не в том, какими должны быть вступительные экзамены, а откуда нам взять абитуриентов. Сегодня никто не хочет быть металлургом или сварщиком, все хотят быть менеджерами. А это уже вопрос социального ориентирования в обществе. И вот с этим надо бороться.


Теги: ссуз, выпускник, абитуриент
Автор  Анна ХУДЯКОВА, Евгения ЧЕРНОВА
Источник  Вектор образованиЯ
Раздел  Профессиональное образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD