Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Учитель информатики, тренер по робототехнике Лариса СОЛОВЬЕВА: Между командами нет единения даже в рамках города, идет постоянная борьба за лидерство

Учитель информатики, тренер по робототехнике Лариса СОЛОВЬЕВА: Между командами нет единения даже в рамках города, идет постоянная борьба за лидерство
09 октября 2013

В ноябре в Индонезии пройдет финал Всемирной олимпиады по робототехнике для школьников. Защищать честь страны на мировом уровне в составе сборной будут и семь южноуральских команд. О нюансах подготовки и конкуренции внутри российской сборной «Вектору образования» рассказала тренер команд-призеров всероссийского этапа «Ньютон», «Альянс» и «Бином», учитель информатики миасской школы № 4 Лариса СОЛОВЬЕВА.

– Как вам удалось попасть в российскую сборную сразу с тремя командами?

Наверное, это наш год. Раньше призовые места на российских и мировых соревнованиях у нас были, но обычно выстреливала только одна команда в одном из трех видов состязаний.

В этом году на всероссийских соревнованиях младшая команда показала лучший свой результат: от москвичей у них было отставание всего 0,15 секунды, но судьи отказались присуждать два первых места, поэтому мы стали вторыми.

Средняя и старшая команды на 4-м этапе всероссийского отбора в робототехническом лагере не смогли сделать все идеально и попали в сборную четвертыми из четырех возможных команд. У них был лучший результат по времени, но из-за погрешностей в дополнительном («сюрпризном») задании победить они не смогли.

Секрет успеха наших учеников, сумевших попасть в сборную, прост: мы не сидим на месте и стараемся избежать синдрома «первого места». Летом, когда все ушли на каникулы, мы продолжали тренировки. Чтобы дети не расслаблялись, мы работали по скайпу или телефону, кроме того, раз в неделю мы встречались в школе.

– Дети не жаловались, что у них нет каникул?

– Это увлеченные ребята. Когда ты занимаешься тем, что тебе нравится, найти свободное время не проблема. У каждого из моих детей есть дома поле, чтобы они могли тренироваться со своим роботом в реальных условиях. В школе мы собираемся летом для того, чтобы оценить результат домашнего задания и получить новое. Для пространственного мышления мои дети собирают и разбирают кубик Рубика.

Сейчас много немотивированных детей, которые только и говорят: «Отстаньте от меня, не трогайте, зачем мне это надо?!», а мои сами выдвигают идеи, предлагают сделать так или по-другому. От увлечения робототехникой мало кто отказывается. В таких секциях собирается особый контингент детей: кроме робототехники, у них масса других увлечений, но они все успевают и не стонут, когда что-то не получается. Учатся все хорошо, в компьютерные игрушки практически никто не играет. Я думаю, что именно о таких детях мечтают родители.

– Для обучения в вашем кружке родители приобретают детям роботов и поля, они же и оплачивают поездки. Наверное, это стоит немалых денег?

Да, но ведь каждый родитель делает это для собственного ребенка. Они хотят, чтобы их дети были инженерами или конструкторами, программистами и понимают, что робототехника им в этом поможет. В моей школе есть только одно поле, на котором занимаются дети младшей категории. Установить еще одно я не могу. Моя дочь тоже занимается роботоконструированием, и я покупала ей домой и робота, и поле.

Робототехника – очень дорогой спорт. Мы должны постоянно обновлять свое оборудование. Сейчас вышли новые конструкторы, которые стоят около 20 тысяч рублей. Это много, но новые машины нам нужны, иначе на соревнованиях следующего года мы уже не будем конкурентоспособны.

Радует, что Министерство образования Челябинской области обещало оплатить половину затрат на поездку в Индонезию. До этого года выезды на Мировую олимпиаду мы оплачивали за свой счет и благодаря спонсорской помощи.

Ежегодно Минобрнауки Челябинской области проводит конкурс на открытие пяти центров робототехники и выделяет каждому из них по миллиону рублей. Ваша школа не планирует выдвигаться на конкурс?

– Чтобы в нем участвовать, нужны аттестованные учителя и помещения. В нашей школе, кроме меня, робототехникой больше никто не занимается. Я преподаю робототехнику с 2006 года, но у меня пока нет удостоверения о прохождении курсов – документы еще не выдали. Кроме того, я не готова пока уходить из учителей, чтобы становиться руководителем центра. Это совсем другая работа – бумажная, а мне интересно работать с детьми.

Помещений для тренировок у нас тоже нет, потому что при проектной мощности 900 человек у нас учится 1 200 учеников. Единственное поле стоит в кабинете информатики. Для открытия центра полей нужно как минимум три.

Как вы будете готовиться к мировым состязаниям в Индонезии?

– Во время чтения правил у меня возникли вопросы к организаторам, и сейчас я планирую отправить им письмо с просьбой разъяснить некоторые нюансы. Кроме того, на сборах мы узнали новые варианты дополнительных заданий – «сюрпризов» – к основному заданию, будем их отрабатывать, оптимизировать роботов и программы к ним.

Больше совместной подготовки команд в сборной не будет. Готовиться вместе, по большому счету, не имеет смысла – между командами нет единения даже в рамках города. Причина в том, что дети выступают за свое образовательное учреждение, идет постоянная борьба за лидерство.

За рубежом все по-другому. В прошлом году на чемпионате в Малайзии у хозяев соревнований были одинаковые роботы. Их команды быстрее выполняли задания, потому что сумели договориться работать по одному принципу.

Нас не мотивируют объединяться. Возможно, дело в том, что мы так далеко друг от друга находимся. Мы никогда не сможем выбрать лучшую машинку, одну для всех, потому что каждый считает, что его робот лучше. Например, наша машинка едет на 0,15 секунды медленнее, чем у москвичей, но она быстрее сортирует. Приятно, что московский тренер сам предложил реализовать на нашем роботе их идею переднего моста робота. Мы тоже готовы делиться идеями с российскими командами. Хотя нам не разрешили выкладывать свои материалы в общий доступ на youtube до ноября, когда состоится Мировая олимпиада.


Теги: робототехника, школьники
Автор  Анна Худякова
Источник  Вектор образованиЯ
Раздел  Дополнительное образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD