Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Игры закончились

Игры закончились
03 декабря 2013

Новые стандарты принципиально меняют взаимоотношения администрации детского сада и родителей дошколят.

Стандарт для старшей школы, благодаря которому большинство обывателей узнали о существовании ФГОС, «вызвал огонь на себя». А потому стандарты для других ступеней образования - начального, общего, дошкольного - остались без такого пристального внимания.

По большому счету, они и были приняты без широкого общественного обсуждения. К слову, стандарт дошкольного образования - ФГОС ДОО - в начале ноября уже был на регистрации в Министерстве юстиции, то есть за пару шагов до своего официального вступления в силу.

Сказать о том, что жизнь детских садов в самой ближайшей перспективе изменится - значит вообще ничего не сказать. И «виновен» в том не только и не столько ФГОС ДОО. Достаточно в назывном порядке перечислить ряд «инноваций», чтобы оценить масштаб преобразований. Переход на подушевое финансирование из областного бюджета, разделение деятельности дошкольного учреждения на два столь различных и в то же время неразлучных направления - «образовательные услуги» и «присмотр и уход», введение новых образовательных программ и прочие мелкие «радости». Но, тем не менее, специалисты уверены, что именно благодаря столь глубокому реформированию дошкольное образование сможет обрести былую славу.

«Полтора века детские сады находились в промежуточном состоянии, и мы теряли многое и с точки зрения экономики, и с позиции социальных отношений. Хотя наука твердила о том, что дошкольное образование имеет решающее значение. Учитель всегда был фигурой, а воспитатель - лишь его тенью, потому что у него не было статуса, несмотря на огромную роль, - поделилась своими размышлениями с администрацией детских садов Челябинска заведующая отделом дошкольного образования Федерального института развития образования (ФИРО) Минобрнауки России Татьяна ДОРОНОВА. - Последние изменения в законодательстве принесли много революционных перемен в систему дошкольного образования, и в первую очередь потому, что мы провозглашены ступенью общего образования. И это огромная ответственность, от которой мы отвыкли».

Положения и требования к дошкольному образованию впервые за многие годы закреплены в целом ряде законов как российского, так и международного уровней. При этом основополагающие нормативы вступили в силу без внимания специалистов и родителей, хотя именно для усиления их ответственности были приняты. Так, например, поправки в Семейный кодекс законодательно закрепили ответственность родителей за развитие ребенка. Более того, шесть новых статей напрямую связали с Уголовным, Гражданским кодексами, а также с законодательством об административных правонарушениях.


К слову, в Нижегородской области директор школы уже воспользовалась нововведением, когда по ее ходатайству к штрафу в размере 44 минимальных размеров оплаты труда (чуть больше 200 тысяч рублей) были приговорены родители, чьи дети систематически прогуливали школу.


Аналогичной линии придерживается и новый закон «Об образовании». Его статья 44 целиком и полностью посвящена правам и обязанностям родителей, без участия которых реализация стандартов на любой из ступеней образования невозможна - основой новых требований к обучению и воспитанию детей становится индивидуализация и социализация.

«То, что мы называли работой с родителями, было на самом деле полуинтимным общением. Родители хотят, чтобы между нами были любовь и взаимопонимание, но их позиция зачастую иждивенческая, - пояснила Татьяна ДОРОНОВА. - Сейчас отношения с родителями поставлены на законодательную основу: за отсутствие внимания к развитию ребенка, т. е. к тому, что называется присмотром и уходом, их будут наказывать. Это то, с чем мы, воспитатели, каждый день сталкиваемся: грязные ногти, длинные, неухоженные волосы, неопрятная одежда. Надо на каждом детском саде написать крупными буквами для родителей: мы вступили в общее образование, забудьте про детский сад, где вы только меню интересовались».

Вместе с повышением роли родителей законодательством укрепляются отношения с так называемыми социальными партнерами. В законе «Об основных гарантиях прав ребенка» сказано, что с образовательными организациями в деле развития, образования, сохранения и укрепления здоровья детей должен работать практически весь бюджетный сектор: медицинские, правоохранительные, спортивные, культурные учреждения, сфера обслуживания и научные организации.

Управление становится государственно-общественным. Безусловно, ответственность на администрации детского сада за реализацию образовательных программ остается, но оценку качества их реализации предстоит делать органам государственно-общественного управления. При этом в законе «Об образовании» подчеркивается, что наравне с родителями в систему должны войти и иные организации.

«Единоначалие в детских садах отменяется - заведующая перестает быть «царицей», все управление должно осуществляться при широком привлечении общественности, - поясняет Татьяна ДОРОНОВА. - Хотя привлечь общественность - а это должны быть не только родители воспитанников - будет достаточно тяжело».

У детских садов больше не будет государственной образовательной программы - они становятся примерными. В федеральном Минобрнауки разработаны критерии экспертной оценки программ, которые после анализа будут представлены на официальном сайте ведомства. При этом на титульном листе будут отсутствовать фамилии авторов, но будет указана стоимость ее реализации. То есть вместе с содержанием образования будет прилагаться перечень оборудования и штатное расписание, которое необходимо для внедрения программы. К слову, в Челябинской области постановлением регионального правительства уже выделено около 1,5 млн рублей на приобретение этих программ.

Содержание программы будет условно поделено на две части: 60 % содержания определено авторским коллективом, остальные 40 % отданы на вариативную часть. Именно эту долю предстоит сформировать органам государственно-общественного управления - родителям вместе с администрацией детского сада необходимо будет решить, чему, как и зачем обучать своих дошколят.


Теги: закон, дошкольники, детские сады
Автор  Кирилл ПРИМАК
Источник  Вектор образованиЯ
Раздел  Дошкольное образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD