Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Татьяна ВОЛОСОВЕЦ, директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО: «Многие дети из-за психических и физических перегрузок страдают неврозами»

Татьяна ВОЛОСОВЕЦ, директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО:  «Многие дети из-за психических и физических перегрузок страдают неврозами»
01 октября 2014

В Челябинске прошел научно-педагогический форум «Ведущие учителя – педагогам Урала». Одним из лекторов выступила кандидат педагогических наук Татьяна ВОЛОСОВЕЦ. Она обсудила с присутствующими нюансы нового стандарта дошкольного образования. Об особенностях ФГОС Татьяна ВОЛОСОВЕЦ рассказала и газете «Вектор образования».

– Как родителям понять, что ребенок ходит в хороший детский сад?

– У каждого родителя свои представления о том, такое «хорошо» и что такое «плохо». Я бы посоветовала им обратить внимание на то, осуществляет ли детский сад комплексный подход в развитии ребенка и на какой конкретно области делается акцент.

Найти эту информацию нетрудно. Сейчас практически у всех детских садов есть свои сайты. Там отражена основная образовательная программа, которая реализуется учреждением, и родители могут в любой момент ознакомиться с ней. Ведь разница программ иногда заключается в каких-то нюансах. Понятно, что все педагоги занимаются комплексным развитием детей, но в одном детском саду больше внимания уделяют творческому началу – дети рисуют, лепят, конструируют, поют, танцуют. В другом принята такая программа, где приоритетом становится интеллектуальное развитие ребенка. В третьем акцент сделан на физической культуре. Это не говорит о том, что остальные области не развиваются – все они, безусловно, присутствуют в программах, но есть определенные «изюминки», которыми детские сады отличаются друг от друга.

Сейчас, к сожалению, мамы и папы не могут самостоятельно выбирать дошкольное учреждение, есть очередь на получение места в детском саду, но уже после 2017 года ситуация должна измениться. Власти всерьез занялись строительством и реконструкцией детских садов, введено уже свыше 400 тысяч мест в целом по стране. Кроме того, по прогнозам демографов, через три года детей, нуждающихся в этих местах, будет меньше. А это значит, что в скором времени мест для дошкольников будет более, чем достаточно, и у родителей появится возможность выбора.

– Какая роль в новом стандарте отводится родителям?

– Родителям отводится колоссальная роль в воспитании детей. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» есть статья 44, согласно которой родители полностью несут ответственность за обучение и воспитание своего ребенка. Честно говоря, сегодня сложилась такая ситуация: родители мало времени уделяют детям. Они много работают и занимаются домашним хозяйством, и это зачастую происходит в ущерб общению с ребенком.

Детский сад призван повысить компетентность родителей как в освоении детьми образовательной программы, так в подключении их к образовательному процессу. Ведется большая просветительская работа с родителями. Педагоги рекомендуют мамам и папам специальную литературу для родителей и художественную литературу для детей, подсказывают, как лучше проводить с ребенком время, как научиться играть с ним.

И в то же время многие родители стремятся дополнительно развивать ребенка. В три года он начинает заниматься иностранным языком, еще через два года родители готовы отправить его изучать законы физики или математики. В итоге они хотят, чтобы он к классу шестому стал как минимум профессором. Такая перегрузка очень вредит здоровью детей и категорически недопустима. Врачи и физиологи констатируют, что многие дети из-за своей тотальной занятости,из-за психических и физических перегрузок, хронического недосыпания страдают неврозами, психосоматическими заболеваниями. Родители порой просто этого не знают и продолжают загружать ребенка еще и еще.

– В таком случае что именно нужно дошкольнику?

– Стандарты определяют пять образовательных областей, которые необходимы ребенку дошкольного возраста. Нужно развивать речь, двигательную активность, творческие способности, есть в стандарте познавательное и художественно-эстетическое развитие – не надо занимать его высшей математикой. Во всем должна быть мера. Особенно если ребенок только в 9 часов вечера возвращается домой после различных секций или кружков. Лучше иногда подстраховаться и посоветоваться с детским психоневрологом, чтобы сохранить как физическое, так и психическое здоровье своего ребенка.

Из детского сада должен выходить активный, коммуникабельный ребенок, который умеет общаться со сверстниками и взрослыми. У него должны быть развиты память, внимание, мышление, воображение, речь – все те предпосылки, которые в первом классе стать помогут ему стать академически успешным и адаптироваться в детском коллективе.

Родителям нужно дать понять, что в детском саду не учат ребенка читать, писать и считать, - это задача школы, там занимаются его общим развитием. Главная задача воспитателей – научить ребенка быть общительным, проявляющим интерес к окружающему миру природы, самостоятельным, инициативным, творческим.

– Стоит ли в таком случае водить ребенка на курсы подготовки к школе?

– Если там опираются на примерные основные образовательные программы дошкольного образования и акцентируется дошкольный аспект – я только «за». Но я против того, чтобы дошкольника сажали за парту и учили тому, что преподают в первом классе.

Для каждого возраста разработаны специальные программы, и не надо давать дошкольнику того, что не соответствует его возрасту. Пользу это вряд ли принесет.

– Сейчас много говорят о необходимости инклюзии в школе. Возможно ли такое образование в детском саду?

– В Москве инклюзивное дошкольное образование существует с 2010 года. Создана серьезная вариативная система, включающая в себя группы «особый ребенок», лекотеки – занятия для детей с особенностями развития, специальные центры игровой поддержки ребенка. Эта вариативность позволяет детям с заболеваниями различной степени тяжести попасть в структурные подразделения детского сада. Потом начинается процесс активного включения ребенка в группы, где занимаются дети без нарушений.

Опыт очень хороший, дети общаются друг с другом, они тянутся друг к другу. Если дети будут контактировать со сверстниками, которые имеют отклонения в развитии, то с самого раннего возраста научатся понимать, что они в силах помочь кому-то. В наше трудное время это очень важно, ведь не секрет, что многие дети растут эгоистичными и даже жестокими. Тот факт, что ребенок ежедневно будет общаться с человеком, которому нужны помощь, участие, «рука дружбы», необходим и полезен в большей степени коллективу детей, нежели самому ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Хотя это обоюдная польза - и получение положительных эмоций от общения, и развитие в коллективе.

В школе проблем, связанных с инклюзивным образованием, больше. Они связаны и с психологическим микроклиматом, и с тем, что педагоги не умеют работать с особенными детьми, не знают их психологических особенностей, не знакомы с соответствующими методиками. Но я думаю, это решаемые вопросы, потому что педагоги сейчас активно учатся на курсах повышения квалификации. Общество медленно, но все-таки меняет свое отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. И общая ситуация с моей точки зрения более позитивная, чем негативная. Это должно отразиться и на системе образования.


Теги: дошкольники, детские сады
Автор  Евгения Чернова
Источник  Вектор образованиЯ
Место  Челябинск
Раздел  Дошкольное образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD