Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Поколение недорослей

12 сентября 2017

Ученые-геронтологи предложили поднять подростковый возраст до 25 лет. Как учителя могут помочь детям вовремя повзрослеть?

Педагоги и психологи бьют тревогу: современные подростки гораздо менее самостоятельны, чем их сверстники 10–15 лет назад. Им сложно брать на себя ответственность, принимать решения. Как следствие, такие дети имеют проблемы в учебе и в общении, а после выпуска из школы совсем не готовы к взрослой жизни.

patentnaya.jpg  О причинах возникновения психологической инфантильности и ее последствиях «Вектору образования» рассказала психолог-консультант, немедицинский психотерапевт Полина ПАТЕНТНАЯ.

Почему дети становятся
инфантильными взрослыми?

Инфантилизация детей – явление, которое возникло не внезапно, но ярко проявило себя только в последние несколько лет. В каком-то смысле это плата за наше благополучие и высокий уровень жизни: гуманизация взглядов привела, с одной стороны, к пониманию ценности детства, а с другой – к увеличению этого периода и воспитанию «вечных детей», которых взрослые пытаются оградить от ответственности в семье и школе.

Психологическая инфантильность в ярко выраженной форме встречается у 10 % детей и подростков. Однако это не врожденное качество, а сформированное в процессе воспитания. Впервые его замечают в возрасте 8–12 лет, когда ребенок уже может брать на себя ответственность за свои поступки, а самое главное – от него этого ждут. Однако закладывается инфантилизм гораздо раньше – в дошкольном возрасте.

В три года у ребенка естественным образом формируется установка «я могу все сделать сам, я уже взрослый». Именно в этом возрасте он пытается выполнять дела родителей, к примеру, приготовить еду или помыть посуду. Так через игру маленький человек учится вести себя и общаться с людьми.

Если же ребенку не дают проявлять самостоятельность, к примеру, говоря «я лучше знаю, как правильно», либо «отойди, я сам сделаю», или демонстративно переделывают за ним то, что он сам сделал с таким трудом, да еще и ругают за это («Опять все испачкал!»), это отбивает у ребенка всякую охоту проявлять инициативу и даже вызывает страх перед ней.

Малыш понимает, что если сделает что-то сам, то мама или папа могут разозлиться. 


Для ребенка рассерженные родители – крушение мира, и он из чувства самосохранения будет сидеть тихо, не проявляя инициативу. 


С годами ребенок может поверить, что родители правы: он неудачник и ничего не может сделать правильно, намного лучше это дело могут сделать другие.

На моих консультациях родители подростков часто жалуются на плохую учебу своих детей. Бить тревогу начинают обычно в самом трудном подростковом возрасте. Первым делом я спрашиваю: какие обязанности у ребенка в семье? Родителей удивляет, как это связано, ведь они хотят, чтобы он серьезно относился к учебе. Ответ прост: только получая зону ответственности, где он сам принимает решение, планирует деятельность и отвечает за результат, ребенок обучается самостоятельности. Даже если речь идет об обязанности выбрасывать мусор или ухаживать за домашним животным.

psihlg_t.jpg


Вклад родителей

Одна из основных причин подросткового инфантилизма – гиперопека. Мы живем в динамичное, но небезопасное время. Сейчас уже редко встретишь маленьких детей, гуляющих самостоятельно во дворе, – в основном за ними присматривают родители. Школьники все реже сами ездят на транспорте, ходят в кружки. Да и встречать их после школы во многих учебных заведениях считается обязательным.

Часто у инфантильных детей отсутствуют какие-либо увлечения. Уже в начальной школе они ведут себя как маленькие старички, которые все видели и знают, поскольку перекормлены впечатлениями еще с детского сада. Можно сказать, что сейчас в России живет первое поколение родителей, которые могут дать детям огромное количество благ, начиная с красивой одежды и заканчивая множеством развлечений. Многие родители так стараются, что уже на выпускной в детском саду заказывают лимузин и везут их в ресторан. Раз нет ценности ни в вещах, ни во впечатлениях, ни в информации, то нет и мотивации. «Зачем что-то делать, если и так все уже дали?» – рассуждают такие дети.

Кроме того, к инфантилизации ребенка могут привести завышенные требования родителей. В одной семье моих знакомых растет второклассник. Мама и папа с серьезным советским воспитанием, хорошим образованием и престижной работой, но именно у мамы самые высокие притязания и амбиции. Все должно соответствовать высоким стандартам, начиная со школы сына и заканчивая одеждой ее мужа и сына. На первый взгляд, в этом нет ничего плохого. Только при наличии таких высоких требований любое их снижение рассматривается как катастрофа. Не только ребенку, но и супругу регулярно диктуется, что нужно носить и как себя вести. Естественно, сын ходит в самые полезные, с точки зрения мамы, секции, ни одну из которых он не выбрал сам. При этом он не может принять самостоятельно самое небольшое решение и имеет огромное количество страхов, что уже начинает тяготить родителей.


Вклад школы

Школа тоже внесла свой вклад в инфантилизацию современных подростков. Снятие со школьников ответственности за все, что не касается учебного процесса, и идея сделать школу только местом для получения знаний привели к потере связи с реальностью. Гуманизация дошла до того, что общество считает, что помощь учителю и поддержание порядка в своем классе – это непосильная ноша и недостойное занятие для школьников. Хотя для детей естественно ухаживать за средой, в которой они живут: поливать цветы, готовить класс к уроку, украшать стены своими работами. Запрещать это делать – значит искусственно ограничивать детей. 


Пытаясь защитить детей, современные взрослые как будто говорят школьникам: «Ничего здесь не трогай! Тебе здесь ничего не принадлежит!» «Раз мне здесь ничего не принадлежит, то и ответственность я ни за что не несу», – думает ребенок.



Проблемы коммуникации

Кроме того, инфантильным детям трудно общаться со сверстниками – постоянно возникают конфликты. Особенно трудно приходится тем, кто сильно ограничен в своих проявлениях и дома, и в школе. При наличии жесткого внешнего контроля самоконтроль развивается очень медленно. Поэтому инфантильные подростки предпочитают общаться с детьми младшего возраста.

В моей практике были целые классы в среднем звене, которые сильно страдали от недостатка общения, поскольку по большей части их взаимодействие друг с другом происходило в школе. Многие не ходили гулять и не посещали никаких секций, так как их некому было отвести и проконтролировать. Это в конечном счете приводило к снижению успеваемости и большим трудностям с дисциплиной на уроках. Инфантильные дети просто общались там, где была возможность, – на уроке.


Как педагоги могут помочь подросткам
преодолеть инфантилизм?

Инфантильный подросток – это не так страшно, главное, чтобы эта черта плавно не перетекла во взрослую жизнь.

1. Уговорите родителей отдать ребенка в спортивную секцию. Научно доказано, что дети, которые занимаются спортом, более ответственны, настойчивы в достижении целей, эффективнее планируют свое время. Ответственность – это противоположная сторона инфантилизма.

2. Давайте ученику возможность проявлять как можно больше самостоятельности. Просите его выполнить мелкие, но ответственные поручения, так, чтобы не сделать их было нельзя. В семье у таких детей тоже должны быть свои обязанности.

3. Поощряйте общественную деятельность и участие в проектах, особенно если они связаны с помощью и заботой. Сейчас есть масса волонтерских организаций, которые помогают старикам, многодетным семьям, брошенным животным и т. д. В школе привлекайте подростка к созданию стенгазет, участию в дискуссиях на важные для ребят темы, походах и др. Пусть выберет себе занятие по душе.

4. Периодически создавайте условия для выхода из так называемой «зоны комфорта». Присмотритесь, что вызывает трудность у вашего ученика: выполнение лидерских обязанностей в команде, публичные выступления? Периодически организовывайте ему необходимость превозмогать эти трудности.

5. Учите ребенка преодолевающему поведению. При возникновении трудной ситуации всегда спрашивайте: «Каковы твои дальнейшие действия? Что будешь делать для решения данной проблемы?» И сразу отсекайте жалобы в стиле «это школа такая (учитель, тренер), я ничего не могу сделать». Предлагайте еще подумать, самому поискать выход. А после того, как подросток самостоятельно наметит несколько вариантов решений, обсудите с ним каждый из них, помогите выбрать правильный. Так вы поможете понять подростку, что у любой сложной задачи есть решение, надо только приложить усилия, чтобы его найти.

Единственный способ взрослеть – это каждый день принимать множество небольших самостоятельных решений и учиться на собственном опыте, принимать ответственность как за удачи, так и за промахи.


Теги: психология, самостоятельность, подросток, комментарий
Автор  Полина ПАТЕНТНАЯ
Источник  Вектор образованиЯ
Место  Челябинская область
Раздел  Общее образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD