Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Андрей ШМИДТ, председатель профкома ЮУрГУ: Сегодня профсоюз - это трамплин для яркой успешной карьеры

Андрей ШМИДТ, председатель профкома ЮУрГУ: Сегодня профсоюз - это трамплин для яркой успешной карьеры
30 декабря 2011

В свои 37 лет Андрей ШМИДТ - обладатель огромного количества наград, дипломов, грамот, включая знак отличия «За заслуги перед Челябинской областью» - за активное становление молодежной политики в регионе. О том, как развивался студенческий профсоюз в ЮУрГУ, - в нашей беседе.

- Вы возглавляете управление по внеучебной работе ЮУрГУ, профком университета, преподаете, пишете докторскую... Надо ли так много?

- Я еще и завкафедрой с 1 сентября. А если серьезно, сложно сказать, где тот самый критерий, который определяет, сколько надо. Жизнь в университете достаточно многогранна, и если здесь есть потребность развиваться, то это в первую очередь за счет преподавательской и научной деятельности. Хотя история моего развития в университете началась с общественной работы.

- Когда вы возглавили профком и какие действия стали первыми на этом посту?

- В 1997 году, я тогда учился на первом курсе в аспирантуре. 90-е годы были достаточно насыщены событиями. Все мы прекрасно помним, что происходило в стране: кризис, дефолт, ощущалось достаточно серьезное напряжение в социальной сфере, в том числе и в образовании. Не выплачивалась заработная плата и стипендии, фактически на нулевом уровне находились программы для студенческой молодежи. Не было ни творческих фестивалей, ни спартакиад, какой-то поддержки в плане оздоровления студентов, программ по улучшению жилищных условий студентов. Отношения между студенческим профсоюзом и ректорским корпусом вообще никак не регулировались. В итоге вся эта ситуация вылилась в протест всероссийского масштаба. Я помню многотысячные митинги, и мое появление в профсоюзе ознаменовано проведением таких акций.

- То есть когда вы пришли в профсоюз, решили в первую очередь протестовать?

- Не я решил, ситуация этот протест обусловливала. Я пришел в профсоюз именно в тот момент, когда акции начали проходить по всей стране. Спустя полгода-год после того, как я стал председателем профкома, центральный комитет профсоюза поставил задачу выводить людей на улицу. И это не 10-20 человек - речь шла о тысячах. Для меня это было большим испытанием.

- Из-за масштабов?

- Из-за опасений: справлюсь ли? В то время не было Интернета, социальных сетей, радиостанции FM-диапазона можно было по пальцам пересчитать, всего два канала телевидения... Распространение информации было совсем иным, нежели сейчас. Потом, такого опыта не было еще ни у кого: ни у власти, которая не знала, как на это реагировать, ни у студенческой молодежи. Никто не знал, во что все это выльется.

- Как прошел митинг и во что это вылилось в итоге в Челябинской области?

- Это вылилось в достаточно серьезный конструктивный диалог. А сначала на ректорате я докладывал, что все у нас будет в порядке, в рамках закона - все очень переживали за сохранение общественного порядка. Обстоятельно все доложил, показал наш план, схему движения, регламент. Мы сделали наклейки с гербом университета, нашли где-то ризограф, которых тогда толком-то и не было... Естественно, ректорат посмеялся - мальчик пришел, что-то там лопочет, докладывает: «Ну-ну, посмотрим, куда он кого выведет»... Ректор Герман Платонович ВЯТКИН, будучи человеком мудрым, сказал тогда: «Занимайтесь, препятствовать не будем». И вот настал тот самый день. Тысячи студентов вышли на площадь перед университетом. Мы структурировали толпу по факультетам, во главе каждого стоял человек с флагом. Ректор посмотрел из окна и говорит: «А дайте-ка мне тоже наклейку». Так мы вместе с ним и моим заместителем Русланом ГАТТАРОВЫМ возглавили всю эту колонну.

Когда 10-тысячная толпа прибыла на площадь Революции (а по дороге в нашу колонну вливались студенты педагогического и агроуниверситета), замгубернатора Андрей КОСИЛОВ, стоя на трибуне, негромко сказал сакраментальную фразу: «И что мы теперь со всем этим делать будем?»

Председателей профкомов вместе с начальником областного управления образованием в этот же день пригласил губернатор Петр СУМИН. В ходе беседы мы пришли к пониманию, что ситуацию нужно как-то регулировать и вообще - студенчеством надо заниматься.

Было подписано трехстороннее соглашение о взаимодействии между правительством области, студенческими профсоюзами и ректорским корпусом; были приняты программы по поддержке студенческой молодежи. В общем, студенческий корпус сумел актуализировать себя в виде определенной силы. Тогда же, кстати, стипендия начала динамично повышаться, причем в разы: от 90 рублей перешли к 180, потом подняли до 360, и так постепенно подняли до 1 100 рублей.

- Сегодня вы депутат городской думы, состоите в партии «Единая Россия». Призывали молодежь голосовать на последних выборах?

- Думаете, скажу «нет»? Призывали. То, что произошло после выборов, все эти акции протеста - это отдельная тема для разговора. Это сейчас все забылось, возникают митинги с лозунгами «Долой!». Я видел, как горели коммерческие киоски вместе с продавцами в 90-е годы. Помню разгромленную администрацию Курчатовского района на Комсомольском проспекте. Я этого наелся. Я против расшатывания, потому что стране необходима стабильность. Россия с ее природными недрами - лакомый кусок для всего остального мира. Поэтому когда кто-то куда-то призывает, нужно подумать, к чему это приведет. Хотя, конечно, определенные выводы после случившегося будут сделаны.

Что касается моей политической деятельности, то она стала, наверное, логичным продолжением деятельности общественной. Я пришел в партию не тогда, когда в «Единую Россию» вступили все чиновники, а гораздо раньше. Помню, меня пригласил ректор Герман Платонович ВЯТКИН и вручил мне устав партии «Единство»: «Ты занимаешься общественной деятельностью, подумай о политике». Так что сподвиг меня он, в первый раз в городскую думу я баллотировался в 2000 году. Надо понимать, что в Центральном районе Челябинска 10 избирательных участков исключительно студенческих. Ключ к решению многих проблем студенческой молодежи - в руках городской, областной администрации. И чтобы мочь отстаивать интересы университета и молодежи, можно участвовать в выборных кампаниях, почему нет.

- Студенческий профсоюз тогда и сейчас. В чем разница?

- Мы ушли от понятия, что профсоюз - это собес, где можно прийти и просто что-то получить. Все-таки молодежью двигают амбиции, желание развиваться. Поэтому сейчас в основу у нас заложено понятие успеха и идея о том, что сегодня профсоюз - это трамплин для яркой успешной карьеры. Молодежь адекватно реагирует и участвует в нашей работе. Сейчас у нас на каждом факультете сформировано профсоюзное бюро.

Когда-то все было иначе. Я, когда пришел сюда, не мог открыть входную дверь, потому что она была забита гвоздями, как сейчас помню, 150-миллиметровыми - то ли замок сломался, то ли еще что-то. Для меня эти гвозди стали своеобразным символом - двери пришлось чуть ли не вырывать. Я увидел стагнацию, разброд и шатание: комсомол в свое время прекратил существование, помещения использовались под склады для «Сникерсов» и «Марсов», потому что народ начал пытаться каким-то бизнесом заниматься. Актовый зал у нас был закрыт, то есть говорить о каких-то массовых мероприятиях не приходилось.

Поэтому то, что мы сейчас имеем в студенческой жизни, во сто крат отличается от того, что было. Конечно, можно критиковать все, чего мы достигли, но с этим, по крайней мере, можно работать. Я, наверное, могу говорить о том, что в чем-то и мне удалось принять участие в развитии этого дела в Челябинске и области.

- Должен ли быть возрастной ценз у человека, возглавляющего студенческий профсоюз?

- Если говорить о студенческих организациях, все время пытаются ввести какой-то ценз. Сначала говорили о 30 годах, теперь о 35. Все зависит от того, насколько человек в этом деле «увяз». Для одних студентов лидерство в профсоюзе - это опыт самореализации, возможности проявить себя в организаторской работе, определенный тренажер для наращивания управленческих мышц. Управление в общественной организации несколько сложнее, чем в организации формальной, где есть четкие инструкции, зарплата и т. д. В общественной структуре присутствуют более глубокие моменты, связанные с мотивацией. Как показывает практика, те ребята, которые делают успехи внутри университета, потом достаточно успешны в жизни. Так что общественная работа получается неким латентным приложением к диплому о высшем образовании.

С другой стороны, есть люди, для которых общественная работа становится профессией, человек двигается по карьерной лестнице внутри профсоюзной организации. Можно ли здесь говорить о возрастном цензе? Вы вспомните наших председателей комитета комсомола: там молодежью руководили люди за 40-50 лет.

- Не думали ли вы о продолжении карьеры в Москве, как это сделал ваш бывший заместитель Руслан ГАТТАРОВ?

- Если мы говорим, что общественная работа для многих - это трамплин, с помощью которого они взлетают, то кто-то этот трамплин должен содержать, чтобы он функционировал, присматривать за ним. Если все уйдут, преемственности не будет. А потом - это же очень интересно.

- Одно из направлений деятельности профкома - «Школа лидера». Зачем она нужна и как работает?

- В любой организации профсоюза в вузе есть проблема воспроизводства студенческого актива, опытный пятый курс выпускается, первокурсники ничего не знают, приходят без социального опыта, тем более сейчас, когда уже давно нет пионерии, комсомола, а школьное самоуправление только возрождается.

Масса студенческая настолько огромна (в нашем вузе обучаются около 55 тысяч студентов), что можно, как говорят, уйти в народ и не вернуться, рассказывая о деятельности профсоюза. Поэтому должен быть большой коллектив носителей идей. Если его не будет, то мы вернемся к тому, с чего начинали, - к забитой гвоздями двери.

Еще в июле мы анкетируем абитуриентов на предмет выявления направленности ребят: кто-то в школе спортом занимался, кто-то творчеством, кто-то общественной работой. Было бы логично, если бы университет давал возможность развиваться ребятам и дальше в течение пяти лет. В итоге формируется электронная база данных, ежегодно около 700-900 человек. В августе проходит некий рекрутинг, ярмарка вакансий. Мы приглашаем отобранных в результате анкетирования абитуриентов в актовый зал университета на встречу, рассказываем о том, чем, помимо учебных занятий, можно заняться в университете, как можно себя проявить, организуем презентации студенческих организаций. Ведь профком - это некая матрешка: например, есть фотошкола, в которую поступает ежегодно около 150 человек, лига КВН, которая объединяет и команды других вузов, спортклуб университета, штаб студенческих трудовых отрядов и многое другое. Затем в течение 3 месяцев студенты-первокурсники обучаются в «Школе молодого лидера», это их самая первая ступень общественной работы. В школе развит институт наставничества, для старшекурсников это тоже определенный этап развития. Из 700-900 человек у нас выделяется группа «Топ 100», те, кто больше других себя проявил (а из них мы выделяем десятку самых активных). С отобранной сотней в дальнейшем проводятся базовые тренинги, а затем перед ними ставится задача в течение следующего семестра, с февраля по июнь, себя реализовать и закрепить, то есть получить определенную общественную должность - на курсе, на факультете, в группе. Мы объясняем им: «Вы получили определенные знания, навыки, у вас есть определенный потенциал - докажите!» Дальше набирается второй, третий, четвертый и т. д. уровни.

- Что наверху?

- Такая карьерная лестница состоит из семи ступеней. Шестой уровень предполагает, что человек занимает пост в общественной организации общеуниверситетского уровня, например, возглавляет штаб студенческих отрядов университета. Самый высший пилотаж - это когда человек возглавляет свой собственный проект. Он его создает, на протяжении лет учебы продвигает, доказывает состоятельность, получает соответствующие ресурсы от университета, от профсоюзной организации. С некоторыми проектами люди даже связывают свою дальнейшую жизнь.

- Можете привести такой пример?

- У нас в университете работал Миша КОМИССАРОВ, он активно продвигал идею волонтерства, донорства в университете. Сначала он и его товарищи собирали игрушки для детских домов, потом занялись волонтерством, потом Миша стал организовывать Дни донора в университете. В итоге все дошло до многотысячных, профессионально организованных акций. Университет подписал соглашение о сотрудничестве с федеральным медико-биологическим агентством, нас знают и ценят в областной станции переливания крови. Сейчас Михаил возглавляет областной волонтерский центр Челябинской области.

Виталий КУРЯТНИКОВ, замминистра промышленности Челябинской области, стоял у истоков КВНовского движения, продолжил его дело Антон БАХАЕВ, возглавляющий сейчас областное управление молодежной политики...

- Мы затронули тему здоровья. Если говорить о здоровье физическом, то у вас, наверное, много программ, которые позволяют его поддерживать. Какая профилактика болезней нравственных есть у вас в университете?

- Действительно, многие наши студенты занимаются спортом, и это радует. Университет создает соответствующие условия: учебно-спортивный комплекс, бассейн. Конечно, этого не хватает, хотелось бы большего. Постепенно развиваемся.

Если говорить о духовном здоровье, действительно, в отношении молодежи это серьезная проблема. Когда уходит идеология, остается пространство, которое нужно заполнять. Этой проблемой давно и серьезно занимается администрация университета, были приняты определенные шаги. Можно обозначить несколько моментов. Во-первых, сам факт, что внутри технического университета стали развиваться гуманитарные направления. Я думаю, эффект мы еще до конца не осознали: возник достаточно интересный симбиоз «физиков» и «лириков», появилась возможность межфакультетного общения, а коммуникации дают колоссальный эффект в воспитательном плане. Во-вторых, - развитие творческой составляющей. Возродился студенческий центр творчества, в котором сейчас занято свыше тысячи студентов. Здесь представлены разные направления: хореография, поэзия, вокал, народные, ультрасовременные коллективы - все, на что способна молодежь, есть даже хоры.

- Что, и юноши поют?

- Хор автотракторного факультета практически весь в мужском составе. Есть у нас и студенческая филармония. Городская филармония была долгое время закрыта, и наш ректорат протянул в свое время руку помощи: к нам привезли два рояля, начались концерты здесь, в актовом зале. У нас кто только не был: и Робертино Лоретти, и хор Тэйлорского университета, и Государственный симфонический оркестр, местные исполнители, недавно приезжал оркестр ВВС США. И всегда аншлаг. Может быть, кто-то из ребят, придя на концерт, первый раз услышит качественную музыку, и его это зацепит. В университете открыт зал искусств, на базе нашего исторического факультета создан виртуальный музей, постоянно проходят выставки экспонатов из запасников нашего краеведческого музея, российские выставки заезжают. Мы на месте не стоим, администрация все это поддерживает.

- Чем вы увлекаетесь кроме работы?

- На увлечения не так много времени остается. Уже после студенческих лет открыл для себя Таганай, полюбил природу Южного Урала, люблю экстремальный спорт - снегоходы и квадроциклы. В свое время увлекался игрой на гитаре, потом был долгий перерыв, года два назад купил себе инструмент.

- Хотели бы вы, чтобы ваши дети учились за границей, в качественном вузе?

- Я думаю, наши вузы способны дать качественное образование, но не исключаю и возможности обучения детей за рубежом. Это абсолютно приемлемая мировая практика. Единственное, что нужно и детям, и студентам, - это изучать язык. Например, в Бельгии любой иностранец может получить бесплатное высшее образование, но на голландском языке.

Я рад, что ректор ЮУрГУ Александр Леонидович ШЕСТАКОВ активно занимается этим вопросом. Во-первых, он сам изучает английский язык, а во-вторых, по его инициативе была поддержана программа «Лингва» по углубленному изучению языка - для молодых ученых. Значительную часть обучения оплачивает университет.

- Какими бы вы хотели видеть своих дочерей в будущем? Что вы пытаетесь в них воспитать?

- Мы много об этом говорили. Все, что касается молодежи, справедливо и для моих детей.


Теги: ЮУрГУ, профком, студенческий профсоюз
Автор  Юлия КАЛИНИНА
Источник  Вектор образованиЯ
Место  Челябинск
Раздел  Высшее образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD