Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Март 2019 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Наши партнеры

Наши мероприятия

Елена Сидорчук: «Надо понимать, что должности «классный руководитель» нет».

15 октября 2012

В Челябинской области готовится новое Положение о классном руководстве, которое заменит аналогичный документ 2006 года. Оно будет адаптировано под все изменения последних лет, но вместе с тем должно заметно упростить жизнь классного руководителя за счет более четкой структуры обязанностей. Более подробно о нововведении «Вектору образованиЯ» в интервью рассказали специалисты регионального министерства образования: начальник управления воспитания, дополнительного образования и социализации обучающихся Ирина Анфалова и начальник отдела воспитания и дополнительного образования Елена Сидорчук

– Зачем потребовалось разрабатывать новое Положение о классном руководстве и выносить его на публичное обсуждение Коллегии министерства?

Елена Сидорчук: Институт классного руководства – это изобретение советской школы, его никто не отменял, но и усиленного внимания к классным руководителям не было. На них обратили внимание в 2006 году, когда появилась доплата за классное руководство в размере тысячи рублей и было опубликовано первое Примерное положение о классном руководителе, в котором были прописаны его функциональные обязанности и требования. Это было более пяти лет назад.

Когда в прошлом году в министерстве формировали план работы для управления воспитания и дополнительного образования, в рамках рабочей встречи была высказана мысль о том, что необходимо привлечь внимание к институту классного руководства, поскольку, во-первых, началось внедрение федеральных государственных стандартов, а, во-вторых, к нам через курсы повышения квалификации, конкурс «Самый классный классный», собеседования с руководителями системы образования, начали стекаться реальные и точечные проблемы классного руководства.

К классному руководителю стали относиться как к диспетчеру, в лучшем случае – тьютору, который отрабатывает какие-то технические вещи, например заполнение журналов и дневников. Мы понимаем, что это должно быть обязательно, потому лучше классного руководителя так близко своих воспитанников никто не знает. Но на второй план ушло, что классный руководитель прежде всего воспитатель. И это не должность, так как ее нет в штатном расписании; это звено, люди, которые должны выстраивать индивидуальный воспитательный маршрут для каждого и, соответственно, воспитательную систему класса.

И это – стратегический ресурс, который может обеспечить внедрение ФГОС с точки зрения воспитательного потенциала. Это наша – министерства образования, методической службы – точка зрения, которую мы предложили обсудить на коллегии и затем вынести дискуссию на уровень начальников управления и директоров школ.

Мы получили одобрение коллегии министерства на разработку нового Положения, которое должно быть завершено к концу этого календарного года. Мы планируем, что в нем будет учтена вся новая нормативная база, новые требования ФГОС, на основании которых мы постараемся сделать упор на то, что классный руководитель – это воспитатель, а не технический диспетчер.

– Возможен вариант, что с включением в новое Положение требований ФГОС, нормативной базы и других, последних нововведений, нагрузка на классного руководителя в разы увеличится?

Е.С.: Надо понимать, что раз должности классного руководителя нет, то в Положении мы не можем сказать, что можно, а что нельзя. На основании этого документа директор внутри учреждения разрабатывает собственное положение с учетом особенностей своей школы.

Сегодня классный руководитель выполняет огромный объем бумажной работы. Создавая новое положение, мы хотим минимизировать отчетность и выстроить ее циклограмму, чтобы исключить аврал в работе классного руководителя. Освобождая его в этой части, мы, по сути, даем больше времени на воспитание.

Мы обращаем внимание на то, что у педагогов – классных руководителей большая учебная нагрузка и качественную работу по воспитанию выполнять сложно. Также есть перегибы в наполняемости класса – от очень большой, хотя у нас численность определена законодательно, до минимальной в маленьких сельских школах. Мы с помощью конкурса «Самый классный классный» обнаружили, что классный руководитель ведет сразу по несколько классов, если это небольшая малокомплектная школа, и тут говорить о качестве не приходится.

Мы понимаем, что и как происходит на местах, поэтому стремимся оптимизировать работу классного руководителя, чтобы создавать условия для его качественного роста.

Мы задумались надо мониторингом качества, притом, чтобы он был психологически удобен для классного руководителя и не был неким давлением сверху, показателем того, что мы не знаем работу классного руководителя.

Ирина Анфалова: Мы предполагаем, что структурирование деятельности должно освободить классного руководителя от выполнения несвойственных функций – диспетчера, составителя расписания. Эти функции, которые требуют больших временных затрат – заполнение двойных журналов в бумажном и электронном журналах, составление огромной отчетности. Мы хотим выстроить работу классного руководителя таким образом, чтобы педагог занимался своей профессиональной деятельностью – разговором с детьми, совместными походами в учреждения культуры, спорта и так далее. То есть вернуть ему первоначальное значение, функции, которые он должен выполнять.

Естественно, что это оплачиваемая часть и, соответственно, у нас нет цели, убирая диспетчерские функции, сократить часть его заработной платы. У классного руководителя останется гарантированная тысяча рублей и стимулирующие выплаты, исходя из того положения о НСОТ, которое существует в каждом образовательном учреждении. Если класс дружный, если класс часто участвует в различных мероприятиях и родители довольны, то это показатель качества работы педагога, за которые его можно поощрять.

– Стимулирующие выплаты предполагают определенную гонку за достижениями. Как эта рейтинговая система отразится на классном руководителе?

И.А.: Это регулируется внутренним положением об оплате труда и стимулирующих выплатах, но нам не хотелось бы, чтобы гонка за количеством перекрыла качество мероприятий.

Мы понимаем, что количество не всегда хорошо, профессионально подготовлено, интересно детям или родителям, да и самим педагогам. С другой стороны, если этого нет, то, как затронуть струны детской души? Поэтому главный акцент – качество. Ведь иногда один разговор по душам может принести колоссальные плоды. Ребенок, например, может выбрать правильную для себя профессию, переоценить какие-то ценности; кого-то такой разговор, возможно, сможет уберечь от суицидальных намерений, для кого-то он разрешит конфликтные ситуации между детьми или детьми и педагогами. И вроде один разговор, но с такими последствиями, как его измерить?

– На коллегии зашла речь об объединении классных руководителей школы и педагогов – воспитателей в системе НПО-СПО.

И.А.: Это разные структуры, разные системы и речь шла не об объединении. Представители профтехобразования попросили обратить внимание на тех мастеров, которые работают с ребятами в системе НПО-СПО. Там очень разные воспитанники, среди которых есть и трудные, проблемные подростки. Но у одного мастера они посещают все занятия и получают дипломы, а у другого – нет. Это личностный фактор, который нужно развивать, поэтому директора учреждений НПО-СПО говорили о том, что им нужны методические рекомендации, примерное положение, структурирование каких-то видов деятельности, чтобы внести свежую струю в деятельность мастеров производственного обучения.

– Планируется ли в связи с разработкой положения каким-то образом стимулировать педагогические вузы, институты по переподготовке учителей к более активной подготовке классных руководителей?

И.А.: Такая задача стоит. Поскольку у классных руководителей новые функции в новых условиях, и мы перед ними ставим другие задачи, то институты повышения квалификации должны отреагировать модульными курсами – начиная с нормативно-правовой базы, заканчивая курсами по психологии, различным технологиям и так далее. Педагогические вузы и ссузы задачу для себя поняли, и я думаю, что отреагируют однозначно. Они понимают, готовя педагогические кадры, что большая часть их выпускников окажутся в числе классных руководителей.


Теги: 
Автор  Михаил Порфирьев
Источник  Вектор образованиЯ
Место  Челябинск
Раздел  Общее образование

Возврат к списку

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

pobediteiy_olimp__77.jpg
pobediteiy_olimp__76.jpg
pobediteiy_olimp__73.jpg
pobediteiy_olimp__72.jpg
pobediteiy_olimp__71.jpg
pobediteiy_olimp__70.jpg
pobediteiy_olimp__69.jpg
pobediteiy_olimp__68.jpg
pobediteiy_olimp__67.jpg

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ITExpert
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD