Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Май 2019 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Наши партнеры

Наши мероприятия

Александр КУЗНЕЦОВ: «Мы начнем финансировать образовательные программы, а не образовательные учреждения»

14 января 2013

Региональное правительство утвердило Программу развития образования Челябинской области на 2013–2015 гг., на которую будет израсходовано почти 600 млн рублей. В нее вошли 10 разделов, посвященных модернизации образования. По итогам ее реализации в южноуральских школах появятся современное оборудование, новые технологии обучения, а также будут созданы условия для работы как с одаренными учениками, так и с детьми с ограниченными возможностями. Об общих принципах новой программы «Вектору образованиЯ» рассказал министр образования и науки Челябинской области Александр КУЗНЕЦОВ.

– Александр Игоревич, сегодня в системе образования существует довольно много различных инициатив и проектов. Для чего потребовалось создавать региональную программу развития? И не введет ли она в заблуждение директоров и учителей?

– Это программа – продолжение ранее существовавшей программы реализации национального проекта «Образование», поэтому вряд ли она смутит наших руководителей или педагогов. Она выступает связующим звеном между отраслевыми документами, потому что есть ряд образовательных проектов, которые не укладываются в ложе общего или дошкольного образования.

Мы заложили в программу развития образования принцип универсальности. У нас мало крупных образовательных программ, но есть множество более мелких проектов, где мы, в частности, выступаем в качестве соисполнителей, а ведущими инициаторами являются другие отраслевые министерства. И новая программа должна стать объединяющим документом, в котором заложены основополагающие, принципиальные, индикативные показатели. В частности, мы дублируем показатели, которые есть, например, в Федеральной целевой программе развития образования – ФЦПРО. Мы не можем развиваться параллельно образовательному пространству России, а должны встраиваться в него. И с этой позиции новый документ частично отличается от программы реализации национального проекта «Образование».

– Кроме структурирования направлений, какие еще преимущества, благодаря программе развития, получает министерство образования?

– Учитывая, что бюджетным законодательством сегодня приветствуется программно-целевой способ расходования денежных средств, эта программа – основание для финансирования образовательных проектов в Челябинской области. И депутаты, в том числе спикер областного парламента Владимир МЯКУШ, говорили о том, что впервые в этом году бюджет на 2013 год и последующий двухлетний период принимали в условиях, когда все целевые программы, которые являются основанием для финансирования, приняты.

Раньше, к сожалению, была ситуация, когда при сформированном бюджете ряд программ были на стадии рассмотрения. И хотя это не критичное, но, все-таки, нарушение законодательства, на которое обращает внимание прокуратура. И министерство образования тоже подвергли критике в декабре прошлого года за то, что мы затянули принятие новой программы развития.

Это очень сложный проект, требующий множества согласований с отраслевыми управлениями, муниципалитетами, рядом других ведомств и так далее. Но, в целом, мы с задачей справились и понимаем, что в ходе реализации программы нам потребуется вносить, как это раньше происходило с национальным проектом «Образование», ряд корректив: появляются какие-то приоритетные направления, меняется нормативно-правовая база.

Мы принимали эту программу, до принятия нового закона «Об образовании» и в программу предстоит внести коррективы.

Нам придется менять всю нормативную базу. У нас есть два основополагающих региональных закона – «Об образовании в Челябинской области» и нормативах финансирования образовательных учреждений, которые, однозначно, придется пересматривать, а вместе с ними целый ряд подзаконных актов, постановлений, распоряжений. В ближайшее время будет сформирована рабочая группа по модернизации региональной нормативно-правовой базы в сфере образования. Эксперты должны будут за короткий срок разработать новые проекты документов, которые будут обсуждаться уже на осенней сессии областного парламента, где и будут, надеемся, приняты новые законы и новые нормативы финансирования.

– Те финансовые показатели, которые заложены в программе, предусмотрены в бюджете Челябинской области?

– Да. Смысл в том, чтобы программа как документ была сопряжена с финансовыми потоками, по сути разделенными на две части. С одной стороны, у нас есть ведомственная часть, которой распоряжается министерство образования, а с другой – отраслевая часть, поскольку соответствующая статья расходов присутствует у каждого ведомства, так как образованием занимаются и в министерстве промышленности, и в управлении молодежной политики.

– Программа принята, что теперь предстоит сделать муниципалитетам?

– Мы заранее говорили о том, что им предстоит принимать свои собственные документы. Ранее существовавшие программы реализации национального проекта «Образование» безусловно, должны быть скорректированы. И мы надеемся, что в течение лета проекты будут сформированы и уже в августе-сентябре появятся действующие программы. Мы со своей стороны будем эту работу курировать: методические письма уже разосланы в муниципалитеты, сейчас готовятся пояснения по модернизации нормативной базы для местных органов управления.

– По вашим ожиданиям, это будет дублирование областной программы или каждый муниципалитет создаст свою собственную, уникальную программу?

– Муниципалитеты разные, и мы абсолютно не против того, чтобы появились локальные различия. Есть городские, есть сельские территории, с разными стартовыми условиями, финансовыми возможностями, кадровым потенциалом, и эти факторы надо учитывать. Но при этом существует ряд позиций, содержащихся в новом федеральном законе «Об образовании», которые вступят в силу с января 2014 года и внесут существенные коррективы в нашу совместную с муниципалитетами деятельность.

Например, сегодня размер родительской платы, которая формируется на основании постановления областного правительства, может варьироваться в зависимости от возможностей муниципалитета, так как в нее могут включаться все расходы дошкольного учреждения. С 1 сентября 2013 года в эту цифру можно будет закладывать только расходы на питание и оплату труда технического персонала, обслуживающего здание, например, техничек или водителей. С 1 января 2014 года расходы на оказание образовательной услуги и оплату труда педагогов будут оплачиваться за счет субвенций областного бюджета и, определив норматив содержания одного дошкольника, министерство образования, по сути дела, определит и размер родительской платы.

– Насколько высока ответственность за выполнение качественных показателей программы развития, как у областного министерства, так и муниципальных органов управления?

– Высока, как за любую деятельность: все индикативные показатели мы закрепляем в соглашениях с муниципалитетами.

Есть указ президента о том, что к сентябрю 2013 года все дети в возрасте от 3 до 7 лет должны быть охвачены дошкольным образованием. С точки зрения министерства это выполнимая задача, но в муниципалитетах могут считать по-другому.

В соглашения с муниципалитетами по модернизации общего образования на текущий год я предложил включить индикативный показатель «100 % охват дошкольным образованием детей от 3 до 7 лет». Если раньше в общем образовании было три уровня – начальное, общее, полное, то по новому законодательству к ним присоединяется дошкольное, и формально оно становится частью общего образования. С другой стороны, по комплексному плану модернизации на решение этой проблемы средства не предусмотрены. Но когда начнется модернизация дошкольного образования, этот критерий обязательно появится в документах, и его надо будет выполнить. Иначе возможны судебные тяжбы, отзыв средств или последующее сокращение объема финансирования, как это делают федеральные власти по отношению к регионам, не выполняющим индикативные показатели.

Если деньги не будут освоены, индикативные показатели не будут достигнуты, чиновники это переживут. Но родители воспримут этот «провал» совершенно по-другому, потому что для них важно, чтобы дети обучались в современных условиях и качество педагогического труда было высоким.

Это тоже проблема, потому что муниципалитеты запланировали мало средств на повышение квалификации своих сотрудников. Мы проанализировали данные за прошлый год и выяснили, что около 20 % педагогов общеобразовательных учреждений в области не проходили курсы повышения квалификации за последние 5 лет. То есть нарушили действующее законодательство, тем более что на эту цель деньги были выделены.

– Школе тоже потребуется создавать собственную программу развития?

– У школы, по большому счету, она должна быть. Называется документ по-другому – «образовательная программа», но это и есть программа развития учреждения.

И отрадно то, что такие документы и отчеты об их реализации регулярно публикуются. Буквально накануне я видел хорошие примеры на сайтах нескольких челябинских школ: вполне внятная информация и по финансовым и по образовательным планам, сведения по их выполнению и так далее.

Вопрос в отношении к подобному документу. Для одних – это формальность ради галочки, но для других – это четко выстроенные ориентиры для развития образовательного учреждения, в которых нет ничего лишнего, но есть вполне ясная система.

У нас сегодня есть лицеи и гимназии, которые получили свой статус лет 10-15 назад и сегодня почивают на лаврах. Они снизили требования к своей работе, пропустили вперед по целому ряду важных показателей обычные общеобразовательные школы, но, тем не менее, получают 15 % надбавку к нормативам финансирования. По новому закону «Об образовании» понятия «лицей» и «гимназия» исчезнут, и мы начнем финансировать образовательные программы, а не образовательные учреждения.

То есть будем делать то, что положено делать, по большому счету. Потому что родители, как правило, идут не за вывеской (хотя есть и такая категория), а за качеством. И это правильно с точки зрения образования детей.

Прочитать и скачать "Программу развития образования Челябинской области на 2013-2015 гг" можно на сайте Министерства образования и науки или здесь


Теги: 
Автор  Михаил Порфирьев
Источник  Вектор образования
Место  Челябинск

Возврат к списку

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

pobediteiy_olimp__77.jpg
pobediteiy_olimp__76.jpg
pobediteiy_olimp__73.jpg
pobediteiy_olimp__72.jpg
pobediteiy_olimp__71.jpg
pobediteiy_olimp__70.jpg
pobediteiy_olimp__69.jpg
pobediteiy_olimp__68.jpg
pobediteiy_olimp__67.jpg

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ITExpert
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD