Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Учитель и его тень

08 ноября 2016

Работа учителя отнимает много сил и нервов. При этом главное «орудие» педагога – его личность, характер, индивидуальные особенности. Познать себя, извлечь положительную энергию для жизни и работы – умения, которые требуются учителю как никому другому

psihologiya_t.jpg

У всего живого

есть тень

Понятие «архетип» в психологии предложил Карл Густав ЮНГ. Архетип – это то, что существует в нас вне зависимости, хотим мы этого или нет, вне зависимости от воспитания. Это просто есть, как данность. Еще одно понятие в психологии – Тень. Это территория, куда сбрасываются, как на свалку, те качества нашей личности, которые мы презираем и не признаем своими. Однако эти качества, которые мы сочли неподходящими, никуда не деваются, лишь прячутся по темным углам нашей личности, где начинают жить своей жизнью. А когда они долго находятся в потаенной комнате, им становится мало пространства, и они вырываются наружу. Тень сообщит о себе в непреодолимой ярости или неблагоразумном поступке, в депрессии, в повторяющихся неприятностях или даже несчастных случаях. Познать и признать собственную Тень – значит отыскать свой источник живой силы, почувствовать прилив энергии.

Как Тень формируется? У Роберта БЛАЯ есть такая метафора: когда ребенок рождается, он проявляет себя на 360 градусов, он – как целый пирог. По мере того, как ребенок воспитывается, социализируется, узнает, «что такое хорошо и что такое плохо», познает чувство стыда, от этого целого пирога отрезаются кусочки и складываются в «заплечный мешок». Кто это делает? Родители, воспитатели, ближнее окружение, сам ребенок.

С одной стороны, ребенку необходимы объяснения, что жадничать плохо, а делиться тем, что у тебя есть, хорошо. Иногда не обойтись без запретов: «Нельзя драться», «Нельзя красть». Но с другой стороны, если ограничения сопровождаются посланием: «Ты плохой!» – это верный способ формирования Тени.

У каждого человека разное спрятано в заплечный мешок. Так в нем оказывается все то, что под запретом: агрессия, эгоизм, желание похвастаться. Там же может оказаться и наша спонтанность, напористость, ранимость, если это не одобрялось в том окружении, где мы росли. Все зависит от того, что там спрятано и при каких обстоятельствах.


Маг, Монарх,
Воин и Любовник

Изначально ЮНГ описывал множество архетипов, но в итоге все свелось к четырехчастной модели. Сегодня мы, работая с теневыми аспектами, выделяем четыре архетипа: Маг, Монарх, Воин и Любовник. У каждого архетипа – свои характеристики. Воин в нас связан с действием, Маг – с мышлением, Монарх – с видением, Любовник – с чувствами. Когда мы имеем доступ ко всем архетипам, мы чувствуем себя достаточно сбалансировано, но бывает так, что какой-то энергии у нас становится слишком много, и мы тогда имеем дело с инфляцией, или, если мало – с дефляцией.

Профессиональная деформация – пример того, когда энергия того или иного архетипа начинает словно маятник раскачиваться то в один, то в другой полюс. Как это проявляется в учительском труде и что делать, чтобы удерживать баланс, давайте рассмотрим вместе.

Монарх. Каждому учителю важно знать в себе своего Монарха. Монарх в нас умеет поддерживать себя и других, благословлять на подвиги и свершения. Это родитель, он научает, поучает: «Я вижу, я знаю, как можно сделать, куда вам нужно пойти». Тот учитель, у которого хороший контакт с этой энергией, учеников взращивает, дает поддержку и благословляет на самостоятельный путь. Если монаршья энергия раздувается, мы наблюдаем чрезмерно директивного учителя, диктатора: «Я лучше знаю, что для вас лучше». Если его слишком много, он обжигает. Тень формируется из ранящего послания: «Я недостаточно хорош!» И чтобы быть на высоте, такие люди должны все время блистать. Это перфекционисты, которые не дают право на ошибку ни себе, ни другим. Когда огонь затухает, наступает профессиональное выгорание: учитель уже ничему не радуется, краски жизни тускнеют. Он дает прекрасные уроки, но не уверен ни в чем, что делает. Его хвалят коллеги, но он не верит, что может что-то сделать хорошо. Никакой результат человек не в состоянии себе присвоить, а потому не наслаждается тем, что делает.

Маг. С этим архетипом тоже связан учительский труд. Это люди, которые живут головой. Маг всему найдет объяснение. Учителя-Маги прекрасно оперируют понятиями, пишут научные работы, поурочные планы, инструкции. Они не пойдут в учительскую, чтобы участвовать в тусовке, а останутся в кабинете, заглянут в учебник, добывая какое-то особое знание, им это важно. Инфлированные маги – это манипуляторы. Они сталкивают лбами своих коллег, могут их поссорить, в результате получить себе лучший кабинет. Маг манипулирует и учениками, и родителями. Сам он имеет хорошие знания, а тех, кто знает плохо, подкусывает, подкалывает. Он не скажет человеку в лоб, что тот дурак, а усмехнется: «Что еще от тебя ждать?» Это происходит потому, что Тень в Маге формируется из ранящего послания: «Я плохой». Чтобы не чувствовать себя плохим, надо всех других сделать плохими. А дефлированный маг – человек, который имеет очень узкую точку зрения. Из страха быть плохим он следует четким инструкциям.

Воин. Здоровая часть Воина в нас связана с осознанием своих границ – что мое, что не мое. Он знает, чему в своей жизни надо сказать «да», а чему – «нет». Воин позволяет учителям держать дисциплину на уроке. Про некоторых говорят, что он только посмотрит на детей – и ничего не надо говорить, в классе уже тишина. И есть наоборот, люди, у которых границы размыты. Дефлированный Воин не может вовремя закончить урок, всегда не хватает пяти минут, он тратит время перемены, отнимая его у учеников. У такого учителя, даже если он рассказывает интересно, дисциплины на уроках нет. У инфлированного Воина дисциплина слишком жесткая, в тетради – никаких помарок, отступлений. Если задавал работу, не позволит отсрочить ее сдачу ни на день! Такой человек начинает себя защищать, даже если на него никто не нападает.

Любовник. Это базовый архетип. Он связан с соединением, со связью. Это та энергия в нас, которая позволяет сохранять отношения и в профессии учителя. Бывают очень глубокие отношения, когда дети через много лет после школы пишут учителю письма, приходят к нему в гости, делятся сокровенным. Еще эта энергия предусматривает способность к служению. Один аспект – мы учим, а другой, он шире – мы служим! Есть ученики, которых чему-то невозможно научить, они родились для другого, но учитель все равно служит, чтобы ребенок получил какой-то опыт, чтобы вырос человеком, впитал человеческие ценности.

Любовник связан с нашим внутренним ребенком, а этот внутренний ребенок зависит от того, как у нас складывались отношения с матерью. Если у учителя есть контакт со своим внутренним ребенком, у него будут хорошие отношения с учениками. Особенно это касается педагогов начальных классов.

Когда Любовника в нас становится чрезмерно, становится много чувств, много слез. Человеку все время кажется, что главного он еще не сказал. Такой учитель на родительском собрании будет держать родителей 3 часа, много тревожиться, рассылать родителям СМС, все время находиться на связи, даже если рабочий день закончился.

Дефлированный любовник – очень сухой человек, не скажет никому ласкового слова, не проявит эмоции. Может производить впечатление, что отношения ему не очень-то и нужны, но это неправда.


Что делать
с этими знаниями?

В отпуске учитель просто обязан о себе позаботиться. Мы ведь заботимся о доме – когда он замусорился, делаем уборку. А наши психические процессы каждый день мы не видим, можем только ощущать, когда накопилось. Это проявляется либо в моменты конфликтов, когда разразился скандал между учителем и учеником, или через другие кризисы. Человек говорит: «Все, я не могу идти на работу. Я выгорел!» Чтобы этого не было, в «коробочку», которая пустеет к концу учебного года, надо все время докладывать, добавлять. Профилактически это каждый может делать для себя.

Как это сделать? Первый закон – разрешить себе чувствовать, не бояться бояться, понимать, что страх – естественное чувство, которое служит нашей безопасности. Страх – лакмусовая бумажка ситуаций, в которых может быть небезопасно, и если мы разрешаем себе испытывать этот страх, переживать его, понимать, что он нам о чем-то сообщает, то мы его не блокируем. Человек говорит: «Что-то я ленивый стал! Никак не могу себя заставить готовить урок». А он не ленивый. За ленью прячется страх – страшно готовить открытый урок или родительское собрание.

Второе – надо находить то, чему вы можете порадоваться. 


С темой Тени человек встречается в середине жизни, во время кризисов среднего возраста – 33–35 лет и 42–45. Женщина говорит: «Я думала, что выйду замуж, рожу детей, и будет мне счастье». Все это сделала – а счастья нет. 


Или мужчина говорит: «Куплю крутую машину, дом построю. Бизнес будет свой, и будет радость». А ее нет. Не радует ни машина, ни бизнес. Как будто радость всегда в какой-то долгосрочной перспективе. Уметь порадоваться – это труд, но необходимый.

Третье – хвалите себя! Вся наша ментальность предполагает: нам говорят, и мы себе в первую очередь говорим, что у нас не получилось. В конце учебного года именно так строятся педсоветы: это не сделали, то упустили! Мы и детей воспитываем замечаниями. Мне посчастливилось учиться у англичан, я увидела другую методику преподавания: всегда говорилось только о том, что у тебя получилось. И на фоне этого – одно замечание: посмотрите, что вы в следующий раз могли бы сделать по-другому, усовершенствовать. С годами это просто меняет мировоззрение! Мы привыкли себя ругать, а хорошее обо мне пусть люди скажут. Если уж нам приходится жить в такой культуре, скажите сами о себе хорошее. Кто может знать, сколько ночей вы создавали эту презентацию, чтобы она получилась такой интересной?! Надо найти, что ты делаешь лучше всех, надо похвалить себя даже за один хороший урок.

Важно понимать, что нет идеального учителя. Более того, если бы учителя отказались от намерения быть идеальными, им было бы намного легче жить. Самое разумное – исходить из посыла: я такой, какой есть, и могу дать детям, родителям, коллегам то, что мне позволяют мои индивидуальные особенности. И все мы делимся энергией, которая в итоге образует нечто целое.


Теги: психология
Автор  Елена Кузнецова
Источник  Вектор образованиЯ
Место  Челябинск
Раздел  Общее образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD