Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Иллюзия триумфа

08 ноября 2016

Победители рейтинга топ-500 школ России настаивают на изменениях критериев отбора.

top_500_t.jpg

В этом году 18 южноуральских школ попали в рейтинг 500 лучших в России. Челябинская область стала четвертой по количеству образовательных организаций, которые вошли в список, уступив лишь Москве, Санкт-Петербургу и Татарстану.

Московский центр непрерывного математического образования подготовил перечень 500 лучших школ в четвертый раз. В этом году при оценке эксперты впервые учитывали участие учебных заведений во Всероссийских проверочных работах. За это школы смогли дополнительно получить 10 % баллов. Кроме того, если школа зачисляла детей без конкурсного отбора, то зарабатывала еще 20 % баллов. Основные критерии рейтинга остались прежними: эксперты учитывали результаты ЕГЭ, ОГЭ, регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников за прошлый учебный год.

Как заявили составители рейтинга, в этом году список школ заметно обновился за счет учебных заведений малых и средних городов из экономически активно развивающихся регионов. «При этом мы видим, что число регионов, чьи школы вошли в топ, сократилось, – заявила руководитель проекта «Социальный навигатор» Наталья ТЮРИНА. – По сравнению с прошлым годом из топ-500 выбыли школы Чукотки, Северной Осетии, Калмыкии, Дагестана, Сахалинской области и Забайкальского края. Это связано с ростом показателей московских и санкт-петербургских школ, которые задают высокую планку качества. В этом году их в рейтинге 181».

Челябинскую область назвали в числе развивающихся регионов. В этом году в рейтинг попали 18 южноуральских школ (в прошлом году их было 15), при этом состав обновился почти на 50 %. В топ-500 лучших школ России впервые вошла школа № 10 с углубленным изучением иностранного языка Златоуста, несколько лицеев и гимназия № 48 Челябинска, в том числе областной многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей.

Этого результата от ЧОМЛИ ждали четыре года, со времени появления рейтинга топ-500 лучших школ. В кулуарах долго говорили о том, что лицей переманивает к себе лучших учеников и учителей области, получает большое финансирование, но при этом не добивается крупных побед на всероссийском уровне.

В прошлом учебном году ЧОМЛИ наконец оправдал ожидания. Четверо учеников лицея стали призерами Всероссийской олимпиады школьников по праву, обществознанию и истории. В ЧОМЛИ «Вектору образования» напомнили, что лицею всего четыре года. Им нужно было время, чтобы выстроить систему подготовки детей.

Помимо статусных учебных заведений в список впервые вошли 4 общеобразовательные школы Челябинска – № 13, 67 с углубленным изучением отдельных предметов, № 68 им. РОДИОНОВА и № 89.

«Мы удивились, узнав, что попали в этот рейтинг, – рассказала «Вектору образования» директор школы № 67 Светлана ВЕРЕТЕННИКОВА. – Однако эта новость оказалась приятной и только. Мы не для рейтингов работаем, хотя знаю, что есть школы, которые расстроились, что в этом году в топ-500 не вошли. На мой взгляд, к этому результату нужно относиться философски. Рейтинг 500 лучших школ России – один из инструментов независимой оценки качества образования, и там есть элемент случайности. Если мы в следующем году туда не попадем, обидно не будет. Самая лучшая оценка – это когда школу благодарят выпускники, а родители ведут в нее учиться своих детей».


Руководители школ воспринимают свое попадание в рейтинг как везение во многом потому, что не понимают методики отбора. 


По их мнению, в опубликованном разъяснении критериев и принципов формирования списка школ не хватает прозрачности. Например, эксперты показывают, как подсчитываются баллы школы по результатам в ОГЭ, однако по поводу ЕГЭ никаких разъяснений не дают совсем. Указывается лишь, что результаты экзаменов одиннадцатиклассников являются одним из критериев отбора школ.

«То, что публикуется, – наверняка только верхушка айсберга, – считает заместитель по учебно-воспитательной работе магнитогорской школы № 56 с углубленным изучением математики Юлия АЛФИМОВА. – Мне кажется, что критериев на самом деле намного больше, и наличие призеров и победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников – не самый главный из них, хотя об этом заявляют составители. Я знаю школы, у которых есть призеры заключительного этапа, но в рейтинге этих учебных заведений нет. Если бы учитывали только то, что перечисляют организаторы, лучших школ было бы намного больше, чем 500».

Отметим, что школа № 56 Магнитогорска оказывается в рейтинге ежегодно. Таким постоянством могут похвастаться только лицеи № 11, 82 и физико-математический лицей № 31 Челябинска. Последний в четвертый раз попал в топ-25, в этом году став 14-м.

«Это вообще беда образования – у нас все непрозрачно, – считает Дамир ТИМЕРХАНОВ, директор гимназии № 1 Челябинска, которая в этом году впервые в топ-500 не попала. – Полного списка 500 лучших школ также нет – их можно посмотреть лишь в разрезе регионов. Я не знаю, почему в этом году нашей гимназии нет в рейтинге, но не расстроен. На мой взгляд, этот список маловажен и для населения, и для педагогов. Кроме значимости в собственных глазах он не приносит ничего».

С ним не согласны ряд руководителей школ, которые, напротив, уверены, что место в рейтинге способствует росту популярности школы среди родителей.

«Да, возможно, с профессиональной точки зрения правильнее оценивать, как школа развивается, и сравнивать ее сегодняшний успех с ее же результатом в прошлом, – говорят в школах, попавших в список топ-500. – Но рейтинги – это то, что понятно обывателям. Хотим мы того или нет, но в российском законе об образовании сказано, что образование – это услуга, и родитель, который выбирает школу для ребенка, будет ориентироваться на такие рейтинги».

Некоторые педагоги считают, что действующие показатели отбора необходимо изменить или дополнить. По мнению Юлии АЛФИМОВОЙ, при оценке кроме уже известных критериев стоит учитывать, например, продолжают ли выпускники профильных классов и школ обучение по этому же направлению в ссузах и вузах. Или указывать, сколько детей не просто побеждали, а участвовали в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников.

В гимназии № 127 Снежинска считают, что необходимо реформировать систему поощрения вошедших в рейтинг школ и выделять им гранты. «Не секрет, что любая школа участвует в каких-то конкурсах не только ради престижа, но и для того, чтобы выиграть средства на свое развитие», – поясняет директор гимназии южноуральской «запретки» Вера МАСЛАКОВА.

Вопрос об изменении принципов составления рейтинга был поднят в связи с тем, что в топ-25 списка пятое место заняла московская школа № 57, где в конце августа разразился скандал. Несколько выпускников учебного заведения рассказали в социальных сетях о сексуальных отношениях между учителем и учениками школы, которые происходили в разные годы. После того, как эти истории получили широкую огласку, Следственный комитет РФ сообщил о начале проверки, а директор написал заявление об уходе.

Открыто эксперты пока говорят только об одном грядущем изменении: со временем рейтинг будет оценивать не только качество образования, но и воспитания в школах. Включение сведений о социальной работе, личностном развитии учеников и развитости волонтерского движения позволят сделать топ-500 более объективным и прозрачным.

diagr_top_t.jpg


Теги: рейтинг школ, ЧОМЛИ, топ-500
Автор  Анна ХУДЯКОВА
Источник  Вектор образованиЯ
Раздел  Общее образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD