Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Май 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Наши партнеры

Наши мероприятия

Феномен насилия

13 января 2017

Как избежать проблем в школе.

Современная школа стала средоточием множества самых острых социальных проблем в обществе. Одна из них - насилие. Оно многогранно и включает в себя различные ситуации - от травли учениками своих сверстников или педагогов до трагических случаев со стрельбой в стенах образовательных учреждений. 

glazyrina.jpg  Об актуальности темы насилия
рассказывает проректор ЮУрГГПУ
по воспитательной работе
Лариса ГЛАЗЫРИНА:

- Более двух лет продолжалась работа над книгой «Предотвращение насилия в образовательных организациях», которая издана совместно Южно-Уральским государственным гуманитарно-педагогическим университетом и Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.

Множество фактов насилия сосредоточено именно в школе, и потому ей уделено наибольшее внимание. Первое пособие, посвященное предотвращению насилия, мы подготовили для руководителей образовательных организаций и педагогов.

Тема многолика и практически неисчерпаема. В пособии мы разработали рекомендации для руководителя, как ему работать со всеми сотрудниками - с педагогическим, техническим и любым персоналом, даже с теми, кто вообще не имеет прямого отношения к образовательному процессу. Слесарь, который следит за работой оборудования, тоже приходит в школу, находится рядом с детьми, а значит, и к его поведению предъявляются особые требования. Все, кто трудится в образовании, должны понимать: место, где они находятся, - это публичное общественное место, где все, что ты делаешь, становится видимым, обсуждаемым.

Учитель в школе тоже может стать объектом травли со стороны учеников и даже получить физические угрозы от родителей. Мы знаем случай, когда родительница пожаловалась мужу, что работу их дочери учительница оценивает несправедливо. Папа, долго не раздумывая, в субботу отправился в школу и в разговоре с учительницей дошел до физических угроз. Девушку-учителя в этой ситуации никто не может защитить. Полицию не вызовешь, директор скажет: «Сама вступила в конфликт, разбирайся». Конечно, учительница испугалась и реагировала как слабая женщина на сильного мужчину. В итоге женская часть семьи все-таки оказалась более адекватной. Ученица извинилась перед учительницей за отца, но сам он в школе так и не появился. Педагог становится перед выбором: работать профессионально, требовательно или уйти в сторону - жизнь провоцирует на это.

Многие дети подвергаются насилию, потому что не умеют говорить «нет», не могут постоять за себя. А социум так устроен, что в нем надо одновременно быть миролюбивым, договороспособным, но свое пространство и достоинство суметь защитить. Бывает, что дети травят своего товарища, а учитель делает вид, что не замечает этого. Это абсолютно ненормальная ситуация. В книге есть конкретные инструкции, как работать с пострадавшим от насилия, с обидчиками, со свидетелями. Последствия школьной травли бывают страшными для будущего не только объекта насилия, но и всех участников.

Тестов при приеме на работу не предусмотрено, человек должен только предъявить справку об отсутствии судимости, да и то не по всем статьям. В остальном что у него в голове - никто не знает. Быть может, для охранника или водителя автобуса норма - каждый день кричать дома на жену и детей, и он с этими ценностями приходит в сферу образования.

nasilie_t.jpg

Различить грань межу нормой и насилием порой не могут опытные педагогические работники. Норма - постучать указкой по парте и накричать на ребенка или дать ему столько заданий, что он физически не сможет выполнить их к сроку, или все-таки этого объема заданий требуют образовательные задачи? А ответственность директора школы или заведующего детсадом - создать такую среду, в которой насилие над ребенком просто невозможно, для него не должно быть ни малейшего повода.

В работе по предотвращению насилия или с анализом и ликвидацией его последствий педагог или руководитель образовательной организации неизбежно взаимодействуют с другими организациями - государственными, медицинскими, правоохранительными, надзорными, социальными и другими. Кто из них за что отвечает и как может помочь образовательной организации - тоже предмет нашего исследования. Непосредственно в учреждении образования в работе с проявлениями насилия роли между сотрудниками тоже должны быть распределены правильно, это важно. Учитель, директор, завуч, психолог - у каждого своя задача.

В ближайшее время выйдет пособие, адресованное студентам, будущим учителям. Их надо готовить к работе в школе и обучать действиям в самых различных ситуациях. В издание будут включены самостоятельные задания, предложены моделирующие ситуации - как учителю правильно реагировать на те или иные проявления насилия, как распознать это насилие, как разработать образовательную программу по профилактике насилия.



Теги: насилие, угрозы, учитель

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

wor__33.JPG
wor__32.JPG
wor__31.JPG
wor__30.JPG
wor__29.JPG
wor__28.JPG
wor__27.JPG
wor__26.JPG
wor__25.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD