Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Сентябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1

Наши партнеры

Наши мероприятия

Над схваткой

07 марта 2017

7 шагов учителя по преодолению детских конфликтов в классе.

islamova.jpg  Школьная жизнь детей – это не только отметки в дневнике. Это становление личности, формирование нравственных ценностей, приобретение жизненного опыта, примерка новых социальных ролей. Весь этот путь не может пройти бесконфликтно. За рекомендациями, как вести себя педагогу в ситуации детского конфликта, «Вектор образования» обратился к педагогу-психологу Областного центра диагностики и консультирования Ларисе ИСЛАМОВОЙ.

Уделяйте особое внимание
профилактике конфликтов

• Наблюдайте за поведением и настроением каждого ребенка. Потенциальным инициатором конфликта, источником напряжения может быть не только лидер или антилидер класса, но и самый малозаметный ученик или тихая девочка-отличница.

• Знакомьтесь с социальной историей каждого ребенка. Знать семейную обстановку – значит суметь предотвратить или хотя бы понять причины конфликта, когда он разразится. Чем позднее учитель обратит внимание на семью, тем острее будет конфликт и необратимее изменения, которые происходят с ребенком.

• Используйте все возможности для сплочения класса, которые дает обучение детей в среднем звене, ведь именно с 5-го по 9-й классы детские коллективы наиболее стабильны. Приемов сплочения может быть множество – от совместных чаепитий, походов и поездок до установления каких-то особых традиций или атрибутики в классе, отличающих этот коллектив от всех других.


Не делайте вид,
что не замечаете назревающего конфликта

Нельзя надеяться, что ситуация «сама собой рассосется», «дети сами разберутся». Так вернее удастся не довести дело до жестокого, травмирующего обе стороны конфликта.


Не разбирайте конфликт публично,
перед всем классом

Такой способ «разбора полетов» не несет в себе ничего, кроме негатива.

• Если инициатор конфликта проявил агрессию в отношении соученика именно с целью выделиться, самоутвердиться, публичное обсуждение будет ему только на руку – он окажется в центре внимания, добьется своей цели.

• Ребенок в состоянии эмоционального возбуждения может оказаться слишком незащищенным, полностью открытым перед другими детьми. Есть вероятность, что обиженный и униженный в этой ситуации окажется еще более унижен.

• Зачастую публичное разбирательство приводит не к сглаживанию, а наоборот, к эскалации конфликта, его разрастанию, потому что среди «зрителей» непременно окажутся сторонники и того, и другого, и класс может оказаться расколот, рассорен.


Сохраняйте
нейтралитет

Не присоединяйтесь ни к одной из сторон, даже если в конфликте – отпетый хулиган с одной стороны и примерный ученик – с другой. Каждому из конфликтующих обязательно надо дать возможность высказаться. Совершенно неожиданно и хулиган, и отличник могут оказаться в не свойственных им ролях.


Определитесь с собственной
линией поведения

В конфликте учеников педагогу важно правильно выбрать собственную позицию.

• Арбитр. Учитель выслушивает стороны и сообщает свое экспертное мнение – кто прав в данном конфликте. В таких случаях все сводится к значимости и весомости мнения учителя. Если авторитет учителя высок, решение конфликта произойдет в пользу стороны, получившей поддержку. Если нет – конфликт будет продолжен. В любом случае всегда остается проигравшая, неудовлетворенная сторона, а это означает, что конфликт имеет все шансы на продолжение. Кроме того, с помощью арбитра обычно рассматривается только инцидент, или повод конфликта, и крайне редко происходит анализ причин его возникновения.

• Отстранение. Позиция может быть применена, если педагог в воспитательных целях хочет научить детей решать свои проблемы самостоятельно. В этом случае надо быть готовым к тому, что ученики, как правило, начнут действовать теми способами и методами, которые они видят в семье или в компании более старших подростков.

• Советник. В отличие от ситуации, когда к педагогу как к эксперту обращаются обе стороны конфликта, равные по ресурсам, здесь в поддержке нуждается только одна. Это означает, что конфликт завершается победой одной из сторон, теперь неудовлетворенные пытаются усилить свои позиции за счет ресурса учителя. Такой вариант чреват эскалацией конфликта: другая сторона тоже станет искать подкрепления и пытаться «отыграться». Однако, работая в роли советника, с одной стороны, педагог может обсуждать с учениками варианты их дальнейших действий, с другой – причины, приведшие к конфликту. Так можно дойти до сути конфликта, вскрыть основные противоречия.

• Миротворец. В этом случае педагог пытается примирить конфликтующие стороны, стараясь обесценить сам предмет конфликта, не вникая в его причины и повод, а лишь подчеркивая значимость хороших взаимоотношений, дружбы, единства.

• Медиатор. В последнее время в педагогической практике выделяется позиция педагога в качестве посредника в детских конфликтах. Учитель помогает участникам договориться о времени и месте переговоров. Разговор идет долго, никто никуда не спешит, запрещается давить на собеседника. Учитель как посредник перед началом разговора объясняет конфликтующим, что ни один из них не обязан уступать другому, но в ходе предстоящего разговора будет выработана новая позиция, в которой учтены пожелания всех сторон. В процессе того, как стороны выговариваются, наступает момент, когда участники психологически готовы к примирению. Этот результат учителю-посреднику необходимо подчеркнуть и закрепить.

Такая работа педагога требует не только конструктивных установок, но и специальной подготовки. Учитель, решившийся занять позицию медиатора, не должен вставать ни на одну из сторон, при этом иметь в виду, что любую неискренность дети замечают мгновенно, и тогда ни о каком посредничестве речи быть не может.

konflikt_t.jpg


После завершения конфликта
в классе не расслабляйтесь

В группе, где произошел конфликт, необходимо провести работу по реабилитации, выяснить умонастроения, даже если внешне все хорошо. Для этих целей можно обсудить с детьми фильм, спектакль или книгу из жизни подростков – из того, что читают и смотрят они сами, не навязывая свое. Обсуждение событий, героев и их поступков в художественном произведении даст возможность школьникам выразить собственные взгляды и мысли, а учителю – их понять.


Извлекайте пользу
из конфликта

Несмотря на деструктивную суть конфликта в детской среде, думающий педагог извлечет из ситуации и положительные последствия. Ситуация напряжения и последующего разрешения ссоры поможет педагогу увидеть реально сложившиеся взаимоотношения между детьми в классе, социальные роли каждого, выделить лидера или нескольких лидеров. В процессе разрешения конфликта в классе педагог получает возможность целенаправленно работать над формированием у детей толерантного и уважительного отношения к одноклассникам, обучать навыкам бесконфликтного общения, развивать коммуникативные навыки.


Теги: конфликт, психология
Автор  Галина АБАКУМОВА
Источник  Вектор образованиЯ
Раздел  Общее образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD