Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Май 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Наши партнеры

Наши мероприятия

Звонок для учителя

19 апреля 2017

Одиннадцатиклассники начали выполнять Всероссийские проверочные работы. Что об эксперименте думают учителя?

vpr_t.jpg

ВПР по биологии, географии, истории, химии и физике школьники будут писать с 25 апреля по 18 мая. Контрольные пройдут для тех учеников, которые не собираются сдавать ЕГЭ по этим предметам. Их результаты не будут учитываться при выставлении годовых отметок по предметам или при получении школьного аттестата. 

Как утверждают в Рособрнадзоре, ВПР будут проверять знания истории России, природных процессов и явлений, здорового и безопасного образа жизни, которые необходимы каждому гражданину страны. Проверочные работы состоят из заданий со свободными краткими либо развернутыми ответами. В ВПР широко будут использованы контекстные задания, в которых часть информации, необходимой для ответа на вопрос, приводится в тексте задания.

Школьникам разрешат пользоваться справочными материалами, например, географическими атласами или таблицами по химии, физике. На выполнение каждой работы отведут 90 минут.

«Вектор образования» попросил победителей конкурса «Учитель года» разных лет проанализировать демоверсии ВПР для 11-классников.


saratovkina.jpg  Учитель истории школы № 7 Копейска
Оксана САРАТОВКИНА:

– От демоверсии ВПР по истории у меня двоякие ощущения. Официально везде говорится, что нам дают единые оценочные материалы, которые в будущем заменят традиционные контрольные работы. В кулуарах же утверждают, что ВПР проводят, чтобы учителя перестали натаскивать выпускников на ЕГЭ и начали учить всех. Если это инструмент для выявления пробелов в знаниях учеников, то непонятно, когда их ликвидировать – 11-классники пишут работы в конце учебного года. Тогда, возможно, ВПР – это инструмент оценки качества работы учителя? Тогда зачем нам нужны ЕГЭ, ОГЭ, различные конкурсы, олимпиады школьников, аттестация педагогов? Вопросов больше, чем ответов.

Одно радует, что участие в ВПР добровольно для школ и оценка за работу не повлияет на аттестат ребенка. Но опять же эта необязательность работы не будет способствовать качественному выполнению ВПР выпускниками. Дети уже сейчас спрашивают: «А зачем нам эта ВПР тогда нужна?» Варианты ответов достаточно однообразны: от «для того, чтобы чиновникам показать, что они все же работают» до (и это говорят сами дети) «для того, чтобы не повышать зарплату педагогам, указав на их некомпетентность».


Меня удивило, что на всех презентациях и демоверсиях ВПР написано, что работа не требует специальной подготовки детей. 


Я абсолютно с этим не согласна. Это очередной миф разработчиков. В ВПР по истории, чтобы выполнить последнее задание, как раз и требуется специальная подготовка. В нем дается четыре исторических события. Нужно указать деятелей, их роль в этих событиях, обозначить последствия их действий для страны. Как к этому можно не готовиться? Ребенок сходу такое задание не выполнит. Так же, как и не сможет, прочитав документ, определить, к какому периоду он относится. Скорее всего, учителя теперь будут натаскивать учеников на выполнение еще и ВПР. Все остальные задания, которые есть в работе, встречаются в ЕГЭ по истории. Они базового уровня.

Также вызывают возмущение и сами даты проведения ВПР. Работу по истории дети будут писать 18 мая. 25 мая уже проводят последние звонки. Так делать нельзя. В 11-м классе у детей максимальная психологическая нагрузка. Нередко в этот период у них происходят нервные срывы. В старшей школе достаточно проверок знаний в виде промежуточных, административных, городских контрольных работ, тестирований и срезов. ВПР выпускников просто добьет.

Почему бы не ввести ВПР с 6-го класса, через год подключить 7-й класс и так далее? Курс изучения истории по большому счету заканчивается в 10-м классе. Тогда и нужно писать ВПР, если они хотят проверить знания. Кроме того, с появлением ВПР в 11-м классе теряет смысл профилизация. В нашей школе, к примеру, нет универсальных классов. Для чего мы вообще тогда создавали профильное обучение? Мы же детям гарантировали изучение предметов на базовом уровне.


zeiferd.jpg  Учитель географии лицея № 142 Челябинска
Александр ЗЕЙФЕРТ:

– Мне не нравится демоверсия ВПР по географии, и в первую очередь тем, что все 17 заданий очень объемные, но на их выполнение отводят крайне мало времени – всего 1,5 часа, когда необходимо хотя бы два. Участники Всероссийского съезда учителей географии говорили об этом разработчику ВПР по географии Вадиму БАРАБАНОВУ. В Рособрнадзоре обещали подумать о том, чтобы увеличить время на контрольную, но в итоге оно осталось прежним.

Кроме того, в ВПР мне не нравится, что помимо легких заданий, которые действительно проверяют только базовые знания, есть и сложные. Например, дан текст про порт Дальнего Востока. В нем говорится, что порт хорошо развит, там огромный грузооборот, и дальше спрашивается о том, какие у этого порта есть проблемы. Мы с учениками решали подобные задания. Сразу с ними справлялись только 5 человек из 20. Остальные долго думали. Для того чтобы его выполнить, требуется развитое аналитическое мышление и погружение в тему.

Географию в школах 11-классникам сейчас преподают раз в неделю. За это время учителя успевают разобрать темы только по верхам. Я не спорю, наверное, нужны вопросы на размышление, но если мы хотим проверить минимум знаний, нужно давать задания только базового уровня. Прежде чем спрашивать с учеников и учителей аналитику, нужно увеличить количество часов по географии.

Кончится тем, что по результатам ВПР скажут, что учителя как следует не научили детей. Несмотря на заверения Рособрнадзора, что данные будут обезличены и уйдут на федеральный уровень, на местах все равно эти результаты увидят и волей-неволей будут оценивать работу учителя.

Я не против ВПР в 11-м классе. Она заменяет обязательный ЕГЭ по географии, который, на мой взгляд, не нужен. Но к этой проверочной работе учителям все равно необходимо готовить детей. Для этого нам нужны список тем и открытый банк заданий, доступный уже в начале учебного года, как это делается для подготовки к ЕГЭ или ОГЭ.


gorvat.jpg  Учитель химии гимназии № 96 Челябинска
Екатерина ГОРВАТ:


– Сама идея провести ВПР в 11-м классе мне нравится, потому что это приводит детей в чувство. Но посмотрев демоверсию работы по химии, я так и не поняла, в чем цель ВПР. Если хотите узнать пробелы в знаниях детей, спросите учителей. И без ВПР мы все можем рассказать.

Мои ученики решали демоверсию и достаточно легко справились с заданиями на простое воспроизведение знаний. Там, где в задании кроме ответа на вопрос требовалось что-то объяснить, дети терялись. Они отвечали на вопрос, но объяснить, почему так происходит, не могли. У современных школьников плохо развито логическое мышление, им сложно выстраивать причинно-следственные связи. Это происходит потому, что они привыкли выполнять тестовые задания.

Больше всего сложностей вызвали задания из курса органической химии, который дети изучали в 10-м классе. Сами по себе задания были несложные, но органическую химию ученики уже забыли. В 11-м классе к ней не возвращаются. Чтобы ликвидировать этот недостаток школьной программы, мы должны переписать учебники и поставить обобщение курса общей химии параллельно с органикой.

Практикоориентированные задачи вызвали много вопросов. К примеру, в задании сказано, что пропан сгорает с низким уровнем выброса токсичных веществ в атмосферу, поэтому его используют в качестве источника энергии в газовых зажигалках и при отоплении домов. А затем идет вопрос: «Какой объем углекислого газа образуется при полном сгорании 4,4 грамма пропана?» Так задачи в учебниках никогда не составлялись. Когда дети видят незнакомую формулировку, они впадают в ступор.

Сама ВПР составлена нелогично. Если мы должны научить детей обращаться с веществами в быту, то зачем в ВПР ставить задания на уравнения реакции? Если ребенок должен иметь определенный набор практикоориентированных знаний, необходимо увеличивать объем часов на практику. Нам нужно прийти к единому пониманию задач курса химии, чтобы конечный результат обучения совпадал с изначальной целью.


pudovkina.jpg  Учитель биологии школы № 2 Сима Ашинского района
Ксения ПУДОВКИНА:


– ВПР по биологии не настолько сложна, чтобы ребенок, который учит предмет на базовом уровне, не смог с ней справиться. Там очень много заданий из ОГЭ для 9-го класса. Работа приближена к ФГОСу, во многих заданиях проверяются не знания, а умение работать с информацией. Например, дана большая геохронологическая таблица, и нужно определить возраст, когда проживали те или иные организмы.

В ВПР очень много практикоориентированных заданий, но в отличие от той же истории, детям они будут понятны. В школьном курсе биологии много лабораторных и практических работ. Если учитель не заменял их на теоретические уроки, то особых проблем с заданиями не будет. Дети вспомнят.


Натаскать на выполнение такой работы невозможно. 


ВПР действительно охватывают всю программу школьного курса: есть задания из ботаники, зоологии, общей биологии и очень много вопросов из анатомии человека. Если предмет преподавался в системе с 5-го по 11-й классы, ребенок в состоянии ее написать. Работа решаемая, действительно базового уровня, никаких тонкостей и мелочей в ВПР не использовано. Я со своими детьми прорешала демоверсию – на двойку не написал никто.

Мне кажется, что необходимость проверки базовых знаний назрела. Дети, наверное, действительно стали слишком «узкими». Выходя из школы, базовые предметы они знают хуже, чем профильные.

В нашей школе выпускники будут писать все пять ВПР. Детям и родителям мы объяснили, что государство хочет знать, на каком уровне выпускники знают предмет, по которому не сдают ЕГЭ. Первый вопрос у детей, конечно, был о том, как это на них повлияет. Спрашивали про видеонаблюдение, будет или нет, но в целом отнеслись к инициативе адекватно, без возмущений. Родители сразу вспомнили, как они сдавали все экзамены в школе, и сказали: «пусть теперь они сдают».


zhinkina.jpg  Учитель физики школы № 32
с углубленным изучением английского языка Озерска
Евгения ЖИНКИНА:


– ВПР имеет средний уровень сложности. Многие задания встречались в ОГЭ. Одно из них по работе с текстом абсолютно точно взято из банка ФИПИ. В работе проверяется именно базовый уровень физики. Материал, конечно, нужно знать с 7-го по 11-й класс, но по старой градации это задания уровня А и В: на знания основных формул и процессов, умение считать и работать с таблицами. С детьми, конечно, все это придется повторять. Мне бы с моими мотивированными учениками на это потребовалось потратить примерно три урока.

Вопрос остается только один – о целесообразности проведения ВПР с точки зрения ребенка. Если это делается для детей, то я такой необходимости не вижу. Я категорически против ВПР в 11-м классе. В это время все готовятся к ЕГЭ. Любая проверка оттягивает силы и время. Хотелось бы, чтобы дети могли уделить внимание тем предметам, экзамены по которым им понадобятся для поступления в вуз.


Теги: ВПР, контрольная работа, эксперимент, старшеклассники
Автор  Анна ХУДЯКОВА
Источник  Вектор образованиЯ
Раздел  Общее образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

wor__33.JPG
wor__32.JPG
wor__31.JPG
wor__30.JPG
wor__29.JPG
wor__28.JPG
wor__27.JPG
wor__26.JPG
wor__25.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD