Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Сентябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1

Наши партнеры

Наши мероприятия

Под особый контроль

08 сентября 2017

Аутизм диагностируют у каждого 68-го ребенка в мире.

yanko.jpg  О том, по каким признакам можно распознать ребенка с такими особенностями развития и как выстраивать с ним отношения в детском саду, «Вектору образования» рассказала педагог-психолог Областного центра диагностики и консультирования Александра ЯНКО.

Аутизм – это особенность развития, а не болезнь, как считают обыватели. Его нельзя вылечить, от него не «страдают» и уж тем более им нельзя заразиться. Точные причины расстройства аутистического спектра до сих пор неизвестны, но установлена генетическая природа нарушения, то есть с аутизмом рождаются, он не появляется вследствие каких-либо воздействий. К возможным рискам генетической мутации, которая влечет за собой аутизм, относят загрязнение окружающей среды, зрелый возраст и вредные привычки родителей. Кроме того, у детей, которые рождены недоношенными, аутизм диагностируют чаще.

Говоря о детях-аутистах, российские медики и психологи оперируют двумя понятиями: «расстройство аутистического спектра» и «ранний детский аутизм» – это не одно и то же. Большинство детей имеют расстройство аутистического спектра. Оно сопровождает группу других особенностей развития ребенка, часто глубокую умственную отсталость, и имеет разные признаки. Ранний детский аутизм, напротив, существует сам по себе и имеет четкие черты. Тем не менее, оба этих диагноза имеют общие признаки.

autizm_t.jpg


Особенности в поведении ребенка раннего возраста,
которые могут указывать на то, что он аутист

Диагностика аутизма у младенцев возможна уже в возрасте 6 месяцев. За рубежом этим занимается обычный врач-педиатр. В первую очередь она связана с наличием комплекса оживления, в частности появлением улыбки при виде знакомого взрослого, как защитной реакции на внешний мир. Ребенок улыбается, показывая: «Я хороший, вы меня примите». У ребенка с ранним детским аутизмом этот комплекс оживления отсутствует даже в возрасте 8 месяцев.

Эмоции у детей-аутистов не всегда адекватны ситуации. Например, в младенческом возрасте они часто не реагируют на физический дискомфорт – мокрые пеленки, холод или жару.

У таких детей также нет потребности в общении со взрослым и в игре с ним. До трех лет обычный ребенок не отделяет себя от мамы и требует ее постоянного внимания. Поэтому взрослые могут ошибочно считать аутистов непроблемными детьми: им можно дать что-то, чем они заинтересованы, и спокойно заниматься своими делами. Отсутствие интереса к общению со взрослым – это настораживающий фактор, который не всегда замечают родители. Они принимают такое поведение ребенка за самостоятельность, которая не может проявляться в раннем возрасте.

Не нуждается ребенок-аутист и в совместной игре рядом с другими детьми. Аутисты на прогулке стараются уединиться. И очень часто мамы таких детей гуляют с ними отдельно, избегают людных детских площадок, потому что ребенок в таких местах может плакать, раздражаться, выражать агрессию по отношению к другим детям, так как испытывает дискомфорт.


Как педагогу распознать ребенка-аутиста?

В России нет ранней диагностики аутизма. Врачи-педиатры не обучены этому, поэтому о том, что у детей есть подобные особенности развития, чаще всего становится известно только в дошкольном возрасте.

1. Отсутствие интереса к внешнему миру

Это один из главных признаков раннего детского аутизма и расстройства аутистического спектра. Да, ребенку может нравиться какая-то конкретная сфера деятельности или занятие (механика, легоконструирование, сбор пазлов и т. п.), но мир в целом его не интересует. Это первое, что может насторожить педагога.

2. Отказ от контакта с детьми

В дошкольном возрасте дети-аутисты по-прежнему ищут способы уединиться, не хотят общения со сверстниками, вплоть до того, что могут отказываться от совместного приема пищи. Здесь воспитатель обязательно должен просить помощи психолога, который сможет правильно определить природу такого поведения. Что это: процесс адаптации к детскому саду либо признаки аутизма? У детей процесс социальной адаптации в детском саду протекает настолько разнообразно, насколько разнообразны мы, но он конечен. Педагогам следует помнить, что признаки аутизма проявляются у ребенка всегда, во всех ситуациях, а не только в незнакомой обстановке.

3. Навязчивые движения

Они могут быть абсолютно разными. К примеру, постоянное кивание головой или раскачивание корпуса из стороны в сторону. Это одна из вредных привычек аутостимуляции. Таким образом аутисты поддерживают свою ослабленную центральную нервную систему в тонусе. Такие дети любят очень долго качаться на качелях – по 2–3 часа без перерыва. Если взрослый пытается его увести, это вызывает у ребенка бурную негативную реакцию.

4. Особенности передвижения

Часто дети-аутисты любят катать между ладоней палочки и перекладывать предметы. Классическими признаками аутистов также являются хождение на цыпочках и манежный бег. Причем это не подражание или игра, а их постоянный способ передвижения.


Как вести себя педагогу с ребенком-аутистом?

Прежде всего, нужно убедить родителей пойти на консультацию к психологу или психотерапевту. Если же особенности развития подтверждены медиками и психологами, педагогу необходимо соблюдать несколько рекомендаций.

1. Отслеживайте изменения в поведении ребенка-аутиста

Один из основных методов работы – наблюдение. Дневники поведения должны вестись очень тщательно. Такие дети очень зависимы от погоды, лунного цикла, даже от положения Солнца.

2. Узнайте у родителей как можно больше о привычках ребенка

Педагогу важно иметь представление о том, что ребенок любит, а что нет, как реагирует на те или иные явления и предметы. Необходимо также знать, что раздражает ребенка. Это могут быть абсолютно разные явления и звуки, даже текущая из крана вода. Нужно проследить эту зависимость. Не всегда реакция ребенка дома будет совпадать с той, что происходит в детском саду.

3. На первых порах следуйте традициям семьи, даже если они противоречат общепринятым нормам

Дети-аутисты склонны к стереотипии, и успокаивать такого ребенка нужно тоже стереотипно. Допустим, мама берет его на руки и укачивает. На первом этапе, чтобы найти контакт с ребенком, у педагога нет никаких других вариантов, как брать его на руки и укачивать.

Хуже, когда родители успокаивают ребенка с помощью еды: если плачет – дают конфетку. Педагогу придется делать то же самое, при этом еда должна быть той же, что и дома, и принесена родителями. Если это конфеты – значит мешок конфет, яблоки – значит порезанные яблоки.

Дети-аутисты очень часто в дошкольном возрасте находятся на оральной стадии развития. Чтобы успокоиться, им нужно пососать молоко из бутылочки. Не стоит этого стесняться. Это решаемая ситуация. Обычно родители приносят в детский сад пакет молока и отдают его воспитателю после контроля медика.

Больше всего трудностей в общении с ребенком-аутистом возникает именно у педагогов. Со сверстниками в детском саду у таких детей обычно нет проблем, потому что между ними нет коммуникации – они друг друга не интересуют. Другое дело, если ребенок с аутизмом проявляет агрессию к другим детям. В этом случае, как и ребенок без особенностей в развитии, он должен находиться под наблюдением медиков и психологов. Агрессивность не всегда сопровождает аутизм. Это проблемы семьи, воспитания, коммуникации и культуры.

Дошкольный возраст – самый благоприятный для коррекции. Если у ребенка нет глубокой аутизации, у него могут быть все шансы пойти в общеобразовательную школу. В иных случаях он попадает в коррекционный класс по рекомендации ПМПК.



Теги: аутизм, работа педагогов, диагностика, общение
Автор  Александра ЯНКО
Источник  Вектор образованиЯ
Место  Челябинская область
Раздел  Общее образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD