Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Декабрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Наши партнеры

Наши мероприятия

Директорский курс

12 октября 2017

8 рекомендаций руководителю по управлению коллективом.


semizdralova.jpg  Цель любого менеджмента, в том числе и в сфере образования, – добиться максимального результата с наименьшими затратами. В первую очередь эффективность работы зависит от грамотного управления и микроклимата в коллективе. О том, как наладить демократические отношения с подчиненными, но при этом остаться требовательным, директорам школ и заведующим детских садов рассказала педагог-психолог Челябинского областного многопрофильного лицея-интерната Ольга СЕМИЗДРАЛОВА.

Руководители образовательной организации могут использовать различные способы мотивации персонала. Самый известный из них – материальный. Однако психологи доказали, что исключительно денежные методы стимулирования малоэффективны и требуют существенных финансовых затрат.

Пожалуй, самым традиционным в образовании является административный метод, когда руководитель предъявляет требования, а подчиненный вынужден исполнять их в силу существующей иерархии. Однако сегодня он используется скорее как привычный и малозатратный, нежели как эффективный путь мотивации работников. Отчасти это происходит потому, что в системе образования на отношения руководителя и работников накладывает отпечаток профессиональная деформация. Педагоги ведут себя авторитарно не только по отношению к ученикам, но и к коллегам, и даже к руководителям. В свою очередь администрация образовательной организации нередко транслирует подчиненным ту же авторитарную модель поведения.

Авторитарность руководителей проявляется, пожалуй, прежде всего в позиции: «Есть два мнения: мое и неправильное». Руководители используют тон, не допускающий возражений, жесты указания и агрессии, формулировки в абсолютных категориях (к примеру, «всегда», «никогда», «каждый раз», «постоянно» и др.), а также демонстрируют пренебрежение к доводам и состоянию подчиненного. В такой ситуации невозможно конструктивное общение, что в конечном итоге тормозит развитие образовательной организации.

Научиться новому можно, только уходя от старых стереотипов. Что необходимо изменить руководителям образовательной организации ради создания активной и творческой среды, благоприятного психологического климата и коллектива, который мотивирован на успех?

1. Пересмотрите систему внутренних проверок

В педагогической среде активно обсуждается вопрос контроля: его форма, частота, количество. Затратный по времени, дублирующий и неоправданно раздутый по числу параметров контроль не способствует решению задач, а лишь становится источником стресса. 


Расхожая фраза «сдать еще вчера», как правило, вызывает у подчиненных недоумение, раздражение, обесценивает требования, но никак не способствует повышению эффективности труда. 


Практика показывает, что постоянный контроль с неадекватными запросами может стимулировать работника лишь в первый месяц работы. Далее он будет провоцировать только саботаж или увольнение. Рациональность контроля, адекватные требования и реальные сроки выполнения заданий позволяют не только достигать намеченного результата, но и сохранять кадры.

2. Откажитесь от внезапных ревизий

Некоторые директора школ любят устраивать учителям неожиданные проверки в классах по принципу «шла я мимо и решила зайти к вам на урок». В ситуации внезапной проверки стресс будет испытывать любой педагог, и необязательно потому, что он не готов к занятию. Поэтому от неожиданных визитов лучше отказаться совсем.

3. Не забывайте об обратной связи

Отрицательные эмоции у подчиненного будут только усиливаться, если после контроля он не получит оценки руководителя. Любой педагог, чей урок посетил директор, с тревогой ждет обратной связи. Отсутствие результата проверки провоцирует отрицательные эмоции, которые выливаются в бессонницу педагога или конфликт с руководителем.

4. Откажитесь от неконструктивной критики

Еще одним поводом для увольнения учителя по собственному желанию может стать постоянное недовольство его работой. Критика является неотъемлемой частью функций руководителя, но не всегда он высказывает ее по существу. Конструктивная критика предполагает не только констатацию того, что не нравится, но объяснение причин недовольства и варианты выхода из ситуации.

Если у руководителя отсутствует четкое представление о результате, то у него возникнут трудности с формулировкой замечаний. Преобладание эмоций в такой ситуации лишь провоцирует конфликт. Конструктивная критика всегда направлена на процесс или результат деятельности, но не на личность.

directr_t.jpg

5. Не опускайтесь до мести подчиненному

Руководители могут досаждать педагогам разными способами, но чаще всего в отместку директора выбирают самый доступный путь – используют свое служебное положение. Например, уменьшают нагрузку, сокращают полномочия, игнорируют запросы, «забывают» вовремя проинформировать по важному для работника вопросу. В результате взаимных претензий и обид снижается эффективность профессиональной деятельности

6. Сдерживайте отрицательные эмоции в общении с педагогами

Отрицательные эмоции ухудшают не только самочувствие отдельных людей, но и отношения в коллективе в целом, снижают продуктивность деятельности. Сохранение позитивного эмоционального настроя, равновесия, независимо от ситуации, позволяет осознанно добиваться поставленных целей.

7. Позвольте подчиненным чувствовать себя взрослыми людьми

Многократное переделывание заданий без объяснения причин воспринимается сотрудниками как психологический террор на рабочем месте. Дайте работникам возможность проявить творчество, самостоятельность и ответственность хотя бы в некоторых вопросах. Таким образом вы позволите им быть психологически взрослыми людьми. Общение директора и педагога с позиции «взрослый-взрослый» более конструктивно и гуманно, укрепляет авторитет руководителя.

8. Обращайтесь за помощью к психологу

Умение управлять конфликтами позволяет перенаправить негативные эмоции на повышение эффективности труда. Помочь в этом способен школьный психолог через индивидуальные консультации или тренинги с сотрудниками.

Одна из задач школьного психолога – создать условия для благоприятной атмосферы внутри образовательной организации. Совместная работа с администрацией позволит выстроить систему работы по психологическому просвещению всех участников образовательного процесса с учетом специфики организации и коллектива. Просвещение, профилактика и консультирование способствуют предупреждению конфликтов, что в свою очередь повышает эффективность управления.


Теги: психология, комментарий, рекомендации
Автор  Ольга СЕМИЗДРАЛОВА
Источник  Вектор образованиЯ
Место  Челябинск
Раздел  Общее образование

Возврат к списку

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

pobediteiy_olimp__77.jpg
pobediteiy_olimp__76.jpg
pobediteiy_olimp__73.jpg
pobediteiy_olimp__72.jpg
pobediteiy_olimp__71.jpg
pobediteiy_olimp__70.jpg
pobediteiy_olimp__69.jpg
pobediteiy_olimp__68.jpg
pobediteiy_olimp__67.jpg

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD