Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Александр БОЛЬШАКОВ, директор Южно-Уральского многопрофильного колледжа: «Я бы дал больше свободы директорам и увеличил их ответственность за результат»

Александр БОЛЬШАКОВ, директор Южно-Уральского многопрофильного колледжа: «Я бы дал больше свободы директорам и увеличил их ответственность за результат»
21 ноября 2013 Челябинский юридический техникум всегда выделялся на фоне остальных ссузов, потому что здесь обучают востребованной и некогда элитной профессии юриста, потому что учреждение не столько соответствовало, сколько опережало современные требования к обучению. Более 10 лет юридическим техникумом, а в последние годы многопрофильным колледжем руководит Александр Павлович БОЛЬШАКОВ.

 

– Чем вы как руководитель особо гордитесь в вашем учебном заведении?

– Людьми, которые создают и работают в колледже. Это естественно и объяснимо: если мы возьмем любое известное учебное заведение (Оксфорд, Кембридж), они в качестве предмета гордости назовут имена Чарльза ДАРВИНА или Исаака НЬЮТОНА. Когда в Московском физико-техническом институте говорят, что у них есть кафедра, которую возглавлял Сергей КОРОЛЕВ, начинаешь понимать уровень и заслуги работающих там людей. Любое учебное заведение – это, прежде всего, работа его сотрудников, и если у них горят глаза, рукам требуется постоянная работа, то учреждение будет расти и развиваться. На сегодняшний день, спустя год после объединения, в колледже сложилась серьезная, работоспособная команда, умеющая делать все, поэтому я уверен, и дальше все будет хорошо.

– Как вам удалось объединить под одной крышей несколько абсолютно разных направлений – юридическое, металлургическое, строительное, сохранив при этом имя и статус заведения?

– Металлургический район – это мини-город, или, как его здесь называют, «соцгород», со своими особенностями: историей, ментальностью, укладом жизни. Создавая кластер, мы понимали, что все его ступени – средняя школа, колледж, вуз, работодатель – здесь есть. Поэтому сохранили все профили, которые дополняют друг друга, частично их объединили, сократили часть административного персонала. В итоге экономия составила более 10 млн рублей в год.

В Советском Союзе была отраслевая система профобразования, когда учебные заведения создавались для нужд конкретных заводов, предприятий или министерств, и в этом отношении ЧМЗ повезло, потому что в районе были представлены все профили: металлургическое, строительное и юридическое.

Сегодня мы, подписав Болонское соглашение, идем по пути Европы, где колледжи объединяют под одной крышей совершенно разные направления. Например, Blackburn Сollege в Великобритании дает совершенно логически не связанные между собой профессии – история, дизайн, строительство, право, экономика, и студенту не важно, что преподают в соседних кампусах. У всех диплом одного и того же учебного заведения – именно это и объединяет выпускников, как и в нашем случае.

– Все чаще говорят о том, что абитуриента надо переориентировать с гуманитарных на технические специальности. Внутри вашего колледжа, где представлены оба направления, вы ощущаете эту тенденцию?

– Я часто слышу от руководителей высокого уровня, что нам нужны сварщики, токари и так далее, но когда задаю им в частном порядке вопрос: «Куда вы планируете отдать своего ребенка?», получаю ответ: «В вуз». С другой стороны, если мы возьмем в качестве примера родителей, которые работают в очень тяжелых условиях, например, на «Мечел-Коксе», то их желание дать своему ребенку другое будущее понятно, и у них есть на это право.

Если реальная зарплата работников завода и «офисного планктона» кардинально отличаться не будет, то выбор всегда будут делать в пользу гуманитарных дисциплин. Весной этого года мы проводили на своей базе Всероссийскую олимпиаду по обработке металлов давлением, и к нам приехали представители всех регионов России. Мы с удивлением узнали, что зарплата по одной специальности на разных заводах страны отличается в разы. Например, на «Мечеле» прокатчик получает 40 тысяч рублей, а в Череповце – 100 тысяч, поэтому там конкурс на прокатчиков, а не юристов.

Ситуация внутри нашего колледжа не изменилась после объединения. Каждая площадка была рассчитана на определенного абитуриента, который, по сути, к ним пришел. Если раньше на юридические специальности конкурс был 6–8 человек на место, то в этом году 3–5. Вместе с тем, появился конкурс на ряд металлургических специальностей, и мы полностью набрали все группы технического и металлургического профилей.

Я надеюсь, что ситуация кардинально изменится в следующем году. Мы проводим модернизацию учебного оборудования и в результате выйдем на совершенно иной формат обучения, что позволит нам выровнять спрос на профессии юриста и металлурга.

– На фоне популярности юридических специальностей как вы намерены поднимать авторитет металлургического направления?

– Сотрудники металлургического комплекса, которые будут отвечать за мехатронику, выезжали вместе со мной на чемпионат мира по WorldSkills в Лейпциг, чтобы оценить уровень требований, с которыми мы столкнемся в ближайшее время. Нас поразили лица детей, которых привозили из школ на экспозиции разных стран. Они были вовлечены в массу интересных программ, которые подготовили страны-участники, – то есть своими руками строили, создавали, им действительно было интересно то, что мы называем у себя «рабочими профессиями». Сегодня нам в стране необходима профориентация такого же уровня. Детям надо показывать лучшие образцы современного дидактического материала, на котором проходит обучение во всем мире. Когда ребенок видит, как работают механизмы, которые в Германии собирают «мерседесы», у него формируется совершенно иное отношение, чем после лекции про гидравлику у доски с мелом.

В ближайшее время мы запускаем на металлургическом отделении большую лабораторию, где у нас будут представлены учебные комплексы по пневматике, электроприводу, мехатронике. Туда мы будем приводить детей, там будем готовить команды для борьбы за звание чемпионов России, Европы, мира. Из областного бюджета выделено 50 млн рублей, из средств колледжа – 10 млн. Аналогов лаборатории вряд ли насчитается больше десяти, да и то в таких знаковых учреждениях, как МГТУ им. БАУМАНА. В ближайшее время мы проведем на этой площадке большой педсовет, где соберем всех директоров, руководителей от образования, работодателей и покажем ее возможности.

– Можно назвать грядущее мероприятие пиаром вашего заведения?

– Это не пиар, это информирование. Сегодня у нас стандартные отношения со школами: ходим на встречи, приглашаем на Дни открытых дверей, показывая ту материальную базу, которая осталась со времен Советского Союза и не отвечает реалиям современного профтехобразования. Да, у нас много предприятий, работающих на таком же оборудовании, но это уже вчерашний день.


Мы ставим цель: развиваться на более высоком уровне, хотя гораздо проще спуститься, подстроиться под то, что есть, чем подниматься наверх.


Тот же «Мечел» заинтересован в том, чтобы для него готовили хорошие кадры, и готов участвовать в софинансировании многих проектов.

Мы создадим хорошие условия для обучения, а ученики уже с полученными знаниями могут работать где угодно, хоть за границей. В Англии, например, тоже не хватает работников технического профиля, но они решили задачу на уровне парламента и крупнейших корпораций («Ягуара», «Роллс-Ройса», «Тойота»), которые вложили огромные средства в создание академии, чьи выпускники просто нарасхват. Подобную ситуацию надо создавать у нас.

– Нет опасения того, что студенты, обучившись на современном оборудовании, придя на технически устаревшее предприятие, разочаруются и уйдут из профессии?

– Это личная позиция каждого человека – я не президент и не премьер, чтобы производить изменения в экономике. У меня есть свой участок, я должен выпускать тех, кто сможет работать на производстве уровня компании «Мерседес». Но с другой стороны, логика развития «АВТОВАЗа» говорит о том, что они тоже стремятся к этому же уровню, потому что другого варианта выжить просто нет. Какой смысл учить тому, что исчезнет в ближайшие 5 лет?

– Руководителей образовательных учреждений в ближайшее время переведут на эффективный контракт. Как вы относитесь к новому формату трудовых отношений?

– Положительно. Эффективный контракт с руководителем должен быть объективным. Там должны быть заложены критерии, исполнение которых зависит только от руководителя. Но если включены параметры, на которые нельзя влиять, тогда оценить эффективность руководителя объективно невозможно. Я бы дал больше свободы директорам и вместе с тем увеличил их ответственность за результат. Чтобы создавать, руки должны быть развязаны.

– Среднее профессиональное образование переходит на стандарты третьего поколения. На ваш взгляд, как они повлияют на качество выпускника?

– Я приветствую изменения, которые ломают то, от чего давно пора избавляться. Европа постоянно ищет новые пути повышения качества образования и находит их. Мы обучаем по системе, которая сложилась еще в XIX веке, она выработала себя уже в конце прошлого столетия.

В Европе работает система зачетных единиц, которую впервые применили в 1953 году в Принстоне. Она очень быстро распространилась по всем вузам мира, и то, что сейчас лидерство в образовании плотно переместилось на Запад, – заслуга именно этой модели, которую мы только еще начинаем внедрять. Надо уходить от поточно-группового метода и переходить к индивидуальной траектории обучения, когда каждый студент сам выбирает сложность своего пути обучения. Объективный плюс этого перехода в количестве Нобелевских премий по физике, химии, экономике.

Всемирный банк проводил исследование качеств, которых на сегодняшний день больше всего не хватает людям, занимающимся производством, менеджментом. Это знание языков, информационных технологий и самое главное – способность решать нестандартные задачи, а такие качества не развиваются в строю.

– Если у вас был эксперимент по внедрению системы зачетных единиц, можно говорить о том, что вы обошли поточно-групповой метод?

– Мы находимся в рамках бюджетного финансирования, и деньги к нам приходят на группу, хотим мы этого или нет. Мы создали и внедрили у себя модель управления учебным процессом в среднем профессиональном учебном заведении – ProCollege, чтобы попытаться соединить несовместимые вещи. Мы ввели элементы системы зачетных единиц, когда ставили третьей парой английский язык, разводили студентов по группам, в зависимости от уровня подготовки. То есть групповой метод мы сохранили, но при этом провели эксперимент.

ProCollege помог нам отчасти перейти на индивидуальное обучение. Он позволяет наполнить учебный процесс самым разным содержанием: интерактивными картами, разными вариациями тестов. Когда студент получает доступ к базовой части курса, знание которой можно проверить тестами, и только после этого переходит к следующему занятию, на урок остаются наиболее интересные части, которые обсуждаются, изучаются очно, вместе с преподавателем. Но элементы системы – это не сама система.

– Что помогает вам находить новые идеи?

– Я стараюсь много ездить, смотреть, как делают другие, и учиться всему, что ценно. Если я вижу, что та или иная идея реальна и рациональна, значит, я ее стараюсь внедрить. Например, во Франции есть модель, которую я много раз предлагал на разных уровнях. Французские предприятия могут направлять определенный процент от налогов конкретному учебному заведению на модернизацию конкретного оборудования. Если, например, Airbus требуются специалисты определенного профиля, они переводят 10 % налоговых отчислений в учебное заведение, закупают оборудование, приглашают специалистов и начинают учить. Если бы такой вариант был возможен у нас, то «Мечел» давно бы направил несколько миллионов «налоговых» рублей на повышение качества подготовки специалистов в нашем колледже и мы быстрее бы вышли на достойный уровень. А главное – мы бы выпускали тех специалистов, в которых предприятия действительно нуждаются.

– У вас нет желания создать собственное, частное учебное заведение?

– У меня нет желания создавать частное учебное заведение, потому что образование – процесс очень дорогой. Я видел частные школы, вузы в России, которые стартовали нормально, а сейчас, на мой взгляд, превратились в прибежища детей, существующие по принципу «лишь бы платили». Чтобы создать реально хорошую школу, нужно реально платить очень много. В Англии, например, обучение в частном колледже стоит 15 000 фунтов стерлингов в год, это около полумиллиона рублей. И за такие деньги можно действительно создать все что нужно для подготовки высококлассного специалиста.

– Вам как человеку разностороннему, кандидату исторических наук не скучно в профобразовании?

– В свое время на меня произвела впечатление книга Гейл ШИХИ «Возрастные кризисы», идея которой заключается в том, что каждые семь лет человек проходит через кризис. И если он его правильно переживает, то следующие семь лет ощущает мощный рост, а если нет, то застревает на месте. Так получилось, что у меня эти периоды совпали с изменениями в моей жизни. В свое время я пришел в университет, и это был период глубокого внутреннего роста для меня, потом, несмотря на удачную карьеру преподавателя, ушел в бизнес, что открыло мне очень многие стороны моей личности, позволило увидеть мир. После 45 лет я снова попал в профессиональную школу, но уже с иными качествами и опытом. Ведь когда находишься в вертикальной системе, рост зависит от послушания, находясь в бизнесе – от умения брать ответственность. Я умею эти качества сочетать, поэтому могу добиваться результата.


Теги: колледж, профессия, образование
Автор  Михаил ПОРФИРЬЕВ
Источник  Вектор образованиЯ
Место  Челябинск
Раздел  Профессиональное образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD