Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Девушка и роботы

Девушка и роботы
26 ноября 2013

Кто сказал, что увлечения могут быть «мужскими» или «женскими»? Если 17-летняя девушка любит и умеет создавать роботов, возразить ей не сможет даже отец

О том, что единственная дочь решит связать свою жизнь с робототехникой, папа Ани ОГАРКО даже представить себе не мог. Имея техническое образование, он до сих пор не понимает, зачем это нужно хрупкой юной девушке. Однако прежде чем привязаться к умным машинам, выпускница московской школы № 2017 испытала себя в плавании и даже скалолазании.

На отборочном туре для участия в Мировой олимпиаде по робототехнике, который проходил в этом году в Челябинской области, Аня переживает, наверное, больше всех. Нынче она окончила школу, и, возможно, это для нее последняя возможность проявить себя на соревнованиях.

«Для меня очень важно хорошо выступить в этом году, – говорит Аня. – Потому что я не уверена, смогу ли на следующий год вновь принять участие в олимпиаде среди школьников, и, естественно, хочется подвести итог победой. К сожалению, в соревнованиях по робототехнике есть ограничение по возрасту».

Аня лихорадочно оглядывается – скоро ее очередь выступать. Пальцы теребят разноцветного робота с вязаной шапочкой наверху. В ответ на ее вопросительный взгляд ребята машут, что у нее еще есть время до игры. Ее волнение связано еще и с тем, что в Челябинске она впервые – новый город, новые люди, прежним остается только дух соревнований.

Впервые подготовка к Всемирным соревнованиям по робототехнике проходит в южноуральской столице. Здесь сошлись соперники из Санкт-Петербурга, Москвы, Красноярска, Ростова, Уфы и других городов страны. В ходе недельных соревнований судьи определят, кто будет представлять Россию на мировом первенстве в Индонезии в середине ноября.

«Все началось приблизительно в 9-м классе, когда я однажды пришла в кружок по робототехнике помочь друзьям, – продолжает свою историю Аня. – Они испытывали робота, а я расставляла для него препятствия, которые он должен был объезжать, возвращала на место шарики, которые он ронял. Честно говоря, дело непростое, ведь с первого раза у робота не всегда все получается, и чтобы отладить движения, ребята много раз переписывают компьютерную программу, а я снова и снова расставляю препятствия. Тогда мне стало очень интересно, как человек может заставить робота делать то, что ему нужно, задавать ему конкретную программу. И я тоже решила попробовать себя в этом».

В школе № 2017 кружок по робототехнике пользуется большой популярностью среди учеников, несмотря на то, что он не оборудован суперсовременными технологиями и не имеет большого количества специалистов. Единственным наглядным пособием является конструктор, на котором тренируются ребята, а руководит процессом учитель информатики Сергей МУСТАФИН. Юные инженеры готовы проводить в кружке не только время после уроков, но и все каникулы. Все необходимые знания о создании и запуске роботов они получают сразу на практике, работая с конструктором.

Увлечение робототехникой быстро начало приносить свои плоды: Аня сразу же стала занимать первые места сначала в школе, потом в округе и уже после первого года занятий отправилась на Мировую олимпиаду по робототехнике.


За три года работы в кружке девушка уже дважды с успехом выходила на мировой уровень.


«Но в первый раз я не очень удачно выступила в финале, потому что для меня многое было в новинку, а во второй раз на соревнованиях в Малайзии мы показали себя более успешно. Наши напарники по кружку даже заняли первое место по футболу». Сегодня она тоже надеется преодолеть отборочный этап и войти в российскую сборную.

На соревнованиях по робототехнике участвуют команды из двух человек: один из них отвечает за сборку робота и механизмы, другой пишет для этого робота программу. Аня выступает в роли программиста. Их роботы сражаются за победу в номинации «Футбол». Ее задача написать для двух роботов-футболистов программу соответственно требованиям. Один робот должен защищать ворота, другой – забивать голы противнику.

«Я создаю программы на текстовых или графических языках, – раскрывает свои обязанности Аня. – Мне необходимо выбрать наиболее оптимальные способы преодоления поставленных задач и как можно быстрее. Я работаю почти как настоящий программист». Аня пробегает пальцами по шестеренкам. Она с нежностью рассматривает робота, как если бы это был ее личный питомец. Но робот для Ани, возможно, дороже котенка, ведь в механизме умной машины девушка самостоятельно проработала все до малейшей детали. Даже на игровой площадке, когда тренер недоволен действиями робота, можно услышать: «Аня очень плохо держит мяч!» Не зная правил игры, можно подумать, что сама девочка встала на ворота. Но нет, единство хозяина и его робота настолько сильно, что последний зовется именем своего создателя. Это не традиция или примета – просто если человек отдал роботу некую долю своих знаний, машина становится его частичкой.

«У робота может быть три мотора, с помощью которых он будет управляем, – кажется, Аня с закрытыми глазами может разобрать и собрать машину. – Есть датчики, робот у нас не слепой, он различает цвета, формы предметов. Он довольно умный. Есть также датчики расстояния, касания – все они применяются в разных номинациях. Максимум на роботе может быть 4 датчика».

Хоть Аня давно уже сделала выбор в пользу робототехники, она до сих пор сравнивает свои предыдущие и нынешние увлечения. Вспоминая спортивное прошлое, Аня удивляется, насколько разная атмосфера царит на площадках. Одно из главных отличий спортивных соревнований от робототехнических олимпиад – поддержка конкурентов. На соревнованиях между роботами участники болеют и поддерживают всех без исключения, даже если в первый раз видят и человека, и его робота. «Я была так поражена этим, потому что в спорте болеют только за своих и конкуренция более жесткая. А тут атмосфера совсем иная, она мне нравится, и я сама искренне болею за соперников. Здесь более отзывчивые участники, они всегда готовы прийти на помощь».

Однако девушка все же держит себя в форме и периодически занимается скалолазанием. Но серьезно этим не увлекается: любовь к роботам, несмотря ни на что, на первом месте, и в этом увлечении Аня также стремится достичь высот. Риск в том, что на соревнованиях по робототехнике нет страховки, а исход состязания зависит не только от самого себя, но и от маленькой машины, которая благодаря игроку наделяется собственным умом.

Аня согласно кивает в ответ на вопрос, помогает ли ее хобби в учебном процессе: «У нас в кружке ученики 5–6-го классов быстрее своих сверстников знакомятся с модулями и отрицательными числами, потому что им это нужно для написания программ. Ребята из математических классов могут значительно быстрее написать ту или иную формулу. Те задачи, которые можно решить несколькими способами, они пишут одной формулой, и робот намного быстрее выполняет правильную команду».

Отныне Ане несложно ответить на вопрос, почему входные двери открываются сами – девушка знает, что в них заложен датчик расстояния. Теперь она обращает внимание на роботизированную повседневность, но ее не интересует готовый результат. Ей интересно знать, что именно происходит с механизмом и как это работает.


Повернуть время вспять, правда, пока не получается. «Я пыталась сделать так, чтобы стрелки часов крутились назад, но у меня ничего не вышло, только сломала механизмы», – со смущенной улыбкой вспоминает она.


На увлечения дочери родители реагируют по-разному. Мама – с некоторым удивлением (откуда у девочки проявилась тяга к машинам?), отец – с нескрываемым неодобрением. «Папа у меня окончил инженерно-физический институт и поэтому очень не хотел, чтобы я шла в технический вуз. Но мама встала на мою сторону, потому что мне это нравится», – улыбается Аня.

Кстати, увлечение робототехникой помогло Ане поступить в университет имени БАУМАНА на факультет робототехники и комплексной автоматизации. Для олимпиады «Шаг в будущее» Анна написала проект «Робот-трибот. Алгоритм объезда препятствий при помощи нечеткой логики», создала по этому проекту умную машину и поступила.

После университета девушка мечтает стать системным аналитиком. «Системный аналитик знает, что хочет клиент, и знает, как это объяснить программисту. Я надеюсь, что мне это не будет надоедать и к каждому проекту будет лежать душа», – искренне надеется Аня.

В будущем не столь отдаленном девочку ждут мировые состязания, которые пройдут в Джакарте. В середине ноября Аня и ее «лего-друг» отправятся столицу Индонезии на международные соревнования.


Теги: лего, робототехника, соревнования
Автор  Евгения ЧЕРНОВА
Источник  Вектор образованиЯ
Место  Челябинская область
Раздел  Дополнительное образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD