Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Светлана СОЛОДОВА, музыкальный руководитель детского сада № 147 Челябинска, лауреат Всероссийского конкурса «Воспитатель года-2013»: «Для выпускника детского сада школа – просто очередная ступень обучения, без эффекта удивления и радости»

Светлана СОЛОДОВА, музыкальный руководитель детского сада № 147 Челябинска, лауреат Всероссийского конкурса «Воспитатель года-2013»: «Для выпускника детского сада школа – просто очередная ступень обучения, без эффекта удивления и радости»
26 мая 2014 В прошлом году Челябинская область впервые дошла до финала Всероссийского конкурса «Воспитатель года». Звание лауреата на Южный Урал привезла музыкальный руководитель детского сада № 147 Челябинска Светлана Юрьевна СОЛОДОВА. Помимо работы в детском саду, педагог посвящает себя благотворительности, участвуя в проектах фонда Олега МИТЯЕВА, пишет стихи и песни для детского возраста. Возможно ли сочетатать эти и многие другие направления в одном лице и как они помогают в повседевной работе, Светлана Юрьевна рассказала «Вектору образования».

– Светлана Юрьевна, изменилась ли каким-то образом ваша жизнь, карьера после всероссийского конкурса?

– Начнем с того, что в конкурс я пошла сознательно, с личным желанием. Хотелось попробовать свои силы, поделиться опытом с коллегами, почерпнуть новое для себя, систематизировать багаж своих знаний. Форма, в которой многолетний опыт был продемонстрирован на конкурсе, оказалась интересной и привлекла внимание участников конкурсных испытаний. В том числе и на всероссийском, заключительном этапе, по мнению конкурсантов и членов судейства, мы выглядели очень достойно.

Впервые за историю конкурса Челябинская область попала в десятку победителей. Помимо того, что факт сам по себе приятен, он должен потянуть за собой череду дальнейших событий. В частности, было высказано предложение организовать ансамбль музыкальных руководителей детских садов, потому что профессиональное музыкальное образование многих и заинтересованность вполне позволяют заниматься творчеством на достаточно высоком уровне. Кроме того, в 2014 году я наблюдала рост числа желающих участвовать в районных конкурсах профессионального мастерства – люди убедились в доступности конкурса и возможности участвовать в нем и побеждать.

– Воспитателем года России был признан мужчина – воспитатель Олег СКОТНИКОВ. Как вы относитесь к мужчине в детском саду?

– В детском саду востребованы материнские качества: забота, ежесекундное следование за ребенком, удовлетворение его физиологических потребностей. Возможно, на каких-то занятиях, где важно продемонстрировать силу, ловкость, выносливость, на физкультуре, например, педагог-мужчина выглядит естественно и органично, а в повседневной жизни детского сада я его не вижу.

Я считаю, что мужчина больше нужен школьному возрасту. Когда ребенок-подросток многое ставит под сомнение, на помощь педагогике должны прийти свойственные мужчине сдержанность, краткость и четкость в изложении мысли, аналитический склад ума.

– Что было вашей генеральной идеей на конкурсе?

– У меня была, казалось бы, давняя и избитая тема – развитие чувства ритма. Но о ритме будут говорить еще очень много – это философия жизни. Чередование светлого и темного, ночи и дня, медленного и быстрого сопутствует человеку всегда. Всех малышей привлекает именно ритмическая сторона творчества – притопнуть ножкой, побарабанить по кастрюлям, покачаться из стороны в сторону.

Мы взяли за основу старое пособие «ритмические шахматы», возродили его и снабдили «дополнительными опциями». А по сути – это планшет с натянутой леской, на которую прикреплены черные и белые пуговицы. Пуговицы могут обозначать короткие и длинные звуки, символизировать паузу в звучании, их сочетание выражает настроение или указывает на направление интонации.

– Можно говорить о том, что методика дошкольного образования сегодня переживает кризис?

– Это от человека зависит. Можно работать по старым отработанным программам – они прошли проверку временем и не принесут вреда дошкольникам. А можно обогатить методику современным репертуаром, использовать новые подходы к обучению и развитию ребенка. Сегодня насчитывается много различных вариантов повышения своего уровня и кругозора: регулярно выпускаются различные издания для дошкольных педагогов, в стране постоянно проводятся семинары, вебинары. Понятно, что они требуют материальных вложений. Но в распоряжении всегда есть интернет-ресурсы. Если человек творческий и хочет искать – он найдет.

Не секрет, что ФГОС не предлагает специалисту детально разработанные программы и весь музыкальный материал, ноты, фонограммы, упражнения надо искать самостоятельно, но в этом и есть творчество.

– Как воспитывать в детях высокое, светлое, доброе?

– Своим примером.


Можно много и красиво говорить, но если потом идешь и делаешь все с точностью до наоборот, то последующие слова бесполезны – для детей ты перестал существовать, они больше тебя не услышат.


Я, как музыкант, действую через репертуар. Прежде всего, я использую в основном живые инструменты: пианино, колокольчики, металлофоны. Синтезатор бездействует уже несколько лет. Стремлюсь сама исполнять песни, а не включать их в записи. И зачастую дети только в детском саду видят, как человек поет, потому что дома все сосредоточено на телевизоре и компьютере. Если приходится использовать фонограммы, то подбираю качественный материал: аранжировка, нюансы в мелодии и аккомпанементе, красивые тембры, выстроенная динамика – все должно быть на достойном уровне.

Для детей одинаково ново все: и классика, и джаз, и попсовая музыка. Важно, как и какой канал откроет им музыкальный педагог. Привить вкус к красивой и качественной музыке – одна из главных задач руководителя. У нас есть блог детского сада, где опубликованы достойные образцы музыкальной литературы (в их числе и песни, и классические произведения), которые родители могут послушать дома вместе с детьми. И надо сказать, что с каждым годом количество слушателей растет.

– Какой должна быть песня для ребенка и что для вас является главным критерием отбора?

– Главный критерий – внутренняя цензура педагога, которая должна помогать отсеивать некачественный материал. Песен, старых и новых, много, но настоящих жемчужинок крайне мало – максимум 1–2 из сотни.

Для меня хорошая детская песня – это композиция, в которой должно все сойтись: мелодия, слова, гармония, форма, аранжировка. Я всегда обращаю внимание детей на смысл песни. Если они что-то не понимают, мы общаемся, разбираем непонятные слова, выражения, ищем примеры в детском опыте, подключаем воспитателей, просим их прочитать какие-то книги, чтобы вникнуть в суть. Ребятам важно понять, что такое хорошо, а что такое плохо. И в песне, как, впрочем, и в хорошей детской книге, и в мультфильме всегда должно быть понятно, кто здесь играет роль отрицательного героя. Это и есть воспитательный момент художественного произведения. А в нынешнем детском искусстве границы между добром и злом размыты, ребенок не в состоянии самостоятельно расставить приоритеты.

Я, как практикующий специалист, создаю музыку и стихи для детей (они собраны в авторские сборники). Я понимаю, как должны исполнить песню дети, в каком диапазоне, по какому случаю. И меня радует, что произведения входят в репертуар многих музыкальных руководителей, и не только Челябинска и области.

– На конкурсе вы общались с лучшими педагогами. Что должен представлять собой современный педагог дошкольного образования?

– Прежде всего, это профессионал в самом широком смысле. Он должен владеть своим ремеслом, быстро ориентироваться в ситуации, подходить творчески к своему делу, любить ребенка, идти за ним и понимать его потребности.

Не получится быть хорошим специалистом и оставаться равнодушным к детям, иначе ежедневный труд будет раздражать. С другой стороны, ограничиваться одной любовью к воспитанникам тоже не приходится – педагог должен быть интересен детям, да и родители выдвигают требования к продуктивному пребыванию ребенка в детском саду.

– Сегодня много говорят о требованиях к педагогу, об эффективности, нормировании труда. Как вы считаете, эти новые «подходы» возможны в детском саду?

– Жесткий регламент вряд ли возможен, потому что если ты готов вкладывать в ребенка, то эту работу важно выполнить вне зависимости от того, продолжается твой рабочий день или нет. А если воспитанник на определенном этапе устал, его надо отпустить, продолжая поиски подходов, методов, но уже наедине с собой.

Для меня самым главным показателем эффективности остается развитие ребенка в сравнении с самим собой: каким он пришел в начале и каким уходит в конце года. От педагога требуют показателей. Как можно сравнивать разных детей? У них изначально различные стартовый «природный капитал», условия жизни, уровни восприятия. Могу отметить желание заниматься и творить, стремление слушать и умение слышать, двигаться, взаимодействовать с другими детьми. Стремлюсь не заставлять, а аккуратно подводить ребенка к той черте, переступив которую он уже не сможет равнодушно относиться к музыке, кричать во время пения, бездумно двигаться в такт однообразному ритму.

Ребенок, выходя из детского сада, должен быть счастливым. Он должен наиграться, быть эмоционально отзывчивым, видеть красивое. Возможно научить малыша воспринимать и перерабатывать те знания, которые дают ему взрослые. Но еще важнее дать ему понять, что познавать что-то новое – это интересно и занимательно. И тогда школа будет для дошкольника чем-то новым и желанным. Сегодня же для выпускника детского сада школа – просто очередная ступень обучения, без эффекта удивления и радости. Потому что дошкольное детство прошло во всевозможных развивающих центрах, полностью копирующих школьную систему обучения.

– Вы как-то упоминали, что работаете параллельно в фонде Олега МИТЯЕВА. Чем вы там занимаетесь?

– Мы работаем с детьми, которые оказались в сложной ситуации: из малообеспеченных, неполных семей, в том числе из тех, где родители отбывают срок. И суть этого проекта в том, чтобы забрать их с улицы, занять полезной деятельностью. Сегодня у нас 50 ребят, с которыми мы занимаемся вокалом, английским языком, этикой, риторикой. Мы проводим встречи с интересными людьми, ходим на выставки, концерты. Хочется, чтобы дети научились не только брать, но и отдавать. Как говорится, водоем, из которого не вытекает ни одного ручейка, очень быстро превращается в болото. Поэтому наши дети выступают волонтерами на благотворительных мероприятиях, посещают с концертами и игровыми программами заключенных женщин с маленькими детьми, больницы, в том числе с онкобольными, интернаты для детей с умственными и физическими отклонениями. Дети меняются, возвращаются с улицы в семью, воспитывают своих близких. Важно, чтобы через несколько лет их можно было встретить в театре, а не в подворотне.

– Вы пишете песни, ведете активную благотворительную деятельность – что удерживает вас в детском саду?

– Наверное, любовь к дошколятам. У них чистые сердца, хочется защитить их от непотребного, дать образцы лучшего. И если у меня есть возможность это сделать, почему я должна уходить? Может быть, это моя миссия.

Мне посчастливилось познать все стадии развития ребенка: от «пузика» до школы. 5 лет было отдано работе в центре экологии беременности, много лет преподавала в школе, в музыкальном училище. В детский сад я пришла за практикой, но, как оказалось, задержалась надолго.

Уверена, что с детьми, особенно в раннем возрасте, должны заниматься люди с высшим образованием. Сейчас об этом заговорили всерьез – олимпийские чемпионы начали разрабатывать программы физического развития, знаменитый пианист Денис МАЦУЕВ создает методику дошкольного музыкального образования, с которой будет вести активную просветительскую работу по всей России. Теперь важно понять, кто подхватит эту эстафету на местах и реализует доброе начинание. Пойдут ли профессионалы в детский сад? Это очень важное, если хотите, политическое решение государства – своевременное вложение в образование и культуру, чтобы через 20 лет получить духовно развитое общество.

– В этом году вам предстоит стать судьей для своих коллег. Как член жюри профессионального конкурса на что будете обращать внимание и насколько строго судить?

– Я уже побывала в роли судьи на городском конкурсе, заглянула в этот процесс с обратной стороны и поняла, что если бы я сначала побывала в жюри, а потом стала участницей, то многое сделала бы по-другому. С позиции судьи все участники как на ладони – конкурсант только делает первые шаги по сцене, говорит всего пару слов, а уже понятен уровень его пристрастий, подготовленности, образованности.

Говорят, что бывшие участники конкурсов – самые строгие судьи, а у меня улыбка не сходила с лица. Хотелось тем самым подбодрить выступающих. Ведь им не каждый день приходится выступать на публике. Выглядеть достойно, донести свою мысль до зрителей да еще справиться с волнением – не каждому под силу.


Теги: конкурс, ФГОС, победитель
Автор  Михаил ПОРФИРЬЕВ
Источник  Вектор образованиЯ
Место  Челябинск
Раздел  Дошкольное образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD