Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Наталья ТОНКУШИНА, педагог дополнительного образования Дома пионеров и школьников Агаповского района: "Образование - не признак классного педагога"

Наталья ТОНКУШИНА, педагог дополнительного образования Дома пионеров и школьников Агаповского района: "Образование - не признак классного педагога"
09 декабря 2014

После школ и детских садов государство обратило внимание на систему дополнительного образования, которое долгое время находилось в самостоятельном плавании. О том, как живут сегодня дворцы, клубы в сельской местности и что изменилось после введения внеурочной деятельности, «Вектору образования» рассказала финалист Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям-2011», педагог дополнительного образования Наталья Ивановна ТОНКУШИНА.

- На одном из мастер-классов вы показывали урок по изучению букв. Как эта тема связана с вашей основной деятельностью - дополнительным образованием?

- Программа была составлена в 2004 году, когда школы начали эксперимент по внедрению ФГОС для начальных классов. Тогда все плохо понимали, что такое внеурочная деятельность, считая это некими занятиями по каким-то направлениям после уроков. Мне предложили организовать такую внеурочную деятельность. Вместе с классным руководителем мы стали наблюдать за будущими первоклассниками и пришли к выводу, что уровень их подготовки очень низкий. Дети плохо знали буквы, у них были проблемы с артикуляцией, были слабо развиты навыки обучения. Тогда и родилась идея провести параллель между изучением детьми азбуки на школьных уроках и изобразительной деятельностью на внеурочных занятиях: учитель в школе изучает с детьми буквы, а после уроков мы создаем с ними для каждой буквы образы, которые они запомнят: «к» - это кот, «д» - «дом» и так далее. Это дает возможность в непринужденной обстановке повторять и закреплять пройденный на уроке материал, расширять представление о самой букве и ее месте в мире.

Создавая программу, мне хотелось уйти от чисто изобразительного искусства - того, чем я занимаюсь как педагог дополнительного образования. Мне хотелось добиться того, чтобы ребенок научился создавать образы, поэтому на внеурочных занятиях мы большую часть времени играем, фантазируем и только 10-15 минут рисуем.

- То есть, на ваш взгляд, внеурочная деятельность - это не кружки и секции?

- Внеурочная деятельность - это дополнение к образованию, путь развития человека, стимулирование к познанию окружающей многогранной действительности. Мир вокруг - это и география, и физика, и биология - все вместе, и педагоги должны помочь ребенку понять, как теоретические законы работают, как говорится, на практике. Прошли по географии тему овраги, пошли на улицу: сделали углубление в песке, пустили воду, она расширила эту канавку, где-то разлилась и так далее - ребенок воочию увидел то природное явление, о котором он узнал на уроке. Уроки ограничены программой, учитель должен донести основной объем знаний, поэтому внеурочная деятельность должна (и может!) дополнять знания ребенка, которые он получает в школе.

- Учителя готовы к такому расширению своей деятельности?

- К сожалению, только часть. Проблема в том, что мы, педагоги, привыкли работать стандартно: пришел, выдал объем знаний, умений, навыков, послушал ответы. Это отношение к себе и к своей работе надо менять.

Со своими воспитанниками творческого объединения мы много гуляем, наблюдаем за окружающим миром, чтобы потом, когда ребенок начал рисовать, он смог передать свои эмоции и ощущения. Неважно, как он это сделает с точки зрения технологии рисунка. Важно, чтобы он перенес на холст свое понимание окружающего мира.

- Сегодня дополнительное образование стоит на пороге перемен. На ваш взгляд, на какие проблемы стоит обратить пристальное внимание в дополнительном образовании?

- На мой взгляд, основная проблема допобразования - это нехватка педагогов. У нас не хватает специалистов дополнительного образования, зачастую это люди, которые просто хорошо знают свое хобби, увлечение, которые, по сути, приходят к нам с улицы. То есть человек говорит, что он умеет что-то делать, и директор его берет на работу, потому что ему надо заполнить штат сотрудников, потому что ему надо увеличить наполняемость детей. Но такие люди, при всем таланте, в образовании многого не понимают.

- Разве это плохо, когда человек делится своими знаниями с детьми? Положительных примеров такого наставничества довольно много.

- Я как художник против грубого разделения на черное и белое, потому что между ними есть оттенки. Все зависит от человека: это может быть дипломированный педагог, который вызывает отторжение у детей, а может - человек без образования, к которому дети тянутся. Образование - это не признак классного педагога. В учителе должно сочетаться многое: любовь к детям, профессии, умения, навыки и так далее. И отделять одно от другого нельзя.

Например, на художественно-графическом факультете, где я получала образование, нас учили быть художниками, психологами, педагогами. У современных студентов этого нет - их изначально делят на дизайнеров, учителей, художников и так далее. А как может не-художник быть преподавателем ИЗО, как педагог может работать с детьми без знания психологии? Для меня это непостижимо.

- В обозримом будущем дополнительное образование планируют сделать единым, объединив спорт, образование и культуру. Насколько важен этот шаг?

- Проблема, когда каждый пытается тянуть одеяло на себя, родилась на почве того, что мы все должны представлять какие-то результаты. Важнее ребенка становятся грамоты и победы. Но участие в конкурсе - это, прежде всего, мыслительная деятельность человека, оценка своей конкурентоспособности, умения выразить себя. И когда система образования встанет на эту позицию, когда ценность грамот как таковых уйдет на второй план, между учреждениями допобразования исчезнет эта гонка.

Я не говорю об отмене конкурсов - это важный опыт, через который ребенку нужно проходить, чтобы жить в условиях конкуренции. Но он должен реально воспринимать свой уровень, понимать, на что он способен, видеть свои успехи и ошибки, осознавать, что всегда есть то, к чему можно стремиться.

В этом плане есть хороший пример педагогического портала «О детстве», где каждый может выложить свой рисунок или работу и получить на них отзывы. Это дает пищу для размышления, возможность увидеть ошибки, сравнить себя с другими и понять, куда двигаться дальше.

- В среде педагогов дополнительного образования идет дискуссия по поводу образовательных стандартов - вы за или против их внедрения?

- Это сложный вопрос, поскольку нужно понимать, что подразумевается под стандартами. Если они ограничивают педагога и ребенка, то я против. С другой стороны, стандарт - это не рамки, это то, без чего невозможно ориентироваться на то, каким вообще должен быть педагог. «Черный квадрат» МАЛЕВИЧА - это в свое время тоже был не стандарт, и мы должны развивать ребенка, чтобы он, глядя на «Черный квадрат» Казимира МАЛЕВИЧА, не смог сказать: «Я тоже так могу», потому что он должен видеть глубину и противоречия этого произведения.

Мы с воспитанницей готовились к выставке «Ощущаю себя в пространстве». Она сделала эскиз: круг, в центре которого был зеркальный глаз. И вроде работа была сделана хорошо, использовано много материала, но она, как говорит молодежь, не цепляла. Я тоже не до конца понимала, в чем проблема, но уже видела, что в работе было слишком много материала. И когда настал момент закрепить этот глаз, девочка остановилась, задумалась и сказала всего одно слово: «Перебор». И этим она все сказала, показала, что понимает, чувствует - у меня до сих пор мурашки при воспоминании об этом моменте, восторге, который я испытала. Я поняла, что все усилия не были напрасны: ребенок думает, видит, чувствует - это счастье!

- Ради такого счастья вы пошли в систему образования?

- У меня в дипломе написано «Учитель ИЗО и черчения. Руководитель кружка ДПИ». Из 50 человек, которые поступили вместе со мной, до финала дошла только половина. Из них только двое работают с детьми. Худграф открывал возможности реализоваться в разных сферах, но так сложились обстоятельства, что я выбрала дополнительное образование. Конечно, повлияло и то, что я живу в небольшом поселке и возможности уйти в другую структуру не было, но когда я отработала некоторое время, поняла, что люблю эту работу, что это больше, чем труд - это хобби.

- Возникало желание перейти работать в школу?

- Нет. Когда я пришла в школу после института, меня больше всего напугало отсутствие свободы творчества - программы, по которым нужно идти из года в год.

К учителю ИЗО никогда серьезно не относились, вроде как чему он может научить?


Хотя, например, в Китае изобразительной деятельности уделяется большое внимание, потому что она - отправная точка в ощущении, познании, раскрепощении сознания.


У нас - в России - все по-другому. Поставили яблоко, его и рисуют.

- В 2011 году вы стали победителем Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям». Что дало вам участие в испытании и что, может быть, изменилось после него?

- В первую очередь конкурс подтолкнул меня к систематизации своей работы. Когда трудишься, на это не обращаешь внимание. А когда нужно было выходить на конкурс, потребовалось резюмировать: а что конкретно сделано? И тогда все сложилось в систему, было разложено по полочкам. И если в начале пути я вряд ли могла четко объяснить, как работает моя программа в целом, то сегодня я готова доказывать ее и с точки зрения методики, и с точки зрения достижения результатов и так далее.

- Давайте порассуждаем. Конкурс «Сердце отдаю детям» за последние годы дал Челябинской области больше призовых мест на всероссийском этапе, нежели «Учитель года». Как вы думаете, в чем причина?

- Я думаю, причина в различиях образовательной системы. Мы - «допники» - играем с детьми, и конкурс для нас - тоже игра. Учителя более статичны, потому что они нацелены на конкретный результат, предусмотренный программой, и это вполне определенные знания, умения, навыки, которые можно оценить.

Выходя на конкурс, педагог должен показать себя как человека творческого, способного спеть, станцевать. Учителя другие - они умнички в своей профессии, но сцена из другой сферы. И они вынуждены переступать через себя, а эмоционально это очень тяжело.

Может быть, среди нас - педагогов дополнительного образования - больше победителей, потому что мы более открыты, спокойно относимся к выступлениям, хотя многие из нас тоже не умеют рисовать, петь, плясать.

Учитель-предметник, выходя на сцену, говорит, что сделано и как это сделано. Но это мало кому интересно: сколько у тебя детей, какого они возраста и так далее. Мне тоже предлагали идти по этому пути, но я решила, что интереснее рассказать о том, как пришла и осталась в профессии.

Так появилась идея клубка - мечты детства и как они воплотились. Я хотела быть кладоискателем и будучи 5-летним ребенком перерыла соседский огород, испортив несколько саженцев. Потом решила построить свой завод по маринованию огурчиков и собирала баночки. Затем была мечта стать технологом одежды, и я серьезно готовилась к поступлению в Ленинградский институт легкой промышленности. Но жизнь сложилась так, что я поступила в Магнитогорский пединститут. И сейчас я понимаю, что мои мечты сбываются: я занимаюсь технологией одежды - мы шьем коллекции с детьми, я выпускаю продукт намного лучше маринованных огурчиков и я нашла клад - это любовь детей, к детям и к тому, чем я занимаюсь.


Теги: конкурс, кружки, художественная школа
Автор  Михаил ПОРФИРЬЕВ
Источник  Вектор образованиЯ
Место  Челябинская область
Раздел  Дополнительное образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD