Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Анатолий ЛЫНДИН, директор Политехнического колледжа г. Магнитогорска: «Когда вводили прикладной бакалавриат, многие были против»

Анатолий ЛЫНДИН, директор Политехнического колледжа г. Магнитогорска: «Когда вводили прикладной бакалавриат, многие были против»
13 января 2015

Чтобы понять, как должно выглядеть современное учреждение профессионального образования, сравнимое с европейскими мерками, не обязательно выезжать за пределы Челябинской области.

Достаточно посетить Политехнический колледж Магнитогорска с современной учебной и учебно-производственной базой, студенты и педагоги которого демонстрируют знания и навыки на конкурсах различных уровней, занимая призовые места, тем самым повышая престиж рабочей профессии. Руководит этим учреждением заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук Анатолий Федорович ЛЫНДИН.

- Магнитогорский политех - явный лидер в системе среднего профессионального образования на территории Урала. Вас ставят в пример, на вас призывают равняться. В чем секрет популярности?

- Главным отличием и уникальностью политехнического колледжа является его инновационная активность. В своем развитии колледж придерживается инновационной стратегии, совершенствуя не только сам процесс, но и систему факторов и условий, необходимых для его осуществления.

Основным социальным партнером политехнического колледжа по вопросу подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена является крупнейшее предприятие черной металлургии России - Магнитогорский металлургический комбинат - ММК. Система взаимодействия колледжа с работодателями на основе долгосрочных договоров на подготовку кадров создала предпосылки для выстраивания единой программы профориентационной работы, в разработке перспективных планов.

Победы политехнического колледжа в 2007-м, 2008-м и 2009 годах в приоритетном национальном проекте «Образование» привлекли в колледж необходимые инвестиции для приобретения новейшего современного учебного оборудования и внедрения в учебный процесс современных технологий. Инновационный проект позволил создать современный учебно-лабораторный комплекс для реализации образовательных программ среднего профессионального образования, достаточно широкого спектра программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям рабочих и должностям служащих, повысить престиж образовательного учреждения.

Современный технологичный образовательный процесс требует высокого уровня развития профессиональной компетентности педагогических кадров, обеспечивающих подготовку специалистов. Кадровая политика колледжа нацелена на формирование собственного творческого и научного потенциала, поддержание и стимулирование новаторской мысли. Это и привлекает специалистов и педагогов с других предприятий и образовательных учреждений. К примеру, преподаватель Татьяна РЕМЕЗ (пришедшая в политехнический колледж из МГТУ) является не только ведущим преподавателем по специальности «Автоматизация технологических процессов и производств», но и тренером команды студентов колледжа по компетенции WorldSkills «Инженер-мехатроник».

Принимать участие в движении WorldSkills студенты колледжа начали в 2012 году, когда за счет собственных средств колледжа был приобретен первый базовый комплект оборудования для подготовки к соревнованиям, стоимость которого составила порядка миллиона рублей. В дальнейшем создание лаборатории мехатронных систем стало возможным при софинансировании ММК и Челябинской области в рамках областной программы развития профессионального образования. Открытие лаборатории мехатронных систем в колледже является одним из перспективных инновационных направлений деятельности колледжа. Команда студентов колледжа демонстрирует свои профессиональные умения по компетенции «Инженер-мехатроник», занимая вторые и первые места как на региональных, так и на международных соревнованиях и чемпионатах. Кроме того, лаборатория позволяет проводить на ее базе соревнования, конкурсы профессионального мастерства и семинары, привлекая широкий спектр партнеров.


В перспективе мы начнем готовить студентов по таким компетенциям WorldSkills, как web-дизайн, графический дизайн, сварка, электромонтаж, а также к весне 2016 года создадим на базе колледжа полигон для проведения товарищеских встреч и соревнований WorldSkills регионального уровня.


- С формой все понятно - у вас есть оборудование, а где берете содержание? Ведь в стандартах сегодня нет тех компетенций, которые, например, проверяют на WorldSkills.

- Содержание мы берем из стандартов, для нас они - основные правила, и менять их мы не можем.

Если говорить о мехатронике, то на нее вообще нет стандарта для СПО, потому что на сегодняшний день это прерогатива высшей школы, она базируется на смежных знаниях в области механики, электроники, информатики и автоматики. Но если ориентироваться на международный опыт, то мехатроника - это специальность, по которой готовят в колледжах, и закономерно, что сегодня рассматривается вопрос о разработке образовательного стандарта для СПО.

У нас в колледже мехатроника введена в рамках дополнительной профессиональной образовательной программы, позволяющей получить студентам дополнительные компетенции в сфере настройки, обслуживания и ремонта оборудования. Сфера применения мехатроники огромна: хоть на предприятии типа ММК, хоть в сфере ЖКХ электриком, потому что область его знаний колоссальна.

Что касается WorldSkills, то Россия впервые участвует в таком мероприятии. Здесь другие правила, чем на классических соревнованиях, и другой набор компетенций. В каком-то смысле более продвинутый. Это международное движение и было создано для демонстрации лучших практик подготовки в различных странах и заимствования образовательных технологий.

- Нет опасения того, что стандарт, будучи рамочным документом, с небольшим сроком обучения породит массу слабых мехатроников вместо крутых электриков, механиков?

- Я не думаю, что с появлением стандарта по мехатронике все начнут подготовку по этому направлению. Для такой подготовки нужна современная база с новейшим оборудованием. Те промышленные образцы производственных систем, на базе которых мы сегодня обучаем, кроме нас на Урале имеют только Челябинск, Озерск и Первоуральск, где лаборатория принадлежит Новотрубному заводу, и студенты занимаются там по договору.

Поэтому вряд ли стоит бояться того, что все поголовно начнут готовить мехатроников. Например, в Магнитогорском техническом университете открыли специальность по мехатронике, но направление подготовки носит больше исследовательский характер, чем прикладной.

- Тогда что мешает вам заявиться на высшее образование и ввести так называемый прикладной бакалавриат?

- Давайте начнем с того, что понятие «прикладной бакалавриат» есть только в России. Как я понимаю, бакалавриат - это форма подготовки, в течение которой обучающийся должен определиться со своей дальнейшей профессиональной направленностью. Когда его стали вводить в вузах, многие ректоры были против, потому что это повлекло сокращение финансирования. Другие говорили, что бакалавриат - это хорошо, потому что студент получит сразу несколько специальностей.

Высшее образование за рубежом, если говорить о Болонском процессе, это прежде всего научно-исследовательская деятельность. В России большинство вузов готовит инженеров для прикладной деятельности. Поэтому чтобы совместить эти процессы, появился прикладной бакалавриат, который находится в стадии эксперимента, который начался после завершения другого проекта по созданию лицеев.

Наша задача намного прозаичней - готовить высококвалифицированные рабочие кадры для экономики нашего региона.

- Сегодня так много говорят о кадровом прогнозе. У вас с ММК эта система налажена?

- Мы ежегодно с управлением кадров комбината согласовываем потребности в объемах подготовки, но проблема в том, что наибольший дефицит предприятие испытывает в рабочих профессиях, которых готовили в НПО.

Сегодня мы оказались в такой ситуации, что образовательные программы по большинству профессий сокращены, и половина выпускников уходят от нас несовершеннолетними и не могут трудоустроиться. Если раньше в училище на токаря обучали 3 года и большинство получали диплом в 18 лет, то с введением новых стандартов сроки обучения сократили до 2,5 лет. К сожалению, сокращение сроков обучения по новым стандартам подготовки рабочих произошло в основном за счет сокращения часов производственной практики. А ведь профессиональная составляющая данной подготовки прежде всего практикоориентированная.

- И все-таки, где брать рабочие руки, условно, токарей, если система НПО себя изжила, а промышленность вкупе с профобразованием берет курс на высокие технологии?

- Когда мы брали в училище мальчишку после 9-го класса, мы выполняли две функции - социальную и профессиональную. То есть мы вели его до совершеннолетия, давали ему образование и обеспечивали занятость. Сегодня молодой человек, обучаясь по специальности, получает дополнительно рабочую профессию в рамках образовательной программы и имеет возможность расширить свою будущую профессиональную мобильность по нескольким программам подготовки. Часть этих задач взяли на себя центры прикладных квалификаций, которые выполняют только профессиональную функцию. Сюда приходит выпускник и получает чистую специализацию в конкретной отрасли производства или конкретного работодателя.


Например, мы работаем с Магнитогорским механоремонтным комплексом - основным работодателем для станочников. Они гарантируют трудоустройство, оплачивают половину стоимости обучения, и к нам на эти курсы постоянный конкурс.


То же самое по курсам подготовки машинистов локомотива как для нужд ММК, так и для Южно-Уральской железной дороги, которая сохранила аналогичные курсы только в Челябинске. Раньше они были в Златоусте и Карталах, но их ликвидировали.

- Сегодня много говорят о независимой оценке качества образования. Как вы относитесь к тому, что независимую оценку качества, возможно, будут проводить некие сторонние сообщества, представители общественности, социальных партнеров и так далее? Готовы ли вы допустить их к себе и затем прислушаться к их мнению?

- Я не сторонник этого. Мы - государственное, некоммерческое учреждение, которое работает на основании федеральных и региональных законов. Оценка нашей работы проводится органом лицензирования и аккредитации - Рособрнадзором. Кроме того, мы проводим собственный, внутренний аудит и предоставляем отчетность государственным органам. В структуре колледжа созданы наблюдательный совет, родительский комитет, студенческие организации, с которыми ведется работа по улучшению оказания образовательных услуг.

Если говорить об оценке со стороны социальных партнеров, то они это делают постоянно. Представители предприятий участвуют в процессе обучения и оценки результатов обучения. Но это не будет оценкой «со стороны», потому что, например, с ММК мы работаем бок о бок, и профессиональные программы, которые мы разрабатываем, мы обязательно с ними согласовываем и к их мнению прислушиваемся.

Что касается некоммерческих образовательных организаций, частных центров профессиональной подготовки, которые все чаще появляются на рынке образовательных услуг, то потребность в независимой оценке этих организаций есть, поскольку многим, в том числе и мне, интересно, по каким образовательным программам и на каком оборудовании там ведется подготовка специалистов.

- Примерно полтора года назад начали говорить об оценке эффективности ссузов, аналогичной той, которую проводили в высшей школе.

- Наверное, такую оценку провести надо, но я бы подошел с другой стороны. Как сегодня оценивают вузы? По доле иностранных студентов - позиции, которая подкосила многие вузы. Но извините, я готовлю рабочих для ММК, а нужны ему рабочие профессиональные кадры из стран Азии? Применимы ли эти критерии для ссузов?

Результатом оценки эффективности деятельности высших учебных заведений стало сокращение или объединение вузов. Этот процесс оптимизации был и в системе среднего профессионального образования. На сегодняшний день в области осталось 49 государственных организаций среднего профессионального образования.

Оценить потенциал организации, увидеть свой рейтинг в образовательном сообществе нужно, но не стоит забывать про региональную принадлежность, в зависимости от финансово-экономического состояния и развития образовательной сети региона, в котором ссуз осуществляет свою деятельность.


Теги: образование, колледж, студенты
Автор  Михаил ПОРФИРЬЕВ
Источник  Вектор образованиЯ
Место  Магнитогорск, Челябинская область
Раздел  Профессиональное образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD