Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Победитель конкурса «Воспитатель года» Челябинской области Татьяна ОСИНЦЕВА: «Ребенок должен полноценно прожить детство»

03 августа 2015

В следующем году впервые финал регионального конкурса «Воспитатель года» переедет из Челябинска в Снежинск. Это стало возможным благодаря победе воспитателя из детского сада № 18 Снежинска Татьяны ОСИНЦЕВОЙ, которой осенью предстоит защищать Южный Урал на заключительном этапе. «Вектор образования» побеседовал с победительницей.

- Насколько трудной для вас оказалась победа в региональном конкурсе?

- Было не столько сложно, сколько волнительно. Как я ни настраивалась, что не буду волноваться, потому что материал знаю, детей люблю, новые технологии внедряю, - не получилось. Мы готовились дружной командой (только так, я считаю, можно достичь результата в конкурсе), и мне сразу сказали: «Ты представляешь не себя, а систему образования города Снежинска». Это очень ответственно, поэтому можно сказать, что я пронесла волнение через весь конкурс.

- Когда закончилось последнее испытание, круглый стол, вы заплакали. Из-за чего?

- Последний тур оказался самым продолжительным по времени и самым сложным для меня. Напряжение зашкаливало из-за того, что я не до конца понимала вопросы ведущей - заместителя министра Елены Александровны КОУЗОВОЙ. И хотя она была доброжелательна по отношению к участникам, я чувствовала, что человек не получает душевного удовлетворения от наших ответов. Ситуация, когда я не до конца что-то понимаю, для меня очень эмоционально затратна.

Кроме этого, сказалась усталость. Темп конкурса был достаточно высок. 


Перед началом организаторы пошутили: «Когда еще случится такое, что вы всего по 20 минут в день будете работать?» Номинально это так: одно занятие в день, один мастер-класс. Но вставали мы рано, целый день были на ногах, готовились, переживали... 


Участвовать в мастер-классах коллег тоже оказалось волнительно - хотелось и других не подвести, и себя преподнести с выгодной точки зрения.

Поэтому на круглом столе, посвященном обсуждению нового стандарта, я смогла расслабиться, только когда услышала, что нам задают последний вопрос. Да и ведение дискуссий - это тоже отдельное искусство. Мы, наверное, не очень владеем этой техникой, и не потому, что неэрудированны или не знакомы с ФГОС. Мы - дети советской эпохи, привыкшие соблюдать иерархичность, а в системе образования сильна субординация, не очень принято спорить.

Зато неоспоримый плюс круглого стола в том, что он еще раз нам всем напомнил, как много должен знать педагог дошкольного образования. Традиционно нас принижают, в обществе сформирован стереотип, что воспитатели - это некие простые женщины, которые вытирают носы и меняют горшки детям.

- В то же время после круглого стола одна из его участниц сказала в кулуарах, что воспитатель должен детей воспитывать, а не про стандарты рассуждать.

- Конечно, мы в первую очередь занимаемся детьми. И возможно, для нас, воспитателей, законы - это сложный язык, разобраться в них не всегда просто. Но, во-первых, мы прошли обучение, а во-вторых, мы обязаны реализовывать новый стандарт.

- Стандарт - это то, что от воспитателя требуют чиновники, или то, что на практике облегчает ему жизнь?

- Это то, что облегчает жизнь ребенку. Стандарт меняет наши подходы: мы от учительской модели, когда воспитатель, образно, стоит над ребенком и говорит: «Туда не ходи», грозя при этом пальцем, идем к ненавязчивому воспитанию, чтоб он сам понял: «Так не надо». Нет позиции «над», есть позиция «рядом».

Не секрет, что в некоторых садиках так называемая урочная система работала долгое время: пришли дети, сели за столы, началось занятие. Для воспитателя такой способ с физической точки зрения гораздо легче: научил сидеть детей смирно, а дальше выдавай информацию. Плюс ФГОС в том, что мы от этого отходим. Ребенку все можно объяснить, бегая по лужам, а не сидя за столом.

Еще один плюс стандарта - создание среды. Приведу очень простой пример. Раньше в наших группах стояли шкафы, в которых сидели одни и те же зайцы, стояли одни и те же книги, к которым ребенок быстро привыкал, ему становилось неинтересно. Теперь у нас есть возможность все изменить. Например, в нашем детском саду группы стали больше похожи на трансформеры, они становятся мобильнее, интереснее. И для детей - более удивительны. Сейчас у нас нет высокой мебели, ребенок может достать все, что хочет, но игрушки сейчас в контейнерах, не все открыто глазу. У детей появляется желание их открывать, обнаруживая, возможно, что-то новое для себя.

osinzeva_t.jpg

- На мастер-классе вы показали коллегам лэпбук. Что это такое?

- Мы демонстрировали тематическую «ТЕМП-папку», основанную на технологии лэпбук. Лэпбук - это самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Мы нашли эту технологию в Интернете, познакомились с ее автором, вступили в переписку, попробовали использовать ее готовый материал, нам понравилось. Но потом мы посмотрели на лэпбук через призму поисково-исследовательской деятельности. Так статичный шаблон развивающей книжки-игрушки превратился у нас в завершающий проект деятельности конкретного ребенка. Мы назвали такую тематическую папку «ТЕМП-папкой». У каждого ребенка она своя. В папке могут быть картинки, поделки детей, собранные по конкретной теме, но в то же время там есть дидактический материал. «ТЕМП-папка» помогает закрепить и систематизировать изученный материал и позволит, если нужно, быстро освежить в памяти пройденные темы. Она отвечает на три вопроса: «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?» и «Что мы узнали?».

Например, мы с детьми проводим какое-то наблюдение, я помогаю им сформулировать в большую тему то, что их заинтересовало, а потом мы ищем ответы на их «маленькие» вопросы (почему тает снег, почему идет дождь) и помещаем их в папку в каком-либо виде. Мы можем что-то сконструировать, зарисовать поделку, провести опыты и занести в папку результаты. Мы внедряем эту технологию в нашем детском саду в течение года, но я понимаю, что мы ощутили еще далеко не все ее достоинства, эту тему можно еще развивать и развивать. Но это, конечно, далеко не панацея, а лишь одна из технологий для развития ребенка. При этом я остаюсь поклонницей старой советской методической школы. Практика показывает, что когда новое опирается на старые добрые методики, получается самый лучший результат.

- У вашего конкурсного занятия с детьми оказались противники. Что им не понравилось?

- Мы показывали электрическую цепь, а это физика. Естественно, мы адаптировали наше занятие, использовали конструктор, рекомендованный детям с пяти лет. Я вела занятие у детей подготовительного возраста, которые уже освоили образовательную программу и выпускаются из детского сада. Но все же было много споров: не рановато ли?

- Считаете ли вы, что чем больше мы дадим знаний ребенку в детском саду, тем лучше? Некоторые программы предлагают и астрономию, и археологию...

- С такой формулировкой я бы поспорила. Идея имеет право на существование и может внедряться как работа с одаренными детьми, но не в широкой практике.


Меня часто спрашивают, надо ли учить ребенка читать с раннего детства, ведь сейчас это так модно. Я объясняю, что можно и медведя научить на велосипеде ездить, но надо ли? Если ребенок в пять лет читает, говорит на двух языках и знает математику, но не умеет держать ложку и завязывать шнурки, это неправильно.


Знания нужно передавать в игре, расширяя кругозор ребенка. Широкие представления о мире - это хорошо, но главное - не перейти грань и не углубляться, перегружая детей новой информацией. Ребенок должен наиграться, набаловаться, набегаться по лужам, где-то испачкаться, извозиться в земле, в песке. Ребенок должен полноценно прожить детство.

- То есть ребенка, посещающего детский сад, готовить к школе в дополнительных центрах не нужно?

- Это социальный заказ родителей, а школы этому потворствуют. Для нас норма, что ребенок идет в школу, умея читать и писать. Но стандарт этого не требует, более того, некоторые разработчики дошкольных программ категорически против того, чтобы учить ребенка читать. Но в центрах учат детей, а воспитателю приходится это учитывать, планируя свои занятия. Получается некий замкнутый круг.

Мы можем сколько угодно убеждать родителей, но каждый из них выстраивает в своей голове траекторию жизни своего ребенка, он хочет, чтобы тот поступил в школу попрестижнее, потом - в вуз попрестижнее, причем из самых лучших побуждений. А чтобы поступить в школу, придется пойти в такой центр. Соглашаемся мы с таким дополнительным образованием или нет, их существование - это данность. Если с этим надо бороться, то явно не на уровне воспитателей или учителей.

- Не кажется ли вам, что современные родители стали ленивы, им проще заплатить деньги и переложить ответственность за воспитание и образование на детский сад, школу?

- Это произошло не сейчас, просто с введением платных услуг эта проблема стала более выпуклой. Всегда были родители, которые с удовольствием перекладывали ответственность на плечи детсада, потом школы. Я, к счастью, с такими в своей практике не сталкивалась. Но если они мне встретятся, то я знаю, что сдержусь.

Мои принципы: не критиковать детей и их родителей, не навязывать свою точку зрения. Всегда можно сказать: «Сегодня у Пети хорошо получилось, но надо еще постараться». Воспитатель должен быть дипломатом.

В то же время сейчас стало гораздо больше социально ответственных родителей, они и в садике занимают очень активную позицию: в спектаклях участвуют, в походы готовы ходить... Но при этом моя глубокая убежденность: в воспитании и развитии ребенка очень и очень многое зависит именно от семьи.

- Почему вы стали воспитателем?

- У меня мама - воспитатель. Я ходила к ней на работу, видела, что она делает, и педагогическая деятельность мне была близка. Когда пришло время мне определяться с профессией, она сказала: «Посмотри, как с точки зрения женщины хорошо работать воспитателем: ты полдня дома, дети накормлены и под присмотром. Есть время, которое можно посвящать семье».

В детстве я мечтала стать учителем биологии. Но в силу своей эмоциональности я не смогла: на биофаке надо было резать лягушек, и я наотрез отказалась. Поэтому поступила на учителя начальных классов, но во время учебы стала работать в детском саду. Мне настолько понравилась энергетика, было так интересно, что я осталась. Позже я пыталась искать себя, уходила, но вернулась.

Одно время вела в детском саду изодеятельность, была так называемым «предметником». Этот опыт мне пригодился, так как сейчас в музыкальной школе я веду группы раннего эстетического развития для детей 2-5 лет. И если с пятилетними мы занимаемся более серьезными темами - цветоведением, цветовосприятием, то с маленькими это игры, основанные на синтезе музыки и изобразительного искусства.

- Чем вас удивляют дети?

- Дети сейчас удивляют эрудицией, вопросами с таких точек зрения, о которых мы, взрослые, даже не думаем. Но запоминаются смешные пакости. Например, однажды мы с детьми проходили животных и детенышей, один ребенок затруднялся ответить на вопрос: «Если мама - коза, ребенок у нее козленок, то папа кто?» Вторая девочка не растерялась и тут же громко помогла ему: «Козлина!»

Дети часто приносят в детский сад свои игрушки. Как-то один мальчик показывает мне некое мохнатое, глазастое, с клювом существо и спрашивает: «А кто это, птица или зверь?» Такие вопросы могут поставить в тупик, потому что отвечать избитой фразой про фантастическое существо не хочется. Но я к таким вещам отношусь спокойно: цивилизация развивается, надо подстраиваться.

Главный мой девиз: «Не навреди». Наша задача - сделать пребывание ребенка максимально полезным и интересным в детском саду, социализировать его. Недавно по телевизору я посмотрела передачу Никиты МИХАЛКОВА «Бесогон». В ней демонстрировали ролики, в которых ученики задирали и даже избивали учителей. И в самом заключении МИХАЛКОВ отметил: для того, чтобы воспитать народ, сейчас нужно обратить пристальное внимание на дошкольное образование и начальную школу. Полностью с ним согласна. И снова мы возвращаемся к идее нового стандарта: не должно быть нависания над ребенком, чтобы он входил в мир, доверяя ему, чувствуя себя в безопасности, чтобы он был открыт. А вот тогда и физику, и астрономию, и чтение с математикой - пожалуйста.


Теги: Воспитатель года, конкурс, ФГОС, мастер-класс
Автор  Юлия КАЛИНИНА
Источник  Вектор образованиЯ
Место  Челябинская область
Раздел  Дошкольное образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD