Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Учитель года-2016 Челябинской области Оксана САРАТОВКИНА: «Учительская болезнь - мы все, как соловьи: любим говорить много»

08 августа 2016

Семиотика, скрайбинг, кодификация данных - для учителя истории и обществознания школы № 7 Копейска Оксаны САРАТОВКИНОЙ это не новояз, а школьная практика. Мы поинтересовались у учителя года Челябинской области-2016, как применять новые технологии в школьном образовании, которое до сих пор считается консервативным.

saratovkina_t.jpg

- Историю с первоклассниками из Златоуста сейчас обсуждают повсюду. Много говорят о насилии, и это понятно, но почти не упоминают о высокой нагрузке на детей. Как вы считаете, нужно ли в первом классе задавать домашние задания, даже если это противоречит санитарным нормам, в угоду будущему успеху ученика?

- В ситуации из Златоуста надо разбираться до тонкостей. Если говорить о домашнем задании - да, считаю, однозначно надо его задавать. Я могу сказать об этом и с позиции учителя, и с позиции родителя. Мы с детьми в первом классе выполняли домашние задания. Они были несложными, оценки учителя не ставили, рисовали грустные и веселые смайлики. Мне кажется, любой труд должен оцениваться. Даже отрицательная оценка позволяет скорректировать свои действия и добиться более высокой следующей оценки.

- То есть 6-7-летний ребенок уже готов к оцениванию, пусть даже и в виде смайликов?

- Если не делать из отметок трагедию, а объяснить ребенку, что оцениваются знания, а не его личностные характеристики, то это вполне естественная ситуация, и она не будет восприниматься им трагично.

- Сегодня школа - и златоустовская гимназия тому пример - все чаще обсуждается публично. Как вы думаете, учителя привыкли к тому, что их оценивает кто-то со стороны?

- Нет, далеко не все. Участие в конкурсе «Учитель года» - это тоже публичное оценивание, потому что там присутствует не только профессиональное жюри, но и общественное. И количество участников регионального этапа (а в этом году их было 27, хотя муниципалитетов у нас значительно больше) свидетельствует о том, что не все готовы к подобным формам оценивания результатов.

Я к любой оценке отношусь нормально, и к отрицательной тоже, потому что для меня это стимул совершенствоваться, не стоять на месте. Любая оценка носит субъективный характер. Мы должны быть к ней готовы, но нужны понятные критерии. В моей 26-летней практике до сих пор независимость, открытость оценки качества - обсуждаемый вопрос.

- На конкурсном уроке вы говорили о модели «Перевернутый класс». Что это такое?

- Технология, при которой теорию дети изучают самостоятельно дома перед уроком. Я начала ее использовать в прошлом году на уроках обществознания в 11-м классе, потому что нам катастрофически не хватало времени на подготовку к ЕГЭ. А узнала о ней благодаря дочери. Она поступила в медакадемию, и выяснилось, что там большая часть теории изучается студентами самостоятельно. Это достаточно объемные, разные источники, включая аудио и видео. А применяют полученную информацию студенты на занятиях. 


Сначала я возмутилась из-за такой системы, хотела поехать разбираться, как любой родитель, но это был только первый порыв. 


Потом мне стало интересно, почему все устроено именно так. Начала изучать вузовскую систему преподавания, их технологии. Так я вышла на модель перевернутого класса.

- Вы переворачиваете все уроки?

- На историю я никогда не замахнусь, считаю, что там наиболее оптимально проблемное обучение. Это предмет, который позволяет подготовить ребенка к жизни, привить ему нравственные, моральные ценности, нормы. Через него можно вывести ребенка на рассуждения. Я переворачиваю обществознание, потому что это практикоориентированный предмет. У меня около 40 % перевернутых уроков, все остальные построены на проблемном обучении, на технологии деятельностного метода. Я люблю развивающие технологии.

- На вашем сайте есть упоминания о семиотике - науке о знаках. Ее вы тоже используете со школьниками?

- Да, суть семиотического подхода заключается в том, что дети учатся разным способам кодирования информации. Умение обозначать информацию в виде пиктограмм, схем, таблиц является одним из условий перехода к модели «Перевернутый класс». Мы учимся этому, начиная с пятого класса.

Еще в 1995 году мне в руки попала самиздатовская книжка ШАТАЛОВА. Он всю историю Древнего мира и Средних веков представил в виде опорных конспектов, пиктограмм, ключевых слов. Я попробовала эту методику, и результат оказался положительным. Дети использовали не только его конспекты, но и сами начали кодировать информацию.

- Сейчас учебники истории переписывают, пытаются привести их к общему знаменателю. Как вы считаете, это нужно делать?

- Конечно, нужно. Различная интерпретация исторических событий приводит к тому, что мы видим в других странах, когда, например, президент одного из прибалтийских государств заявляет, что концентрационные лагеря смерти были трудовыми лагерями перевоспитания. Украина при молчаливом согласии Германии заявляет, что она освободила Берлин. Так мы всю историю перепишем. История не должна быть слугой политики, это наука, она должна быть объективна. Это не значит, что нельзя давать ученикам размышлять над той или иной исторической ситуацией. Дискуссионные вопросы в истории будут всегда, но дети должны уметь аргументированно высказывать свою точку зрения.

- На школьном уроке история отдана на откуп учителю. Может ли он озвучивать ученикам свою личную позицию?

- Если речь идет о трагических событиях, нужно делать это очень аккуратно, с учетом психофизиологических особенностей детей. Об этом иногда забывают молодые учителя. Был случай, когда позвонили родители: «Что там у вас был за урок про Холокост? Дети ревели, спать не могли». Я молодого педагога, который вел этот урок, спрашиваю: «Что ты им показал?» - «Да обычный фильм».

Когда я готовилась к уроку истории в пятом классе по Великой Отечественной войне, то все кадры массовой казни убрала: пятиклассникам это нельзя показывать, можно спровоцировать отрицательную реакцию. В пятом классе нужно формировать ощущение гордости за победу, а не ощущение огромного количества погибших.

- А о каких фактах вы бы ни за что не стали рассказывать?


- Нельзя ничего скрывать от детей. Можно рассказать о любом событии, но надо правильно его подать, учитывая разные точки зрения.


- Вы просвещаете коллег в учительской о том, что происходит в стране и мире, возможно, интерпретируете как-то происходящее?

- У нас нет учительской, все кабинеты отданы под уроки, с коллегами мы общаемся редко. Но на уроках обществознания с детьми раз в неделю мы проводим «время новостей» - хорошо забытый советский прием политинформации. Старшеклассники не любят смотреть итоговые новостные передачи. А обществознание - практикоориентированный курс, там обязательно нужно иллюстрировать теорию примерами из личного социального опыта либо из общественной жизни. Пять минут ребенку дается на то, чтобы подготовить информацию о пяти наиболее значимых событиях, произошедших за неделю. Он сам их должен выбрать и представить. После этого в течение еще пяти минут одноклассники задают уточняющие вопросы и оценивают его.

- Вы сказали, что история - это предмет, через который ребенка можно вывести на рассуждения. А в целом современная школа учит ребенка думать, высказывать свою точку зрения?

- На мой взгляд, да. По своей сути учителя консервативны, преобладающие формы в их работе традиционны. Но преподавать в современной школе и не давать ребенку высказывать свою точку зрения неправильно. Сегодня даже в пятом классе на уроке - лес рук, у каждого своя точка зрения. Другое дело, что, научившись высказываться, они еще не умеют слушать другого человека, возможно, с противоположной точкой зрения, еще не умеют аргументировать. Но мы этому учимся.

- Что еще неправильно делает сегодня учитель?

- Учительская болезнь - мы все, как соловьи: любим говорить много. Я бываю у коллег на открытых занятиях или, когда не хватает кабинетов в школе, сижу на уроках на задней парте, занимаюсь своими делами и одновременно наблюдаю, что происходит. Однажды я провела исследование: мне стало интересно, сколько на уроке говорит учитель и сколько - дети, и я посчитала. Оказалось, что педагог в среднем говорит три четверти урока. Я у коллег спрашиваю: «Как же дети будут у вас рассуждать, если вы оставляете всего одну четвертую времени, чтобы выслушать ребенка?» За это время в лучшем случае выскажутся три-четыре человека, а остальные? Каждому учителю стоит задуматься о том, сколько и что он говорит на уроке. Нередко можно слышать, как он и про семью расскажет, и про путешествия, а к сути так и не перейдет.

- Вы активно внедряете новые технологии, хотя многие сейчас говорят о необходимости здорового консерватизма во имя сохранения отечественной школы - слишком много реформ. На чьей стороне истина?

- Учитель - это проводник времени. Если меняется время - он тоже должен меняться, и это не обсуждается. Традиционализм и консерватизм были хороши в советские времена. Современное общество, следуя закону ускорения исторического развития, не позволит этого. Ребенок должен расти в информационном образовательном пространстве, и ему нужен активный учитель - не только знающий, но и интересный в общении. Дети по природе активны, и при таком обилии источников информации они очень развиты.

Поэтому учителю стоит повышать свою квалификацию постоянно, а не раз в три года. Например, я как руководитель городского методобъединения отслеживаю курсовую подготовку учителей, и если предлагают модульную подготовку, с помощью административного ресурса отправляю того, кто давно не был. Помимо этого, мы в своем городском методобъединении учителей истории и обществознания разбились на группы по наиболее интересным темам и работаем, периодически представляя промежуточные результаты. У нас эта работа распланирована на три года.

От завуча, директора, руководителя методобъединения зависит, какую среду они создадут для раскрытия потенциала педагогов. Точно так же, как учитель формирует образовательную среду для ребенка, чтобы тот максимально раскрыл свои способности, администрация должна создавать такую среду внутри коллектива. У нас именно так и происходит, мне повезло, я работаю в хорошей школе.

- Родители ваших учеников считают так же?

- Они относятся к нам по-разному. С одной стороны, есть родители-потребители, как я их называю. Они хотят, чтобы школа все за них сделала: и обучила, и воспитала. Другие идут с учителем рука об руку. Мне, к счастью, в большей степени приходится с такими работать. Мы делаем одно общее дело - создаем успешного человека.

- У вас есть его модель?

- Это совокупность качеств - трудолюбие, целеустремленность и иже с ними. Но самое главное - это нравственно чистый человек, искренний, честный, порядочный. Нравственная составляющая в приоритете.

- То есть вы считаете, что нравственно чистый человек может стать успешным сейчас?

- Меня окружают такие люди. Как ты относишься к миру, так и он будет относиться к тебе. Если в мир несешь добро, то вокруг тебя будут собираться добрые люди, а злые нехотя будут становиться добрыми.

- Как вы пришли к такому выводу?

- Я прослушала много вебинаров, психологических лекций по выстраиванию межличностных отношений. Когда в 2008 году я готовилась к конкурсу, мне сотрудники Сбербанка посоветовали вебинар «Как продать то, что никому не нужно» - он о том, как избегать конфликтных ситуаций, не уходить в состояние повышенной эмоциональности, как сделать собеседника спокойным.

- У вас на тот момент были конфликты?

- Нет. Но у нас в обществознании есть темы социальных конфликтов, путей выхода. Кроме того, пятый класс - это пик межличностных конфликтных ситуаций у детей, да и у родителей тоже. А дело в том, что они просто не знают, как вести себя в той или иной межличностной ситуации. Значит, надо им показать, научить. Поэтому новые знания мне пригодились.

- Вы участвуете в конкурсах, работаете руководителем методобъединения, экспертом ЕГЭ, учителем. Успеваете? Какая у вас нагрузка?

- В школе - 36 часов. Я по-другому не могу, во мне столько энергии, что ее надо расходовать. По всей видимости, боженька меня поцеловал в темечко, других объяснений нет. Меня муж называет белкой. Не могу просто так сидеть, движение - это жизнь.

- В 2008 году вы не стали абсолютным победителем регионального конкурса, но вошли в пятерку финалистов. Считаете ли вы этот результат неудачным?

- Ни в коем случае. На конкурсе всегда выигрывает сильнейший. Я очень уважаю Наталью КАМЕНКОВУ, которая тогда стала лучшей, это такой чистый и искренний человек, я горжусь, что ее знаю. Я за нее переживала и была рада, когда она привезла с финала хрустального пеликана.

- Вы сейчас все еще пребываете в гипертонусе после областного конкурса?

- Не то слово. 


Я каждую ночь веду уроки, педагогические мастерские. Отпустить конкурс не может до сих пор.


- Осенью вы поедете на всероссийский финал. А если не победите?

- Я не воспринимаю какое бы то ни было место как проигрыш, победой уже станет мое участие. У меня есть мечта всей жизни - встретиться с Владимиром Владимировичем ПУТИНЫМ. Я очень уважаю этого политика, считаю, что это выдающаяся историческая личность. Не без минусов, если говорить о его внутриполитическом курсе, но с годами у всей нации придет осознание, что сделано им во внешней политике. Победа в региональном конкурсе дает шанс, что моя мечта станет реальностью. Дело за малым - войти в пятерку.

- Предположим, у вас появится возможность задать президенту вопрос. Что вы спросите?

- Я не уверена, что вообще смогу рот открыть. Мечта - просто постоять рядом, прикоснуться к истории напрямую. На мой взгляд, это многого стоит. А что у него спрашивать? Нет вопросов.


Теги: Учитель года, интервью, история
Автор  Юлия КАЛИНИНА
Источник  Вектор образованиЯ
Место  Копейск, Челябинская обл.
Раздел  Общее образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD