Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Победитель городского конкурса «Самый классный классный-2016» г. Челябинска Илья ИВАНОВ: «Мне тесно в рамках классно-урочной системы»

09 августа 2016

Илья ИВАНОВ не стал абсолютным победителем регионального конкурса «Самый классный классный», но зато завоевал сердца детей, за что и получил от них специальный приз. Хотя это неудивительно: в челябинской гимназии № 80 Илья ИВАНОВ работает учителем начальных классов и руководит школьной телестудией.

ivanov_t.jpg

- Недавно вы начали очень необычный проект - провели школьный телемост между городами. Откуда возникла такая идея?

- Мы назвали его «Личка». На конкурсе «Самый классный классный» я подружился с замечательными педагогами из города Касли, и у нас родилась идея провести некий телемост между разными школами нашей области, чтобы ребята поговорили друг с другом на какую-то интересную тему. Дети из разных городов все равно немного по-разному думают.

Мы опросили пятиклассников нашей школы и школы № 27 Каслей, и ребята выбрали тему дружбы. Сейчас мы выпустили первый пилотный телепроект. Он есть на официальном канале нашей телестудии на Ютубе и на сайте школы. Пока смотрим, какой отклик будет от детей, взрослых, в сентябре будем что-то корректировать. Очень хочу, чтобы наш телепроект «Личка» удачно запустился, есть идея выйти на один из областных телеканалов, возможно, им это будет интересно.

Но помимо «Лички» у нас появляются и другие интересные проекты. У меня есть ребята, которые начали заниматься популяризацией науки, сейчас снимаем спецвыпуски «Все обо всем»: какие-то интересные научные факты рассказываем доступным языком. Выкладываем их и в Интернете, транслируем на переменах в школе.

Сейчас в студии занимаются дети, начиная с пятого класса, но я обращаю внимание и на малышей, со следующего года буду их привлекать. Они могут быть дикторами, простыми репортерами. Им расскажешь, покажешь - они делают. Чем раньше начнем, тем легче потом будет.

- «Самый классный» - уже третий ваш конкурс. У вас много амбиций?

- И они тоже, но на самом деле я стараюсь делать то, что мне интересно. Конкурс - это хороший способ проанализировать свою педагогическую деятельность. Анализ должен быть в деятельности каждого педагога, но иногда бывает себя трудно заставить, а конкурс дает хороший толчок. Я делаю выводы о себе, смотрю на других, понимаю, что можно изменить, появляются свежие идеи.

- Вы довольно экзотическая личность - мужчина-учитель начальных классов. Как вам это пришло в голову?

- В школу меня привели собаки. Напротив той школы, где я учился, был расположен детский сад. 


Однажды в пятом классе, когда я возвращался домой, на меня начали лаять бродячие собаки. Я испугался, перелез через забор в детский сад. Хорошо, что воспитатель меня не прогнала, не сказала: «Уйди, мальчик, отсюда!» 


Я играл с ребятами, ждал, пока уйдут собаки. Мне так понравилось, что я стал приходить сюда каждый день. Сказки детям читал, играл с ними в группе, даже к воспитателю в гости приезжал, мы какие-то проекты вместе делали. Наверное, эта история что-то во мне заложила. Мне всегда нравилось возиться с мелкими.

Когда я оканчивал колледж, преподаватели говорили, что нас, мужчин-учителей начальных классов, около 10-15 в Челябинске. Сейчас, насколько я знаю, даже пяти не наберется - мужчины уходят из школы. Но это кулуарная статистика.

- В чем разница между учителями-мужчинами и учителями-женщинами?

- Разный подход к обучению, воспитанию, поэтому тем и другим нужно учиться договариваться. Женщины более эмоционально подходят к решению проблем и обращают пристальное внимание на многие мелочи, которых я бы даже не заметил в процессе урока.

В первую очередь это касается дисциплинарных моментов. Например, у меня на уроке больше свободы: ребята могут поговорить, в том числе и не по теме урока. Это можно пресечь, но если они перебросятся буквально двумя-тремя фразами (ну вот что-то им захотелось друг другу сказать), мне из-за пятисекундной реплики прерывать урок, тратить время, делать им замечания? Смысла нет. Но я частенько вижу, как учительницы начинают ругать детей. Зачем? Посмеялись, пошутили, немного эмоционально разрядились, пошли дальше.

Или еще один пример, но это не столько «мужское-женское», сколько отголосок старой школы. Дети поднимают руку: «Можно выйти из класса?» Я не понимаю, зачем это делать. Ребенок может встать тихонько и выйти. У тебя лес рук, и думаешь: все хотят ответить, а всем надо выйти.

- Но привыкнув к вашим правилам, дети начнут так действовать всегда. На вашем уроке встал и вышел, на чужом. А требования у всех разные.

- С переходом моих учеников в среднее звено с некоторыми преподавателями как раз такие проблемы и начались, потому что требования разные. Но я прошел по школе, со всеми поговорил: с учителями, со своими детьми. И те, и другие меня поняли, мы нашли компромисс.

- Женщины преобладают не только среди учителей, на родительские собрания также приходят в основном мамы. Вы чувствуете аванс доверия от них?

- Поначалу они начинают много говорить, что-то требовать, но это просто женские эмоции. Когда проходит определенное время, ты уже знаешь своих родителей практически как своих друзей, знакомых, понимаешь, что они хотят. Родители нынешних первоклассников многого ждали от меня, думали, что каждый день мы будем что-то неординарное придумывать. Но я объяснил, что не надо ждать с первого дня чудес. Будут и фейерверки, и фонтаны, и все остальное. Но невозможно каждый урок фонтанировать. Урок-праздник должен быть, но не так часто. Иначе дети привыкнут к этим праздникам и им станет неинтересно.

- Бывает, что уроки не удаются?

- Иногда что-то не удается на уроке, но не весь урок. Я люблю экспериментировать и импровизировать по ходу. К итогу урока можно прийти разными путями. Если дети начинают уходить в сторону - пожалуйста, мы вместе пробуем это сделать, ведь всегда можно вернуться. Просто если детям что-то в данный момент интересно, зачем губить этот интерес строгим планом?

Например, однажды мы на уроке окружающего мира рассматривали какие-то исторические факты. Дальше по расписанию русский язык, но я понимаю, что детям сейчас он вообще не нужен. Мы на ходу перестраиваемся, начинаем то, что мы сейчас на окружающем мире рассматривали, переносить на русский язык: писать диктант, составлять словарные слова из этой исторической темы. Получается, что русский язык состоялся и урок окружающего мира продолжился. И они до сих пор, даже в пятом классе, какие-то моменты вспоминают оттуда.

- Вы добрый учитель?

- Разный. Могу быть веселым, мы можем черт знает чем заниматься, прыгать на переменах. 


Поначалу на меня коллеги смотрели как на дурачка: что это за дяденька? Бегает с детьми, они на нем, как на елочке, висят. 


Потом привыкли, поняли, что мне просто нравится играть с малышами. Но могу быть и строгим, серьезным, и дети это понимают.

- Если ученики висят на вас, как на елке, не боитесь утратить авторитет?

- Не боюсь. Я не считаю, что если буду ближе к детям, то потеряю авторитет. Моя программа классного руководителя называется «На одной волне». Надо быть им другом, наставником, идти рядом с ними. Конечно, где-то нужно быть строже, но иногда стоит включать внутреннего ребенка. Сегодня сидели в столовой с пятиклассниками, кушали и разговаривали. Василина говорит: «Илья Александрович, ну когда уже наши мальчики вырастут, станут серьезнее!» А ей отвечает Настя: «Конечно, какой у нас Илья Александрович, такие и они. Они никогда не вырастут!»

- Учитель начальных классов может выгореть даже быстрее, чем предметник. Как думаете: осознаете, если это случится?

- Когда я пойму, что иду в школу и не хочу видеть детей, и вообще не хочу сюда идти - я уйду. Лично для меня будет именно такой маркер.

Да, к концу года сил становится все меньше и меньше, но я прихожу в школу, и они откуда-то появляются, эти силы, и каждый раз что-то придумываешь. Восполнять потенциал помогает и школьный лагерь, потому что это смена видов деятельности. Разные творческие проекты, которые я воплощаю в рамках телестудии, мне и дают заряд энергии на следующий год. Что-то придумал, сделал - и классно. Мне нравится и процесс, и результат. Нужно помещать себя вне зоны комфорта, потому что в ней нет развития.

Но как только я перестану творить, я найду в себе силы оставить школу. Найду простую механическую работу, пойду работать дворником. Учителям надо останавливаться. Если ты понимаешь, что уже не можешь или не хочешь, лучше уйти - в любом возрасте. Как врачи ответственны за здоровье пациента, так и мы ответственны за детей. Пусть сейчас этого результата и не видно.

- И все же у вас сразу два классных руководства, в первом и пятом классах. Вы справляетесь?

- Поначалу думал, что трудно будет. А в конце года понимаю, что это очень здорово. У меня 56 ребят, учу их дружить друг с другом, пятиклашки в гости к нам ходят, иногда веселые уроки проводят, зарядки. В общем, дружная семейка получается. А когда первоклассники станут старше и перейдут в пятый класс, у них уже друзья в 9-м классе будут. Здорово же! У меня и программа деятельности классного руководителя на конкурсе была построена на этой идее. Конечно, есть трудности, ревность детей и родителей, но я уверен, что меня на всех хватит. Я такой человек: если интересно, то всегда и время, и силы нахожу для любимого дела. А мне и правда интересно и с малышами, и с пятиклашками. Уже много планов на следующий год. Нужно воплощать.

- На конкурсе вы говорили, что классно-урочная система себя изжила.

- Уже много лет как. Она была создана для того, чтобы потоком обучать детей неграмотных крестьян. А сейчас все дети с разным уровнем развития, творчества, но им всем приходится сидеть в классе... В принципе, наши новые стандарты и подразумевают, что мы должны уходить от классно-урочной системы.

- К чему уходить?

- К учебным занятиям. Не обязательно мы должны высидеть определенное количество времени в классе. Занятие может проходить как экскурсия, мастер-класс, практическая работа, еще что-то. Хотя, конечно, какую-то часть уроков хотелось бы оставить, потому что теоретическая база нужна.

- Что вам сейчас мешает это делать?

- Я-то делаю, тем более что недавно закончил обучение в академии госслужбы по специальности «Менеджмент в образовании», и темой моего диплома стало как раз внедрение индивидуальных образовательных траекторий в начальной школе. Но хотелось бы, чтобы процесс шел не в рамках одной школы, а по всей стране. Современные дети должны мыслить нестандартно: им предстоит космические корабли строить заново, лететь в космос, проникать в глубь атома. А если мы будем учить их по шаблону, ничего не выйдет. Мне классно-урочная система мешает, в ее рамках тесно.

- Вы предлагаете выбросить парты? Какой должна стать идеальная школа?

- Парты - это не главное. Надо менять организацию работы школы. 


Идеальный день - это когда дети утром пришли, и каждый идет по своему маршруту, потому что у него есть индивидуальное расписание. 


В понедельник ребенок отправляется на занятия или мастер-класс, во вторник у него интересная экскурсия с другими детьми, пусть даже старше его, в среду он начал выполнять проект - в команде, самостоятельно. Он все время занимается разной деятельностью, тем, что ему интересно.

Конечно, ребенку самому сложно выстроить такую систему, и на помощь приходит тьютор. Он ведет своего подопечного к какому-то образовательному результату, и в конце мы получаем продукт, который можно оценить.

- Вы сейчас рассуждаете с позиции ребенка - как было бы интересно все это для него. Но поскольку вы закончили академию госслужбы, то наверняка задумывались, насколько сложно переформатировать школу с позиции системы.

- Трудно, но реально. Понятно, что это финансовые, временные затраты. Но в первую очередь все в головах учителей. Если педагоги всей школы внутренне принимают эту позицию, соглашаются, что так можно и нужно делать, то уже и родителям объяснить будет проще. Можно же запустить пилотные дни, например, по субботам. И посмотреть, что из этого выйдет, провести некий эксперимент.

- Такая инициатива откуда должна пойти: сверху, снизу? И насколько учитель сегодня должен участвовать в реформировании системы?

- Учить, воспитывать - его первоочередная задача, но если педагог понимает, что чего-то не хватает, надо всегда идти к руководству и разговаривать. Я думаю, что учителя могут это сделать.

- Вы закончили академию госслужбы. Готовитесь к карьерному продвижению?

- Хотелось бы попробовать себя в иной роли. Скорее, не директора, а завуча по воспитательной работе. А еще мы с женой - она тоже завуч - мечтаем открыть свою школу, инновационную, и чтобы там все было не как везде. Убрать классно-урочную систему, творить что-то интересное, чтобы школа жила, бурлила, чтобы детям всегда хотелось туда идти. Возможно, когда-нибудь эта мечта осуществится.


Теги: Учитель года, Самый классный классный, начальная школа, интервью
Автор  Юлия КАЛИНИНА
Источник  Вектор образованиЯ
Место  Челябинск
Раздел  Общее образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD