Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Министр образования и науки Челябинской области Александр КУЗНЕЦОВ: «Не стоит вкладывать ресурсы в неэффективно работающие системы»

05 октября 2016

Повысить эффективность управления - такой тренд развития отрасли в 2016 году обозначило региональное Министерство образования и науки. Каким образом этого можно достичь, «Вектору образования» рассказал глава ведомства Александр КУЗНЕЦОВ.

- Недавно замминистра финансов заявила, что к концу следующего года денег на выплату зарплаты российским бюджетникам не будет при нынешнем положении экономики, которая сейчас находится в центре шторма. Это действительно так?

- Прогноз на следующий год по экономике непростой, но я бы на себя не взял смелость говорить о невыполнении социальных обязательств, в том числе по заработной плате. Челябинская область в этой части себя чувствует довольно устойчиво: региональному бюджету под силу выполнять взятые обязательства.

Хотя это не исключает того, что нам надо работать над повышением эффективности наших расходов: образование действительно составляет львиную долю бюджетных расходов как региона, так и муниципалитетов. Если посчитать только отраслевые средства, то получится около 30 млрд рублей, а с образовательными организациями министерств культуры и спорта - 34 млрд рублей, или 27 % регионального бюджета. Большей доли расходов нет ни у кого.

kuznezovvv_t.jpg

- В этом году ваше ведомство анонсировало новый рейтинг муниципальных образовательных систем, его критерии обсуждались во время Дней министерства. Зачем он нужен, если муниципалитеты уже и так оценивают?

- Да, то, что мы предлагаем, не является ноу-хау. У нас уже оценивается деятельность органов местного самоуправления, в том числе и по системе образования. Но там речь идет о результативности и динамике роста, а мы хотим оценить эффективность. Мы тоже учитываем абсолютные показатели, но увидим, за счет каких ресурсов они достигнуты. Например, если в традиционном оценивании муниципалитетов из финансовых берется единственный показатель - стоимость одного ученика школы в год, то мы берем расходы бюджета в отношении всей образовательной системы за год (школьные, дошкольные, дополнительные расходы), тем более что мы все муниципальные финансы видим насквозь. Мы соотнесем все ресурсы, которые тратит муниципалитет консолидированно, с результатами и получим эффективность работы.

В привычной всем методике, на наш взгляд, учтены не все аспекты. Например, там нет показателя преступности несовершеннолетних. Я с этим не согласен и считаю, что во многом этот показатель завязан на работе образовательной системы. Если ребенок реально занимается дополнительным образованием, если действительно занимаются всеобучем этого ребенка, то у него просто нет времени на совершение преступлений. Поэтому вместе с формальными показателями, по которым уже проводится оценка, мы вводим содержательные критерии, понятные простому населению: здоровье детей, уровень преступности несовершеннолетних, трудоустройства, безработицы молодежи.

Очень важным элементом работы, которую мы начинаем, является то, что мы не будем собирать с муниципалитетов, школ вообще никаких данных, потому что все они содержатся в региональных массивах. Это информационные базы данных или госстатотчетность.

- Эффективным образовательным системам будет положен какой-то бонус?

- Те, кто устойчиво и эффективно работают, достойны того, чтобы их опыт был обобщен и распространен на другие территории. Думаю, такие муниципалитеты должны и дополнительно поощряться. Кстати, только что появился проект указа президента «Об основах региональной политики», там есть такая же позиция: эффективно работающие территории должны дополнительно поощряться.

- В документе речь идет о регионах?

- О регионах и муниципалитетах. Подход к любому уровню управления должен быть один и тот же: не стоит вкладывать ресурсы в неэффективно работающие системы. Ресурсы нужно вкладывать в тех, кто эффективно работает.

- В этом году региональное правительство составило первый рейтинг министров и начальников управлений. Вы заняли 9-е место из 24. Это для вас эффективная работа или нет?

- Наверное, это неплохой результат, по большому счету. Все отрасли, как и территории, надо измерять по системам. Нельзя сравнивать большие города с малыми, а Минобрнауки, Минздрав и Минсоцотношений - с министерствами и управлениями несоциального профиля. Их ресурсы несопоставимы с нашими, и объем задач несколько иной.

Если говорить об образовательной системе, она, конечно, имеет очень существенные специфические отличия. Например, во всей этой методике, о которой вы говорите, есть такой показатель - финансовое планирование. По этому критерию мы из социального блока лучшие. Если в министерстве несколько раз за год меняется бюджет - что это: плохое планирование или все-таки непременная характеристика большой системы, в которой невозможно все предусмотреть заранее? Где-то что-то сэкономили, какие-то ресурсы высвободили, направили на другие проекты - и в бюджет приходится вносить изменения. С точки зрения методики это, возможно, неправильно, с точки зрения жизни - а как без этого обойтись?

- Точно так же, оценивая муниципалитеты, вы можете не увидеть за цифрами каких-то местных нюансов, а они есть.

- Конечно, есть. Мы же новый рейтинг создаем не для того, чтобы кого-то поругать или похвалить. В первую очередь мы считаем, руководство муниципалитета, увидев свое место в рейтинге, должно задуматься: из-за чего территория оказалась внизу списка? А вслед за этим задаться вопросом: какая модель будет наиболее эффективной, где ее взять? Наверное, надо к вершине рейтинга обратиться.

- На федеральном уровне все чаще говорят о новой национальной системе роста учителей. Как она будет выглядеть, вам уже рассказали?

- Это как раз тот случай, когда все новое - это хорошо забытое старое. 


Те, кто работал при советской власти, помнят, что было такое звание - старший учитель. Это методист, наставник молодых специалистов. Звучало звание гордо, и получить его было честью. 


К сожалению, в российской истории образования оно исчезло. На мой взгляд, не очень правильно это было сделано. Сейчас что молодой педагог, что стажист имеют один и тот же оклад по большому счету и начинают борьбу за часы. Как правило, молодой педагог проигрывает тому, у кого больше опыта, знаний, к кому родители ведут своих детей. Но стажист обладает не только возможностью вести много часов, самое главное - у него есть опыт, который он может и должен передавать подрастающему поколению молодых специалистов. В этом и была существенная функция старшего учителя в советской школе. Сейчас предлагается выстроить градацию из трех категорий учителей, у каждой из которых будут свои оклады. Как они будут называться, еще вопрос обсуждаемый. Пока звучат термины: ведущий учитель, старший учитель, но устоятся ли они, обсуждение покажет.

- Что именно кроется за этой градацией?

- На всероссийском совещании нам презентовали базовый функционал педагогов на каждой ступени. Есть учитель, который занимается педагогической деятельностью, есть более высокая ступень - учитель, который занимается педагогической деятельностью и разработкой образовательных программ, и есть третья, самая высокая ступень - учитель занимается уже и разработкой типовых образовательных программ, и методическим обеспечением образовательного процесса. На мой взгляд, такой функционал вполне реально сейчас учителями-стажистами может быть реализован.

- А кто будет определять, готов ли учитель перейти на следующую ступень?

- Я думаю, должна модернизироваться система аттестации педагогических кадров. Без сомнения, внедрение этой системы национального роста повлечет за собой не только перераспределение финансовых потоков, должностных инструкций, функционала, но и аттестации. Уже после этого имеет смысл говорить о профессиональном стандарте, который будет разбит на три части: начинающего учителя, поработавшего и мастера.

Принято решение, что профессиональный стандарт, который пока все время откладывается, будет вводиться вместе с новой системой профессионального учительского роста.

- Называет ли федеральный Минобрнауки какие-то конкретные сроки ее запуска?

- Думаю, система заработает к 2019-2020 году. Предполагается, что с 2017 года начнутся пилотные апробации. Все это увязано со стандартами нового поколения, но не теми, на которые все должны окончательно перейти к 2020 году, а теми, которые начнут внедряться с 2021 года. По федеральному закону, если вы помните, стандарты должны каждые 10 лет меняться. И так будет постоянно.

- Нынешним летом ЧГПУ был переименован. В связи с чем это произошло и означает ли смена имени, что слияние с ЧелГУ уже точно не состоится?

- В обозримой перспективе процессы слияния не рассматриваются. Что касается переименования (мы обсуждали это с ректором ЧГПУ), идея корневая - модернизировать педагогическое образование.

- Что в результате должно измениться в вузе?

- Модернизации требует вообще все педагогическое образование в стране. Сейчас оно подвергается - и совершенно справедливо - серьезной критике. В этой связи педуниверситет пошел на эксперимент. Он вошел в число группы вузов в стране, которые начали модернизировать свое педагогическое образование. Там много нюансов, но в целом модернизация направлена на то, чтобы, во-первых, увеличить долю практических занятий, во-вторых, давать педагогу не одну, а 2 или 3 смежные профессии, что особенно актуально для сельского педагога, и, в-третьих (это касается всех педвузов), - как можно быстрее перейти на целевое обучение.

Именно такой термин теперь употребляет федеральный Минобрнауки, отличая его от целевого набора. К последнему мы все привыкли: абитуриент приносит какой-то договор с муниципалитетом, на основании чего его и принимают. Сейчас же речь ведется о том, что муниципалитет или другой работодатель, который потом будет претендовать на педагога, все годы опекает своего студента: стипендией, предоставлением ежегодного места для практики, чего-то еще. Работодатель должен демонстрировать свой интерес к этому выпускнику.


На федеральном уровне даже рассматривают идею отказаться от целевого набора, чтобы студенты заключали такие договоры с работодателями не до поступления в вуз, а на втором или третьем курсе. 


Проучился студент два года, понял, что педагогика - это призвание, и уже тогда нужен договор. Если работодатель не найден, то вполне вероятен вариант, что студент уходит из вуза.

Это, конечно, отдаленная перспектива, нынешняя нормативно-правовая база не позволяет этого сделать, но вообще-то в этой идее есть определенный резон. Сегодня количество выпускников педагогических специальностей в нашей стране очень велико. Только в нашей области ежегодно в систему образования приходят 800-900 молодых специалистов, а выпускаются из вузов и колледжей около 2 тысяч человек. Нам столько не надо, честно говоря. Нам нужно поменьше, но получше.

- В этом году, по статистике, прием на технические и педагогические специальности вырос. Среднее профобразование получило, наконец, возможность выбирать абитуриентов?

- Этот тренд был заложен два года назад, сейчас приток учащихся в среднее профобразование продолжается. Вчера у меня на приеме женщина жаловалась, что ее ребенок не смог поступить в педколледж, имея 4,4 балла в аттестате, потому что проходной балл начинается от 4,5. Аналогичная картина по техническим специальностям. На бюджет идут хорошие дети, этому способствует и рост привлекательности системы профобразования. Студенты ездят в Москву, Европу, Азию, Америку. Мы целенаправленно ведем такую политику, пиарим эти направления, потому что высококвалифицированные рабочие кадры - решающий ресурс для нашей экономики.

В этом году впервые пройдет новый рейтинг эффективности учреждений СПО, аналогичный вузовскому. Мы запускаем и свои механизмы, которые повлияют на качество. Например, изменятся условия получения премии имени ОМЕЛЬЧЕНКО, которую мы ежегодно вручаем лучшему профучреждению региона. Показатели отбора победителя отражали некий абсолют в работе учреждения СПО, но не демонстрировали дельту прироста и эффективность работы. Кроме того, премия носила заявительный характер.

Сейчас перед учреждениями СПО поставлена новая задача: должны участвовать все. При отборе мы будем опираться только на официальные объективные данные имеющейся у нас статистической отчетности и информационных баз данных. По итогам этого отбора каждый год будем создавать рейтинг и вручать победителю премию. Причем размер премии должен быть существенно выше, чем сейчас. Сейчас это около полумиллиона рублей, а должно быть - несколько миллионов. Куда направить средства, коллектив решит сам.

- Еще один тренд - интеграция различных ступеней образования. Насколько охотно идут руководители учреждений СПО на получение лицензий общего образования?

- С трудом и непросто. Сейчас три колледжа уже получили лицензию на образование: два в Златоусте, Южноуральский многопрофильный колледж в Челябинске, еще пара заявлений лежат в лицензионном отделе. Их руководители понимают стратегическую задачу: не только приглашать к себе 9-11-классников, но и готовить абитуриентов, которые придут к ним получать профессию высококвалифицированного рабочего или специалиста. В конечном итоге, я считаю, мы всех в СПО подтолкнем к получению лицензии, потому что многопрофильность образовательной организации - залог ее успешности. Организация должна быть игроком на всех уровнях образования, я бы даже не стал исключать и уровень дополнительного профессионального образования. Если она концентрирует свои усилия только на каком-то одном уровне образования, то в конечном итоге проиграет.


Теги: Минобрнауки, Кузнецов, интервью
Автор  Юлия КАЛИНИНА
Источник  Вектор образованиЯ
Раздел  Общее образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD