Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Председатель Челябинской областной организации Общероссийского профсоюза образования Юрий КОННИКОВ: «Профсоюз - это средство коллективной и индивидуальной правовой защиты»

28 ноября 2016

Этот год в профсоюзе завершается под эгидой повышения правовой культуры. «Вектор образования» выяснил у председателя регионального профсоюза работников образования Юрия КОННИКОВА, насколько учителя знают свои права.

- Почему профсоюз решил обратить внимание именно на правовую грамотность?

- В последнее время на различных уровнях много говорится о том, что необходимо повышать эффективность управления системой образования. Невозможно профессионально управлять на любом уровне, не зная законов, нормативной базы.

В этом году в рамках Года правовой культуры мы проверили более 300 образовательных организаций, в которых трудятся более 15 тысяч работников. Мы смотрели, насколько грамотно заключаются трудовые договоры, эффективные контракты. Но не только проверяли, а еще и консультировали - и руководителей, и работников образовательных организаций.

- Какие ошибки чаще всего допускают в трудовых договорах те, кто их составляет?

- Во-первых, совершенно не учитывается федеральная, региональная законодательная нормативная база. Некоторые школы ведут себя так, словно они находятся в космическом вакууме. Руководители опираются не на документы, а используют местнический подход. Например, мы встретили в одном трудовом договоре такую формулировку: «При расторжении трудового договора с работником в течение первого года материальное вознаграждение подлежит возврату в полном объеме». И ведь все договоры работники подписывают!

Во-вторых, часто в трудовых договорах нет критериев эффективности в конкретных процентах или абсолютных цифрах. И причины кроются не только в правовой безграмотности руководителя, а в том, что средства доходят до организаций несвоевременно, объем фонда оплаты труда постоянно меняется из-за решений муниципальных властей. Как директор может что-то обещать, если не знает, сколько денег у него? Мы обсуждали этот вопрос на уровне Министерства образования и науки региона и с начала этого учебного года будем проводить совместные проверки по обращениям.

В-третьих, в трудовом договоре не прописывается весь функционал, особенно это касается дошкольного образования. Не хватает помощников воспитателей, они часто меняются, и это приводит к тому, что воспитатель вынужден выполнять еще и работу, связанную с непосредственным обслуживанием детей. Муж одной воспитательницы написал в обращении в профсоюз: «Почему моя жена во время прогулки с детьми должна подметать листья с участка?» И это массовое явление, а не частный случай: воспитатели убирают снег, листву, выполняют функции, им не свойственные. За работу няни воспитатель получает мизерную доплату 1-2 тысячи рублей. Это не соотносится с высокой ответственностью за жизнь и здоровье детей и степенью рисков.

konn_t.jpg

- Если права педагогов нарушаются, почему они не сопротивляются этому?

- Во-первых, потому что работники часто не знают законов, а во-вторых, это наша ментальность, наша психология. Педагог часто рассуждает так: «Начну требовать от руководителя: «Пропишите в трудовом договоре все условия», а он меня уволит». Поэтому роль профсоюза - грамотно и своевременно доносить информацию. Это роль лидера.

Последний пример - внедрение профессиональных стандартов. Число обращений в профсоюз растет. Руководители требуют от работников наличия непременно высшего профессионального образования, а в случае его отсутствия предлагают уволиться или еще хуже - увольняют за несоответствие.

- А имеют право увольнять?

- Нет, вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для расторжения трудовых отношений с работниками, которые не соответствуют их обязательным требованиям.

- Были ли в вашей практике случаи преследования профсоюза со стороны администрации за рьяное отстаивание прав?

- Конечно, бывает и такое. Но и руководителей много защищаем - от администрации, управления образования, от председателя профкома (хотя это редчайший случай, когда, например, он претендует на должность директора). Составляем исковые заявления. Например, только за прошедшее лето мы помогли восстановиться в должности 4 работникам.

Но никогда, я вас уверяю, мы не встаем сразу на чью-то сторону, даже работника. Хотя люди почему-то считают, что мы должны делать это априори. Мы изучаем ситуацию, соотносим ее с правовым полем.

- Всегда получается разрешить ситуацию только буквой закона?

- Мы стараемся это делать. Но соглашусь, что эмоций бывает много. И если с правовой точки зрения все в порядке, а эмоции зашкаливают, мы стараемся их гасить, предлагаем сторонам сесть за стол переговоров. Наша задача - следить за соблюдением закона. Все остальное должно решаться внутри организации.


Я не понимаю, когда управленцы говорят, что вопросы трудового права - это не их компетенция. 


А потом, не вмешиваясь в ситуации, горят на этом: все, что, на первый взгляд, к их компетенции не относится, в итоге на их плечи и ложится. Это опять к вопросу о нашем менталитете.

- Считаете ли вы, что ротация управленческих кадров идет на пользу системе?

- Профсоюз и региональное министерство образования большое внимание уделяют формированию когорты руководителей, их правовой грамотности. Есть руководители, чей опыт можно и нужно использовать. Но, к сожалению, профессионалов с солидным стажем у нас все меньше. Молодые главы приходят и меняют начальника управления или отдела образования, тот по цепочке набирает свою команду, дальше - меняются руководители. Например, в Миассе за 6 лет сменилось 7 начальников управления образования, в Нагайбакском районе - трое за пять лет, а в Бредах за это же время сменились 13 директоров школ и 9 заведующих детсадов, хотя там работают всего 40 учреждений.

Профсоюз призывает: не спешите расставаться с профессионалами. Это и для дела, для результатов работы системы неполезно, это и с моральной точки зрения никуда не годное явление. Человек работал, старался, набирался опыта, душу вкладывал в дело, при этом прервал педстаж и потерял в уровне заработной платы. И вместо награды за свои труды получает руководящий посыл: «Пишите заявление по собственному». И это тоже культура управления. Нам бы очень хотелось, чтобы руководство области обсуждало эту проблему с каждым новым руководством муниципалитетов и, конечно, опираясь на мнение министерства, а лучше вернуть ему полномочия по утверждению кандидатур руководителей управления.

Я не хочу обидеть вновь приходящих, но с каким настроением и желанием им строить перспективы при таком подходе к кадрам? Мы много говорим про кадровый резерв, но по большому счету с ним никто особо не работает.

- Кадры меняются и в результате оптимизации сети. Обращаются ли в профсоюз пострадавшие от этого процесса педагоги?

- Только с начала года оптимизировано более 70 организаций. Возможно, в процентном соотношении от общего количества организаций это небольшая цифра, около 2 %, но в абсолютном - полторы тысячи человек. Можно представить работников, которых за 2 месяца предупредили, что организация будет реорганизована. Да, абсолютное большинство из них не попадут под сокращение, но два месяца люди в подвешенном состоянии, все это время они думают: «Что со мной будет?» В профсоюз поступает немало таких обращений. В первую очередь жалобы говорят о том, что люди плохо информированы о происходящем. Отсутствие обратной связи - гарантия провала любых начинаний. Там, где нет фактов, появляются домыслы.

Людям нужна открытая и полная информация о том, какой эффект дают принимаемые меры в каждом конкретном случае укрупнения: из чего складывается экономия и главное - какова судьба каждого. Эти вопросы сегодня люди задают руководителям образовательных организаций и председателям первичек, но не находят ответа.

Тем более что итоги оптимизации сегодня не имеют однозначной оценки. Здесь есть и отрицательные выводы Счетной палаты Российской Федерации, и далеко не радужные результаты исследований активистов ОНФ, и призывы к осторожности со стороны Комитета по образованию Государственной думы.

На уровне области мы также не знаем, сколько образовательных организаций и в каких территориях будет оптимизировано, что конкретно при этом выиграют система образования, бюджет, население. У людей создается впечатление, что управление ситуативное.

- И в чем выход из ситуации, на ваш взгляд?

- Если образование - стратегическая сфера, то нужна единая программа на уровне региона не только строительства и капитального ремонта, но и оптимизации сети.

Процесс оптимизации обязательно должен сопровождаться учредителем. Важно создавать четкие алгоритмы реорганизации, консультации по продвижению и сохранению профессиональных кадров, формировать и транслировать опыт работы в этих условиях.

В новых укрупненных организациях нужно предусмотреть экономические и юридические службы. Не менее важно сформировать единый коллектив по духу, несмотря на расстояние, порой довольно большое, между филиалами, и неоднозначное отношение людей к реорганизации.

Мы готовы принять участие в этих процессах, но надо, чтобы нас услышали. К сожалению, не всегда управленцы учитывают мнение профсоюза, выполняют положения коллективного договора и соглашений, вместе прогнозируют риски, которые касаются судеб людей, их минимизируют. Главной целью реорганизации все же должно стать новое качество образования, комфортные условия для всех, а не банальная сиюминутная экономия.


Теги: профсоюз, контракт, право
Автор  Юлия КАЛИНИНА
Источник  Вектор образованиЯ

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD