Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Директор челябинской школы № 104 ЮНЕСКО Ольга ПЕТРОВА: «Если родитель авторитарен, не надо приводить детей в нашу школу, мы другие»

06 декабря 2016

Школа № 104 ЮНЕСКО в нынешнем году выиграла областной конкурс и стала инновационной площадкой по внедрению проекта «Психолого-педагогическое сопровождение оценки качества образования». Почему эта тема оказалась для школы близка, как она сочетается с особым статусом учебного заведения, «Вектору образования» рассказала директор школы Ольга Викторовна ПЕТРОВА.

petrova_t.jpg

- Статус школы ЮНЕСКО получен уже давно. Что это означает - быть такой школой сегодня?

- Мы продолжаем работать, как работали, по трем программам: «Права человека», «Экология и здоровье», «Культура России в культуре мира». Регулярно пишем отчеты. Раньше отправляли их напрямую во Францию, в штаб-квартиру ЮНЕСКО, а последние лет 15 в ассоциацию школ ЮНЕСКО, в одну из гимназий Ижевска. Здоровьесбережением детей мы занимаемся каждый день. В расписании предусмотрены ежедневные часовые прогулки класса на свежем воздухе вместе с классным руководителем. Каждая 22-я минута урока - валеологическая пауза, несложное упражнение или просто релаксация. Третьим часом физкультуры у нас всегда была хореография. Но главный здоровьесберегающий компонент - отсутствие поурочного балла. 


У нас совсем нет отметок, только зачеты. Дети на уроке не боятся, они свободны, отвечать могут с места. 


Домашние задания у нас дифференцированные, трех уровней, и ученики выбирают его самостоятельно. Расписание зачетов известно за полгода, сдают не более одного зачета в день. Такая система воспитывает в детях самостоятельность, ответственность. Потом в вузе наши дети учатся очень хорошо, а поступают в вузы на бюджет стабильно 50-60 % всех выпускников.

Еще по программе ЮНЕСКО у нас проходит «Фестиваль культур». Его организует кафедра иностранных языков. Договариваемся со студентами из разных стран, они приходят в школу, общаются с детьми, песни, танцы устраиваем. Так школьники узнают культуру других народов. По языковому обмену часто ездили наши дети во Францию и Германию. В последнее время после охлаждения отношений с Евросоюзом, террористических угроз это пока приостановилось, но вот недавно в Великобритании нашли школу, с которой налаживаем отношения. Сначала это будет переписка по электронной почте или другим каналам связи, потом, надеемся, найдутся семьи, которые смогут принять наших ребят, а мы - их.

- В чем суть инновационной площадки?

- Прежде чем оценивать качество образования, нужно создать некую систему, чтобы все ее понимали. Тему мы ведем с первого класса, у нас по новым стандартам учатся уже девятые. Взяв этот инновационный проект, мы сознавали: не так важна оценка знаний, умений, навыков, трудно оценить универсальные учебные действия (УУД).

- В чем конкретно состоит новация?

- Мы сейчас работаем над программой согласования действий всех учителей по формированию УУД. Мы отслеживаем, какие ставятся цели и задачи, что хотим увидеть в срезе на определенном этапе. «Раздирать» ребенка нельзя. Мы и с родителями договариваемся, чтобы они занимались с ребенком в одном ключе с педколлективом. Ученик должен понять: не только школа это требует, но требует жизнь.

- Как проходят уроки при этой системе?

- Учитель на уроке не называет тему, к теме ребята приходят. Им дается практическое задание, обязателен этап затруднения. Задачи могут быть разными, но они касаются одной темы. И уже в начальной школе дети в состоянии ее сформулировать. Как я уже говорила, в конце урока нет отметки. Завершается все рефлексией, учитель спрашивает у детей: «Мы достигли своей цели? А как мы ее достигли? Что мы делали? Может, остались вопросы? Что-то неясно?» Домашнее задание наиболее продвинутый ребенок может получить творческое, второй уровень - для тех, кто понял базовые положения, но что-то надо доработать. Третий вариант - когда ребенок многого не усвоил, нужно еще потренироваться. Задача родителей - еще в начальной школе научить ребенка выбирать это домашнее задание по силам, чтобы не было трагедии, что «сосед по парте успевает, а я не успеваю».

- Почему новые стандарты оказались вам близки?

- Начиналось все еще при первом директоре Владимире СОЛОДОВЕ в 1990-е годы. Он из Германии привез эти первые веяния - мотивация к учебе, групповые формы работы и т. д. И наш коллектив к ФГОСам уже был готов, мы все говорили на одном языке. Должна сказать, что я просто наслаждаюсь тем, что впервые наше государство приняло такие комплексные документы в виде новых образовательных стандартов, где все ступени связаны воедино, где наконец-то поставлены точки над i - воспитание или образование приоритетны. Важно все! Важна личность, выпускник, который выходит из школы.

- Ваша известная многим система самоуправления тоже работает на общее дело?

- У нас есть комиссия по разрешению споров. Если конфликтная ситуация сложилась - выносим это на комиссию. Туда приглашаются и родители, и старшеклассники, и социально-психологическая служба. Очень эффективно, когда родитель разговаривает с другим родителем. Педагога мамы и папы порой совсем не слышат, настаивают на своем. Совсем другое отношение, когда советует такой же родитель, который с подобными проблемами сталкивается и как-то их решает. Бывает, что на комиссию приходят дети, и это великое педагогическое действие: они тоже начинают учиться, как нужно разрешать конфликты.

Совет школы, куда входят дети, родители, педагоги, - это школьный законодатель. Он заверяет и утверждает всю нормативную базу, проверяет работу всех структур - министерств ученических, библиотеки и т. д. Есть родительский совет. У них совсем другие полномочия: организация работы внутри класса и всей школы - конференций, лекториев, родительских собраний. Мы считаем, если собрание проводит классный руководитель, он плохой классный руководитель. Еще родительский совет контролирует деятельность столовой - пробует еду, составляет акты, если что-то не так. Председателей родительских советов выбирают в классах. У этого органа есть устав, внебюджетные средства, свой счет в банке. Они планируют смету, составляют планы по закупке оборудования. Одновременно это делает администрация. Все заявки складываются в папку, потом комиссия их рассматривает. Бывает, администрация предложила заменить стулья, а родители думают иначе - еще посидим на этих стульях. Нередко проверять идут - не доверяют. Бухгалтерия к этому готова, спокойно все документы показывает. Такая внутренняя лаборатория отнимает много времени у меня, у завучей, но это необходимо.

- Сейчас снова обсуждается введение системы горизонтального профессионального роста педагогов: учитель, старший учитель, главный учитель или учитель-наставник. Считаете, это необходимо?

- У нас у каждого, не только молодого специалиста, а просто пришедшего в школу нового учителя есть наставник, без этого просто невозможно. Это помощник, тот, кто организует его методическую работу, потому что в нашей школе, если ты первый год выжил, - можешь работать, если нет - уходи. Очень сложно. Бывает, рабочий день начинается с утра и заканчивается часов в 8 вечера. Естественно, есть тарификация, часы проплаченные, есть классное руководство. Прогулки с классом, часы самоуправления, деловые игры с участием педагогов и детей. Наставникам идет доплата из стимулирующего фонда.

- А у молодого специалиста есть возможность повысить свой доход?

- Если у него диплом с отличием, сразу получает доплату. Далее он защищается на категории. За высшую тоже существует доплата. Есть понятие мониторинга - отслеживается качество работы каждого педагога, каждого классного руководителя, выставляются баллы. Максимум можно добавить к зарплате 30 % - как предметнику и еще 30 % - классному руководителю. Эту сумму учитель будет получать ежемесячно. Проводится мониторинг в мае, в конце года. Система проста: унифицированы единые карты посещенных уроков - это двусторонний листочек, где все критерии расписаны по колонкам. Все минимизировано, чтобы не было лишних бумаг. Посещает уроки администрация, заведующий кафедрой, коллеги. Эти карты сводят и определяют общую эффективность посещенных уроков учителя. Молодой педагог тоже может участвовать. Так обеспечен рост и его квалификации, и зарплаты. Есть еще и премии - за счет платных образовательных услуг, за высокие достижения детей - в конкурсах, олимпиадах и т. д. За эти же достижения - ежемесячная доплата. Система материального и морального стимулирования очень важна для педагога. Человек должен ощущать, что он развивается и растет. Средняя зарплата у учителя в нашей школе за 2015 год 31 тысяча рублей, чуть выше, чем в городе, а нагрузка - в среднем полторы ставки.

- Трудно найти хорошего молодого учителя?

- Из пединститута в школу приходят худшие, которые себя больше нигде не нашли. Очень тяжело молодого специалиста вырастить. Начинаем еще с практики, выбираем лучших. Иногда бьешься-бьешься с ним, и уже охватывает отчаяние: «Закончит учебный год - предложу уволиться». И вдруг - что-то получилось, иногда через 3-4 года после вуза.

- Недавно один челябинский медиаресурс составил рейтинг школ города по результатам ЕГЭ. Реакция была очень бурная. А по какому критерию вы бы оценили школу?

- Да, рейтинг школ - провокационная штука. Родители все время эти рейтинги смотрят. Даже у нас завуч, взяв таблицы, считает: среди школ города у нас 8-й результат. Педагог должен знать, как идет школа, - на повышение или на понижение. Хотя в целом, я понимаю, нельзя по какому-то одному показателю это определить. Хорошо, что ЕГЭ есть, что он освобождает ребенка от экзамена в вуз. Единство должно быть. Другое дело, что сейчас ЕГЭ возведен в абсолют: это и способ отслеживания эффективности, и качества, и чего-то еще. Сейчас и в начальной школе пишут ВПР - своеобразный ЕГЭ в 4-м классе. 


Мы из детей сделали испытуемых, которых постоянно проверяем, экзаменуем, они в состоянии психологического стресса. 


Скоро будут проверять в 11-м классе по тем предметам, по которым ученики не сдают ЕГЭ; в декабре - сочинение. Я считаю, это издевательство над детьми. Нужна какая-то золотая середина.

- А победы в олимпиадах - не показатель? Что думаете о лицее № 31 Челябинска?

- Должны быть в любом городе такие школы, которые целенаправленно занимаются с одаренными детьми, аккумулируют их у себя, готовят к олимпиадам, приглашая специальных тренеров, чтобы дети побеждали, приносили славу и честь городу и области. Один из таких победителей, Андрей БАДЗЯН, учился до 4-го класса у нас, в 5-й перешел туда и потом стал чемпионом. В этом году у нас 10 человек были приняты 31-й школой.

- Вы ставите это себе в плюс?

- Я не знаю, плюс это или минус - ушли от нас. Для меня трагедия, когда дети, которые ушли туда, потом возвращаются и просят принять их, и только не в физмат. Это не в укор 31-й школе - наверное, дети сами ошиблись с профилем. И потом, у нас демократичная школа, а там все жестко, авторитарно, и не каждый ребенок выдержит смену систем.

- А вы детей как набираете? Отбор существует?

- В филиале принимаем всех, по микрорайону, и в основное здание тоже берем по микрорайону, но отбор некий все равно существует. Я заинтересована взять те семьи, которые готовы работать на ребенка, будут приходить на наши мероприятия, вместе радоваться и трудные ситуации переживать вместе, чтобы ребенок никогда не был брошен. Если сдали ребенка - и пошли, я таких родителей убеждаю: это не ваша школа. Тем, кто жестко авторитарен, нельзя к нам отдавать детей, мы совсем другие. Ребенку придется лавировать и приспосабливаться.

- Сейчас разрабатывается новый профессиональный стандарт руководителя образовательной организации. Подход меняется в сторону того, чтобы директор был не только менеджер, а «учитель учителей». Вам что ближе?

- Я руковожу школой с 2002 года. Нам тогда говорили, что директор должен быть хорошим хозяйственником. Я училась менеджменту, получила второе высшее образование. Но по своей внутренней составляющей я не директор, я человек камерный. Всегда веду часы, очень люблю мой предмет, литературу и русский. Но и менеджером приходится быть. Профстандарт директора пока не видела, не знаю. Но абсолютно не боюсь. Уверена, то, что мы делаем в нашей школе, - это добросовестно, так должен работать любой педагог.

- Значит, вы все-таки учитель учителей?

- Хотелось бы в это верить. Но всех обучать - нет, не хватит на это времени. Мне важно делегировать полномочия, а потом спросить с человека.

- А еще исследования показывают, что главное качество характера директора - умение держать удар.

- Если настраиваться на то, чтобы держать удар, не получится быть успешным. Нужно предвидеть и подстелить соломку. Коллеги меня называют оптимистичным человеком, романтиком в педагогике. Да, надо из любой ситуации выходить с позитивом, иначе это не приносит радости ни директору, ни коллективу.


Теги: интервью, сорос, ЮНЕСКО, директор
Автор  Галина АБАКУМОВА
Источник  Вектор образованиЯ
Место  Челябинск
Раздел  Общее образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD