Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Контур на карте

26 декабря 2016

Школьный курс географии ждут серьезные перемены.

geogr_t.jpg

Авторы концепции преподавания этого предмета ставят перед педагогами амбициозные задачи: не только резко повысить качество знаний детей, но и сделать уроки увлекательными. Новый документ в начале ноября представили на Всероссийском съезде учителей географии в Москве.


Сбившиеся с пути

Географию традиционно считают не столько сложным, сколько скучным предметом. И в первую очередь потому, что ожидания школьников не оправдываются. Вроде бы на этих уроках должны рассказывать о самых интересных на свете вещах, о которых дети мельком узнают из фильмов и книг, а получается сплошная зубрежка. Запоминать нужно бесчисленное количество географических названий, объемы добычи полезных ископаемых и другую информацию, которую всегда можно посмотреть в Интернете. И, к слову, там она будет куда более свежей, чем в учебнике.

Программы курса составлены так, что на 5-6-е классы приходятся самые трудные, требующие знаний из других наук темы. Например, географу приходится на пальцах объяснять принцип работы компаса, когда дети еще не изучили магнитное поле Земли.

По мнению учителей, на географию отводится слишком мало часов. В 5-6-х классах, например, проводится всего один урок в неделю. За это время надо успеть пройти не только самый сложный раздел курса - физическую географию, но и выполнить по 5-6 практических работ в год.

«За 45 минут я должен объяснить детям такую объемную тему, как, например, «Внешние силы, создающие рельеф», - говорит учитель географии лицея № 142 Челябинска Александр ЗЕЙФЕРТ. - Рассказать про пещеры, барханы, курумы, силу тяжести, действие текучих вод, показать, где что находится, как они выглядят, а через неделю у меня уже новая тема. На то, чтобы посмотреть те же объекты в Челябинской области, времени нет совсем, как и на самую интересную часть курса - практику».

По словам ЗЕЙФЕРТА, с учениками 6-го класса он проводит практические работы максимум два раза за год и один раз ходит в поход во внеурочное время.

К слову, походы, экспедиции и любая практическая работа вне класса по географии в школах, которая существовала в советское время, практически сошла на нет. Чтобы вывезти детей за пределы учебного заведения, учителям приходится получать огромное количество разрешений от контролирующих органов. Кроме того, деньги на поездки необходимо просить у родителей. Субсидии муниципалитета на эти цели существуют, но они настолько мизерны, что их можно потратить разве что на банку сгущенки. Известно, что в этом году в Челябинске детям, которые ходили в поход, выплачивали по 80 рублей на человека.

Однако не все учителя считают практики важными. «Не думаю, что полевые работы по географии стоит выполнять всем ученикам, - говорит учитель географии магнитогорской школы № 5 с углубленным изучением математики Елена ДАВЫДОВА. - Они сложны для детей прежде всего тем, что на них нужно пользоваться специализированным оборудованием, например, GPS-навигатором, метеорологическими приборами или инструментами для забора воды. По большому счету, это необходимо уметь только тем ученикам, которые пишут олимпиады, и по-настоящему увлеченным географией».


Синдром падчерицы

Не появляется времени на практику или изучение географии Челябинской области и в 7-9-х классах, хотя за два урока в неделю природу и экономику России ученики все же проходить успевают.

По словам учителей, в этот период школьникам было бы полезно выезжать на экскурсии по местным предприятиям. Но для этого необходим еще один, третий час географии, на который рассчитывать сложно. Все дополнительные часы школьного компонента отданы на преподавание обязательного на ОГЭ русского языка либо предметов, которые заложены в концепции ТЕМП. География в этот перечень не входит.

Представление о географии как о предмете неважном и ненужном укрепилось в умах педагогов и учеников уже давно. Предмет не знают и не хотят изучать.

По данным исследования ВЦИОМ, которое провели несколько лет назад, из школьного курса географии россияне лучше всего усвоили, что на Волге стоит именно город Самара, а не Рязань, Уфа или Пермь - правильный ответ дали 75 % опрошенных. При этом только 47 % правильно сказали, что у России есть сухопутная граница именно с Монголией, а не со Швецией, Туркменией или Ираном, и что Западная Сибирь выделяется добычей природного газа, а не калийных солей, медных руд или бокситов.

Прошлогодний Всероссийский географический диктант показал, что ситуация в корне не изменилась. Почти половина россиян получили за работу тройки с минусом или двойки, а общее число работ, заслуживших высшую оценку, не превысило 1 %. При этом значительная часть участников обозначили географию своей профессиональной сферой деятельности или отнесли себя к активным туристам.


Имидж дисциплины для троечников прочно закрепился за географией в школе. Именно на этот предмет падает выбор при сдаче ОГЭ в 9-м классе тех ребят, которые не собираются оставаться в школе.


«Другие учителя считают, что география - это легко, и чтобы сдать экзамен, нужно лишь выучить названия географических объектов, - говорит Александр ЗЕЙФЕРТ. - Поэтому они уговаривают ребят сдавать экзамен по нашему предмету. А география - сложная и системная наука, где важны навыки прогнозирования, выявление причинно-следственных связей в экономике и природе. Например, мы с детьми отвечаем на вопросы, почему на реке Лене регулярно случаются наводнения и Ленск стерт с лица земли. И когда троечник видит такие задачи на ОГЭ, он, конечно, не справляется с ними».

К слову, в этом году 27 % сдававших географию девятиклассников Челябинской области получили двойки. Большинство из них, как утверждают педагоги, учились на тройки.

ЕГЭ по географии почти никто из школьников не сдает.

По мнению учителей, учить географию дети начнут, только если результаты ЕГЭ по географии начнут требовать в вузах на таких направлениях подготовки, как «Экономика», «Туризм», «Международные отношения» и других. Сейчас экзамен в Челябинской области нужно сдавать лишь тем, кто собрался быть экологом. К слову, в челябинском педуниверситете на кафедре, где готовят учителей географии, ЕГЭ по этому предмету также не нужно. Там вступительным экзаменом заявлено обществознание.

«Мы - заложники системы, - считает доцент кафедры географии и методики обучения географии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета Мария ПАНИНА. - Да, вуз действительно сам принимает решение, какой экзамен заявлять для поступления, но Минобрнауки России рекомендует нам требовать обществознание, а не географию. Иначе мы рискуем остаться без студентов, а регион - без учителей».

По словам ПАНИНОЙ, четыре года назад у ЮУрГГПУ уже были проблемы с набором будущих учителей географии. Из-за того, что среди абитуриентов не нашлось желающих, это направление даже пришлось закрыть. Поэтому в этом году кафедра географии и методики обучения географии не выпустила ни одного учителя географии, а только экологов, у которых нет педагогической подготовки. Однако их тут же пригласили на работу в школу как географов, поскольку они имеют диплом профильной кафедры.

Сейчас в регионе не хватает педагогов с профильным географическим образованием. Особенно дефицит географов испытывают крупные города - Челябинск и Магнитогорск, которые не могут найти им замены. В районах же предмет ведут любые другие учителя-предметники - историки, биологи, химики, иногда даже педагоги музыки или технологии, отчего качество образования падает.


Навигатор роста

Насколько низкое качество обучения географии в школах, станет известно уже в этом году. В 11-х классах впервые проведут Всероссийские проверочные работы среди учеников, которые не собираются сдавать ЕГЭ. Это решение включили в резолюцию Всероссийского съезда учителей географии.

«То, что контрольные вводятся, правильно, - считает Елена ДАВЫДОВА. - Это позволит вернуть в школы понимание, что учиться нужно хорошо по всем предметам. Потому что сейчас там идет доминирование русского языка и математики. Остальные предметы как будто не нужны».


Еще одним нововведением станет перевод географии в разряд обязательных предметов для изучения в 10-11-х классах. 


Кроме того, школам порекомендуют добавить один час в неделю на изучение географии в 6-9-х классах, а регионам - ввести в учебных заведениях новый предмет «География родного края» для восьми- и девятиклассников. Ему также планируют уделить один час в неделю. Кроме того, вузам также порекомендуют принимать абитуриентов по результатам ЕГЭ по географии, в том числе и в педагогические вузы.

Сам курс географии ждут изменения. В резолюции съезда говорится, что будут пересмотрены примерные образовательные программы по географии, а УМК по этому предмету переработают, особенно в том, что касается полевых исследований. Позже, но неизвестно когда именно, появится географический стандарт школьного образования.

На претворение в жизнь грандиозных планов отводится 10 лет. Реализация концепции, по мнению ее разработчиков, должна привести к увеличению среднего балла ЕГЭ по географии на 20 % к 2023 году, к удвоению числа абитуриентов на географических специальностях вузов до 2021 года и к увеличению конкурса на географических факультетах педвузов на 25 % к 2025 году.


Теги: география, концепция, ЕГЭ, предметы по выбору
Автор  Анна ХУДЯКОВА
Источник  Вектор образованиЯ
Раздел  Общее образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD