Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Июль 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6

Наши партнеры

Наши мероприятия

Ректор Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета Владимир САДЫРИН: «Суть изменения имени вуза проста, она в двух словах – «педагогический» и «гуманитарный»

27 декабря 2016

В 2010 году педагогов обучали в 143 российских педагогических вузах. За шесть лет количество педуниверситетов сократилось до 32. И чтобы школы не остались без учителей, необходимо принимать меры уже сейчас, ведь только в Челябинской области к 2019 году одномоментно потребуется 3 тысячи педагогов разного профиля. О востребованности педагогического образования, усилении его гуманитарными науками и призвании учителя рассказал ректор Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета Владимир САДЫРИН.

sadyrin_t.jpg

– Владимир Витальевич, в этом году сменилось название вуза. В чем суть перемен, которые потребовали переименования?

– Дело в том, что мы не были готовы пополнить число закрывшихся педуниверситетов в стране, поэтому пошли на смену названия. Суть изменений проста, она в двух словах – «педагогический» и «гуманитарный». Во-первых, мы полностью сохраняем педагогическое направление, так как остались единственным вузом на Южном Урале, который готовит педагогов. После закрытия Нижнетагильского, Курганского, Ишимского, Тобольского, Магнитогорского, Бирского, Соликамского педуниверситетов к нам на учебу стало поступать больше абитуриентов из других территорий.

Во-вторых, мы расширяем гуманитарную составляющую, а это и социальная работа, и менеджмент. Почему мы не можем готовить специалистов других профилей, если педагогов в Челябинской области готовят как минимум семь университетов? Почему нам нельзя приступить к выпуску гуманитариев? Ресурсов, компетенций и кадров у нас для этого достаточно.

– Ранее в регионе активно обсуждалось создание опорного университета путем слияния ЧГПУ и ЧелГУ. Сегодня эта тема в повестке не значится?

– Мы живем в России, где ветры перемен очень часто меняют свою направленность. Сегодня к созданию опорных вузов в стране уже иной подход: новый министр образования России Ольга ВАСИЛЬЕВА сообщила о личном контроле при необходимости объединения вузов, тем более если один из них – педагогический.

Вспомните, как раньше при создании федеральных университетов заранее публиковались программы, где были отражены цели, задачи, бюджеты – все было максимально прозрачно и понятно. При формировании опорных вузов ничего этого не было, только одни заявления о намерениях.

Сегодня тех, кто пошел в опорные вузы, попросту обманули. Наши коллеги из одного университета говорили, что вместо 300 обещанных миллионов из бюджета им перечислили только 70. Для сравнения: в прошлом году мы заработали на 32 миллиона больше предыдущего года, в 2016 году – уже на 36 миллионов больше. Так, за два года нашему университету удалось заработать столько же, сколько выделили тем, кто согласился на объединение. К тому же средства в госказне на создание 11 опорных вузов изыскивали, урезая остальным университетам годовое финансирование на 3–5 миллионов рублей каждому.

Сегодня говорится о том, что педагогические вузы необходимо максимально поддерживать, в федеральном министерстве даже появилась должность, ответственная за развитие педобразования в стране. Поэтому спустя год мы имеем абсолютно другую ситуацию, и речи о создании опорного вуза на Южном Урале не идет.

Губернатор Борис ДУБРОВСКИЙ тогда поддержал наше решение, процесс слияния вовремя был приостановлен. Мне очень импонирует черта Бориса Александровича, когда на совещаниях он спрашивает тех, кто предлагает новации, сначала задуматься о последствиях – какие будут результаты? В прошлом году ни на один свой вопрос по перспективам создания опорного вуза мы не получили внятного ответа, кроме отговорок, что надо стараться идти впереди других регионов.

– Насколько востребовано педагогическое образование сегодня? В ближайшие годы потребуется больше учителей региону?

– Потребность в учителях растет. И связано это в основном с ростом рождаемости. Если в 1999 году в Челябинской области службой статистики фиксировался один из самых низких показателей рождаемости в стране – на свет появилось чуть больше 30 тысяч ребятишек, то в 2015 году в регионе родилось уже 49 тысяч человек. При наполняемости школьных классов в среднем по 20 детей потребуется около 1 тысячи педагогов, чтобы их обучать. Но это классы, где только один учитель, а ведь нужны еще учителя-предметники. Где их взять? Для сравнения: в этом году педагогический университет выпустил только 642 учителя.


Я думаю, министерство в какой-то мере убаюкивает себя и всех остальных, утверждая, что учителя не нужны. 


Но сегодня во многих городских школах учитель начальных классов работает в две смены, в то время как президентом поставлена задача: перейти на односменный режим обучения к 2025 году. Кто будет тогда учить детей? Плюс 19 процентов педагогов в области – это пенсионеры, и, если примут решение не выплачивать им пенсии, они тут же освободят рабочие места. По данным Челябинскстата, в настоящее время в школах Южного Урала работают 25,4 тысячи человек, к 2019 году это число должно увеличиться до 28,1 тысячи. Это необходимо учитывать уже сейчас.

– В связи с этим вы увеличили набор студентов?

– В связи с этим, хотя не все разделяют нашу точку зрения. В 2012 году мы приняли 753 студента на очное отделение, а в этом году уже 1 183. Плюс заочное отделение – на сегодня 983 студента (на дату интервью прием еще не был закончен). В эти числа включен и колледж при университете, куда поступили 240 человек. Причем поблизости к нашему колледжу расположено четыре средних профессиональных учебных заведения, которые готовят учителей, в том числе за счет бюджетных средств. У нас в колледже нет ни одного бюджетного места, но учиться к нам приехали ребята из 12 территорий – в основном Казахстана, Башкирии, Свердловской и Курганской областей. Этому есть много причин, среди которых нежелание сдавать ЕГЭ в школе после 11-го класса, чтобы без лишней нервотрепки поступить сначала в колледж, а потом в вуз. В этом году состоялся первый выпуск колледжа, и все 13 девушек поступили учиться в вуз к нам.

Мы не скрываем, что рассматриваем работу колледжа как подготовительный этап нашего будущего абитуриента: приходят ребята высокомотивированные, очень быстро социализируются, попадая в студенческую среду. Из них 60 процентов приехали из области, как раз оттуда, где не все школы могут дать соответствующее образование, где у школьников конфликты с учителями, где у родителей нет уверенности, что ребята хорошо сдадут ЕГЭ.

– Насколько тесным должен быть тандем «экономика» и «педагогика»? Работодатели сегодня формируют свой заказ на кадры?

– Четкого заказа от работодателей нет, и это, прежде всего, проявляется в целевом приеме. Проблема в том, что многие продолжают воспринимать целевое обучение как лазейку для детей чиновников и интеллигенции в вуз. С этого года мы «обнулили» гарантии на места определенных факультетов в вузе по городам и районам области, хотя в целом по вузу в три раза увеличили целевой прием.

Конкурс на целевые места в 2016 году был высокий – по 3–4 претендента на одно место, в результате набрали сильных ребят, но у нас нет абсолютно никакой уверенности, что они дойдут до работодателя, потому что последний в них мало заинтересован. Из 43 муниципалитетов только три ежегодно интересуются учебой целевиков, остальные вспоминают о них не раньше начала нового учебного года. Чтобы убедиться в серьезности намерений работодателей, мы требуем предоставить социальные гарантии целевикам: ежегодные премии, оплата проезда к месту учебы или проживания в общежитии. Но местные органы власти идут на это крайне неохотно или вводят гарантии для отвода глаз: так, один из муниципалитетов пообещал выплату премии целевику в размере 200 рублей в год!

В целом доля трудоустроенных выпускников после окончания вуза три года подряд достигает 80 процентов, хотя есть факультеты, где 100-процентное трудоустройство: это факультет дошкольного образования и учителей начальных классов. Последнее время учителя химии стали буквально нарасхват, мы регулярно получаем письма с просьбами содействовать прохождению практики в конкретном заведении, где химиков острая нехватка. Но пока не увеличиваем набор на эту специальность, в этом году мы набрали, как и прежде, 25 человек.

– Закрытие педагогических вузов по стране способствовало притоку абитуриентов из других регионов в ЮУрГГПУ?

– Да, приезжих из разных уголков России с каждым годом становится больше, в этом году много студентов – 38 человек – приехали из Свердловской области. Есть поступившие из Татарстана, Казахстана, Сахалина и даже Камчатки, а не только соседних областей. Приток студентов из других регионов (187 человек) поднял средний балл в нашем университете до 67,3 – это лучший показатель среди всех педвузов страны.


Нынешний набор студентов объединил представителей 14 стран, среди которых дальнее зарубежье, к примеру, африканские страны и Южная Корея. 


Кстати, к нам впервые приехали ребята из Италии, Египта и Марокко. В основном иностранцы поступают в вуз через подготовительные курсы. Им интересны многие наши образовательные профили, например, психологию, физкультуру и экономику в основном выбирают турки и китайцы.

– С учетом регионального тренда с Китаем выстраиваете особое взаимодействие?

– Ученым советом принято положение о грантах для иностранных студентов, в том числе для китайских, налажен студенческий обмен с Поднебесной, усовершенствован механизм повышения квалификации педагогами за рубежом. В следующем году откроем несколько специальных профилей, одним из самых интересных будет «Дошкольное образование. Иностранный язык», где в качестве иностранного – китайский, и в вузе уже работают китайские преподаватели.

– Вы участвуете в программе модернизации педагогического образования. Каким образом? В чем суть апробации? С какими школами удалось выстроить сотрудничество?

– Сейчас сложно сказать, во что выльется модернизация системы образования, но основной плюс в том, что стартовала она со сбора и анализа информации, комплексного мониторинга данных, на основе которых в дальнейшем будут формироваться стандарты. Принципиально важно, что их не просто спустят сверху, как это было раньше.

Сегодня мы участвуем в апробации сразу нескольких модулей – с новосибирским педуниверситетом работаем по школьному образованию, с ульяновцами – по дошкольникам, с москвичами – по учителям начальных классов. С Высшей школой экономики стартовала апробация модуля руководителя образовательной организации, одновременно с которым формируется профессиональный стандарт директора учебного заведения. В трех челябинских школах намерены апробировать первые идеи.

Так постепенно формируется новая система образования, которая предусматривает непрерывную педагогическую практику, совершенствование школьного менеджмента, наличие супервизоров в средних образовательных учебных заведениях.

– Образовательные программы в вузе увязаны с новыми ФГОСами?

– С ФГОСами пока продолжается чехарда. Прошлогодняя летняя аккредитация вуза подтвердила это, когда сначала нам сказали, что мы работаем по стандарту 3+, но при этом продолжили проверять по стандарту 3. Сейчас на выходе стандарт 3++, но пока мы его не видели. В результате модернизации системы образования в будущем появится новый стандарт ФГОС 4, где все новации будут учтены.

– Сегодня обсуждается возвращение педагогического специалитета. Есть в этом необходимость?

– Идея вернуть специалитет была высказана два с половиной года назад на встрече ректоров с президентом России, тогда же было дано поручение подумать о целесообразности перехода на европейскую модель обучения. У инженеров и медиков специалитет сохранили, никаких изменений не произошло. В отношении педагогов единого мнения нет, поскольку некоторым уже успела понравиться система бакалавриата и магистратуры.

Сегодня прослеживается тенденция зачисления в магистратуру педвузов после окончания бакалавриата в других университетах: в этом году к нам пришли учиться из ЮУрГУ – 25 человек, ЧелГУ и института культуры – по 10, из агроинженерной академии – 9, УралГУФКа – 4. Вход в педагогическую профессию стал возможен через магистратуру. Хорошо это или плохо – покажет время.

– Известно два подхода к отбору в педагогическую профессию – более строгий отбор на стадии абитуриентов или при допуске к работе с детьми. Какой вернее?

– Мы не медицинский университет, который на выходе обязывает студентов пройти интернатуру и ординатуру, только после этого выдает диплом. У нас, конечно, такого нет, но думаю, это вопрос времени. В новом профстандарте учителя уже подобные требования прописали, но пока его внедрение откладывается. Так, в нем говорится, что каждый учитель должен владеть иностранным языком и добывать информацию с иностранных сайтов. У нас единицы педагогов способны преподавать свой предмет на иностранном языке, потому что не владеют даже базовым уровнем. В этой ситуации заданную высокую планку стандарта придется снижать или оттягивать его принятие.

В любом случае с внедрением профстандарта возникнет большое число конфликтов в учебных заведениях, а директора получат в руки «дубину», которая позволит освободиться им от неугодных учителей.

– Есть иное мнение: профстандарт позволит повысить компетентность сотрудников.

– Хорошо, если так. «Дай бог, чтобы вы были богаты и здоровы настолько, насколько вы учите наших детей», – написали на плакате как-то раз своим учителям одесситы. Думаю, сегодня этот лозунг не помешало бы развесить возле наших школ, потому что некоторые учителя явно зарвались и ведут себя откровенно по-хамски, кроме денег их ничего не интересует. В результате некоторые школы Челябинской области деградируют, а дети уходят оттуда сразу после 9-го класса.

Успехи челябинских педагогов и школ общепризнаны, но в то же время учителям необходимо осознать, что терпение родителей небеспредельно…


Теги: ЧГПУ, ЮУрГГПУ, педагоги, вуз
Автор  Арина МИРОНЕНКОВА, Галина АБАКУМОВА
Источник  Вектор образованиЯ
Раздел  Высшее образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

wor__33.JPG
wor__32.JPG
wor__31.JPG
wor__30.JPG
wor__29.JPG
wor__28.JPG
wor__27.JPG
wor__26.JPG
wor__25.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD