Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Май 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Наши партнеры

Наши мероприятия

Победитель Всероссийского конкурса «Директор года-2016» Андрей ШЕВЧЕНКО: «Школа – это среда наибольшей неопределенности»

07 апреля 2017

Сегодня много говорится о необходимости сформировать в системе образования корпус эффективных управленцев. О том, какими компетенциями должен обладать директор школы, каким ориентирам следовать в своей работе, рассказал Андрей ШЕВЧЕНКО, который возглавляет среднюю общеобразовательную школу № 98 Краснодара имени Героя Российской Федерации генерал-полковника Г. Н. ТРОШЕВА с момента ее открытия в 2012 году.

shevchenko_t2.jpg

– Андрей Владимирович, что помогло победить во всероссийском профессиональном конкурсе? Какие впечатления от участия?

– Конкурс «Директор года» – одно из самых ярких и значимых событий среди всех профессиональных конкурсов в сфере образования. Он не имеет жестких ограничений по количеству участников: чтобы попасть на федеральный этап, достаточно зарегистрироваться на сайте журнала «Директор школы». Есть возможность подать заявку на участие сразу на федеральный этап. Это серьезная новация, заложенная автором конкурса Константином УШАКОВЫМ, который изначально отверг формальный подход, сделав все, чтобы поддержать на самом деле эффективных директоров, принимающих активное участие в жизни школ, но не всегда располагающих временем для прохождения многоуровневых состязаний.

В высокой оценке, которую озвучило по итогам конкурса жюри, не только мое достижение, а всей большой команды. Поддержку при подготовке к конкурсу оказывали коллеги из школы, в институте развития образования Краснодарского края проходили мастер-классы и мозговые штурмы с участием городского педагогического совета. На местном уровне удалось собрать лучших управленцев в сфере образования, которые, кстати, подвергли серьезной критике первоначальную версию программы, с которой я собирался в Москву. Это был важный этап подготовки к конкурсу, который позволил мне полностью пересмотреть программу и оставить в ней только сильные и выигрышные моменты.

– Какими компетенциями должен обладать директор российской школы, чтобы стать эффективным управленцем?

– Сегодня каждый директор школы ежедневно сталкивается с самым разнообразным кругом задач и выполняет сразу несколько функций: он ответственен за полноценное питание детей не меньше, чем директор городской столовой, за здоровье учащихся – не меньше, чем начальник фельдшерского пункта, за комфортные условия обучения отвечает как главный инженер. В зоне его ответственности учебный процесс, техническое оснащение классов, развитие школьной библиотеки, внеурочной деятельности и многое другое. Но должно быть одно важное качество – он должен осознавать себя на своем месте, работая в условиях стремительных изменений. Школа – это среда наибольшей неопределенности: неизвестно, какую задачу придется тебе решать через минуту.

Способность работать в ситуации повышенной напряженности, динамичных изменений – одно из наиболее важных качеств современного директора. В советские годы у руководителей учебных заведений была возможность работать по циклограмме (временная диаграмма программы цикла обучения – Прим. ред.). Я собираю документы, которые связаны с системой образования советского периода, так вот, в плане работ директора школы в 1954 году все четко расписано по дням, неделям и даже месяцам, при этом плотность мероприятий крайне низкая. 


Сегодня школа за неделю переживает столько событий, сколько в советское время происходило за два месяца.


Сегодня много говорится о масштабных изменениях в образовании на законодательном уровне, но очень редко упоминается о тех, что происходят внутри самой системы, к примеру, о переходе на электронные версии документов. На мой взгляд, это тихая «революция», которая прошла незамеченной, хотя система образования от этих изменений стала на порядок прозрачнее – каждый родитель, используя смартфон, может получить всю информацию об учебном процессе и оценках, домашнем задании своего ребенка, может выстроить коммуникацию с учителем, директором школы. Переход на электронный документооборот в перспективе позволит школе выйти на принципиально новый уровень качества образования.

– Вы можете сказать, насколько сократился объем бумажной работы для учителя?

– Его сложно измерить, хотя специалистами предлагаются различные методики. Мой личный критерий, который раньше успешно действовал, – это сумки учителя. Если учитель утром идет на работу с полной сумкой проверенных тетрадей – значит, он загружен работой. Сейчас он может идти на работу с ноутбуком, планшетом или флешкой, на которой информации будет гораздо больше, чем в переполненной сумке.

– Сегодня много говорится о профстандарте педагога, руководителя школы: насколько он точен и выверен?

– Я с уважением отношусь к автору этого документа, для меня это не просто абстрактный трактат, а продукт работы профессиональных коллег, работу которых возглавил Евгений ЯМБУРГ. Это его проект, его взгляд на то, каким должен быть современный педагог. Если говорить о стандарте, его нельзя рассматривать в отрыве от изменения системы оплаты труда, новых требований к подготовке учителя, карьерного роста. Это огромный задел работы, направленный на то, чтобы сделать труд учителя более стандартизированным, понятным и эффективным. Учитель должен соответствовать перечню требований, исходя из которых он может планировать свой карьерный рост, финансовое благосостояние.

К примеру, обязательным стало наличие высшего образования учителя, о чем сотрудники нашей школы были заранее предупреждены. Несколько педагогов, которые не имели вузовских дипломов, смогли их получить. По другим параметрам еще есть время подтянуться.

Что касается требований к директорам школ в стандарте, хотелось бы в большей степени заниматься вопросами воспитания детей, организации учебного процесса, нежели ремонтом и содержанием оборудования, но без этого сегодня никуда. В последнее время школа получила определенную свободу в распоряжении денежными ресурсами, но вместе с тем на руководство были возложены новые обязанности – по содержанию, ремонту, техническому оснащению школы.

– В это время директора стали профи по электронным торгам. Кстати, насколько удобна и проста действующая система закупок?

– У меня есть опыт взаимодействия с поставщиками до момента введения контрактной системы, так как давно работаю директором и скажу, что раньше получить хорошее оборудование в школу было весьма непросто, еще сложнее – аргументировать, почему именно такое приобрел.

Контрактная система позволила в рамках технического задания, которое формирует заказчик по 44-ФЗ, четко прописывать необходимые параметры закупки. Никто не говорит при этом, что система идеальна, в ней много узких мест. К примеру, в работе не хватает внутреннего рейтинга недобросовестных поставщиков для школ. Думаю, на содержание его можно было бы ориентироваться, заключая контракт.

– Вам приходилось сталкиваться с недобросовестными поставщиками?

– Да, порою приходится сталкиваться с компаниями, которые выигрывают тендеры, а потом попросту исчезают из поля зрения. Некоторые из поставщиков до сих пор надеются работать по старинке, решая вопросы по договоренности и перенося бесконечно сроки поставки. Но такого контрактная система не допускает, и это большой плюс.

– Вернемся к школьным делам. Почему столь пристальное внимание уделяете развитию школьного самоуправления?

– На мой взгляд, это содержание жизни школы, наполнение образовательной среды, которые позволяют разобраться ученикам в приоритетах. Ученики приходят в образовательное учреждение не только для того, чтобы научиться считать и писать, а для того, чтобы научиться взаимодействовать друг с другом и получать от этого позитив. Так, не первый год нам удается собирать общешкольный туристический слет, в котором принимают участие педагоги, дети и их родители.

Выстраиваем взаимодействие между учениками младших классов и старшеклассниками в совместных викторинах, спортивных играх. В День учителя стало хорошей традицией практиковать самоуправление, когда старшеклассники подменяют педагогов на уроках в младших классах, а малыши потом еще долго их зовут «второй учительницей» и бегают на переменках за советом. Они воспринимают старших детей в школе как часть коллектива, а не как потенциальную угрозу. Школьное самоуправление дает положительный результат, который формирует школу как успешную, спокойную, комфортную среду. Все это способствует росту качества образования.

– Есть необходимость в проведении внутренней оценки качества образования? Как вы относитесь к таким мониторингам?

– Мое глубокое убеждение: по формальным признакам качество образования измерять нельзя, ошибочно результаты учебной деятельности отделять от воспитания детей, это процессы, которые в каждой школе существуют вместе. Не составит труда подсчитать отличников, хорошистов и олимпиадников, но достаточно ли этих данных, чтобы судить о качестве образования в школе? Как можно смотреть на достижения учеников формально? В нашей школе обучаются дети с ОВЗ, их личные достижения – большой шаг вперед, поэтому в основе любого мониторинга качества образования должно быть измерение индивидуального прогресса каждого ребенка.

У нас же, наоборот, система качества образования подталкивает учебные заведения к тому, чтобы проводить дифференциацию, – отбирать лучших учеников и талантливых учителей, объединять их в элитные гимназии и первоклассные лицеи, но что делать в этой системе обычному ребенку?


Я противник того, чтобы школа была местом, где собраны только лучшие учителя и ученики, а для них предоставлено лучшее оборудование и программы. 


Как правило, выпускники таких элитных закрытых школ после последнего звонка в школу не возвращаются, мы их видим на высоких должностях где-нибудь за границей. А мне интересно формировать внутреннюю среду внутри родного края, чтобы мой ученик привел в школу потом своих детей, что к моей радости уже случается, чтобы он жил в регионе и его знания и умения пригодились именно здесь, на малой родине. Преемственности поколений мы уделяем особое внимание – ежегодно приглашаем отцов наших учеников на школьный двор, где вместе высаживаем молодые деревья. И то, что мы здесь и сейчас все вместе даем дереву жизнь, для меня важнее, чем делать ставку на супергения, который через 10–20 лет сможет запустить новую ракету в космос с другого континента. В Краснодарском крае сегодня активно развиваются традиции казачества, есть казачьи классы, группы, в которых ребята более широко изучают историю кубанского казачьего войска, посещают исторические места и древние поселения, которым несколько сотен лет. Многие ученики таких классов потом поступают в военное училище, служат в органах внутренних дел, причем не только мальчишки.

– Какими принципами руководствуетесь, формируя школьный коллектив?

– Когда я получил школу в управление, она только открывалась, поэтому коллектив создавался с нуля. Считаю, в нем должны быть представлены все возрастные категории учителей. Сразу отказался от приема на работу только педагогов-мужчин или исключительно заслуженных учителей преклонного возраста, в нашу школу дорога открыта и молодым педагогам.

Всего штатная численность коллектива достигает 78 человек, в школе обучается 1 478 учеников в две смены, при этом здание рассчитано на 550 обучающихся и находится в растущем районе города, где сегодня много строится новых жилых кварталов, переезжают семьи с детьми из других регионов, кстати, из Челябинска немало ребятишек у нас учится. Но думаю, вопрос с площадями – решаемый, тем более что школа молодая и перспективная, в этом году отмечает 5-летний юбилей, и хочется верить, что лучшие достижения еще впереди.


Теги: Директор года, директор школы, профстандарт педагога
Автор  Алла РОМАНОВА
Источник  Вектор образованиЯ
Раздел  Общее образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

wor__33.JPG
wor__32.JPG
wor__31.JPG
wor__30.JPG
wor__29.JPG
wor__28.JPG
wor__27.JPG
wor__26.JPG
wor__25.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD