Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Май 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Наши партнеры

Наши мероприятия

Победитель областного конкурса «Директор года-2016» Юрий БУРОВ: «Родители заставляют детей думать о профессии на всю жизнь – это от нашей бедности»

04 мая 2017

Директор Юрий БУРОВ, возглавляющий Златоустовский педагогический колледж, в конце прошлого года победил в областном профессиональном конкурсе «Директор года-2016». Впервые лучшим признан преподаватель философии.

burov_t.jpg

– Победе в конкурсе «Директор года» рады? Вам это было интересно?

– Я всегда начинаю с самого главного вопроса: в чем смысл, зачем мне в этом участвовать? Было бы странно – непременно получить первое место. Эта задача мне неинтересна. Я люблю концептуально себя зажечь. Я должен продвинуться в чем-то, что мне тяжело делать. Например, я могу режиссировать – в пединституте, где учился, ставил спектакли. В Артеке за 24 смены 7 спектаклей поставил. Я режиссер, не актер. Но я сказал себе: «Ты всех посылаешь на творческое испытание на сцене, на конкурсы, а теперь сам постой на сцене, попотей!» Это серьезный стресс. По итогам – хорошее ощущение, внутренняя радость была. А тут еще первое место, и премию дали – вдвойне хорошо. Но победил бы кто-то из моих коллег – я бы искренне за них порадовался, они такие классные! В этом конкурсе в принципе первых мест быть не должно. Каждый борется с самим собой – делает то, что ему трудно.

– Вы стали директором пять лет назад. Что из задуманного удалось, что нет?

– Став директором, я нарисовал себе идеальную картинку моего колледжа будущего. Я помнил знаменитую фразу Бориса ПАСТЕРНАКА, что надо ставить перед собой задачу выше своих сил, во-первых, потому что мы своих сил не знаем, а во-вторых, они и растут по мере выполнения этих невыполнимых задач. В этой картинке «идеального» колледжа было много студентов, счастливых и радостных, они непременно ездили на практику в Артек, а преподаватели внедряли современные образовательные технологии. Что в итоге? В прошедшем году мы достигли по численности уровня советских времен. Когда я пришел в 2012 году, было всего около 300 студентов, и ходили слухи, что колледж оптимизируют, присоединят к кому-то. Мы открыли две новые специальности: «Дошкольное образование» и «Физическая культура», и теперь у нас около 700 студентов.

В 2016 году мы заключили договор с Артеком – исполнилась и эта мечта! Я сам, к слову, отработал в Артеке три года после окончания Челябинского пединститута, и первая мысль отправить туда моих студентов появилась сразу же, как только стал директором. Старые связи остались, но пока Крым был украинским, ничего не получилось. А потом неожиданно большая политика нам «подыграла». 


Зимой 2015 года у Артека возникли временные трудности с вожатыми, они всегда зимой возникают. И я предложил: «Возьмите наших!» 


Артек никогда не работает со студентами колледжей – только вузов. Но мы отправили первых 8 человек, а начинали переговоры сначала с двоих. Я торговался, как на базаре. И наши ребята понравились! В Артеке со Златоустовским педагогическим колледжем захотели работать дальше. Я знал, что пединститут отправлял в этот лагерь 20 человек, и мечтал: «Вот бы и нашему колледжу – 20! Это будет фантастика!» В итоге мы отправляли ребят в Крым в марте, апреле, августе, сентябре, октябре – всего 65 человек. Договор подписан на 3 года, по 60 человек в год. Это немыслимо! Это авантюра – в хорошем смысле.

– Для работы в Артеке нужна какая-то особая подготовка?

– Да, систему подготовки студентов пришлось менять. Спасибо Министерству образования и науки области, нам подкинули идею – лицензировать этот вид деятельности, получить возможность дополнительно профессионально обучать людей. Мы назвали проект «Школа вожатых» и обучаем студентов, пока только своих, по интенсивным технологиям и оригинальным методикам. В планах – подготовка вожатых по запросу области.

– А каков был год в финансовом смысле?

– Я бы сравнил большие колледжи с лайнерами, а педколледжи с маленькими катерами в бушующем море, где все пытаются выживать. Мы увеличили в 2016 году внебюджет. Когда я пришел в 2012-м, внебюджетных поступлений практически не было. Мы начали более широко и населению, и самим студентам оказывать услуги, проводить дополнительные курсы.

Например, наш худграф – «ИЗО и черчение». По этой специальности они на первом курсе просто проходят общеобразовательные предметы. А если человек не умеет рисовать? Или умеет, но забудет через год? Мы ввели «Академический рисунок и живопись». Физкультурников дополнительно обучаем классическому массажу с элементами спортивного, на втором курсе даем дополнительную подготовку фитнес-тренера и т. д. По деньгам это для них нормально, недорого, но курсы дают возможность студенту получить дополнительные компетенции, очень важные. А потом у него за плечами еще будет Школа вожатых, и в трудовой книжке напишут, что он проработал 3–6 месяцев в Артеке. Разве такой человек не найдет работу? Все, кто у меня проработал в первой делегации в Артеке, после выпуска были моментально разобраны и разъехались по всему Уралу.

– А с новыми технологиями как – из картинки идеального колледжа?

– Хорошо! Мы опять-таки в минувшем году успешно завершили областную инновационную площадку по теме «Психолого-педагогические условия формирования субъектности будущего учителя». Субъектность – это ведь не просто модное словечко из психологии. Субъектность – это способность личности стать автором, режиссером и главным исполнителем собственной судьбы. Поэтому мы и внедряем интерактивные, проектные технологии, дискуссионные и тренинговые формы обучения. Нельзя сегодня первоклассного специалиста готовить по старинке.

– Педколлектив меняли?

– Когда приходит новый руководитель, это процесс, похоже, неизбежный. У нас сейчас сильный коллектив педагогический, иначе нам областную площадку по субъектности было бы не вытянуть. Косвенный показатель стабильного коллектива, но важный – у нас очень много работает педагогов-мужчин. Свою ноту креативности вносят преподаватели худграфа, в их числе 4 члена Союза художников России.

– Переманивали к себе кого-то?

– В 2016 году удалось очень хорошо поднять среднюю зарплату преподавателям – до 30 тысяч рублей. Это и за счет внебюджета, и правильного соотношения штатного расписания и количества работников. Я не раздуваю администрацию, хотя объем работы невероятный. Но со средней зарплатой в 30 тысяч я теперь имею все основания, и наглость, и желание позвать к себе еще опытных, хороших преподавателей, в том числе из школ города.

– Вы окончили филологический факультет, а преподаете философию – как это получилось?

– Я был и есть читающий, размышляющий человек. Еще школьником (не говоря о студенчестве) интересовался разными областями – и историей искусств, и философией, и литературой, особенно поэзией. Моя дипломная работа в вузе была посвящена ПАСТЕРНАКУ. «Я – разный», как говорит ЕВТУШЕНКО. Меня учили прекрасные преподаватели Челябинского педагогического института. А философия – это моя страсть. И потом, директор педагогического колледжа должен вести уроки, быть «играющим тренером».

– Как филолог и философ справляется с хозяйственной частью?

– Я по крышам не лазаю, гвозди не забиваю. Руководитель должен обладать умением работать с кадрами, интуитивно чувствовать человека. Я забыл назвать психологию, которой я серьезно занимался – в студенчестве на всесоюзной олимпиаде занял четвертое место. Практическая психология в плане различных типологий личности очень важна в работе руководителя. В моем «арсенале» где-то около 14 таких типологий. Важно правильно найти место для человека в организации, дать ему возможность свободно, с душой работать. Те люди, которые сейчас занимаются хозяйственной частью, прекрасно с этим справляются. Наш колледж за 5 лет изменился. Вставляются евроокна, преображаются аудитории. На втором этаже сделали красивую настенную роспись – это дипломная работа студентов худграфа. Сейчас делаем проект на третьем этаже – зону искусств, мы ее условно назвали «Обломовка». Там будет свет, уютные диванчики, полки с книгами по искусству, с журналами «Юный художник». Студенты смогут сесть или полулечь на эти диванчики, почитать-полистать.

– Как вы убедите тех, кто говорит, что среднее профессиональное образование – это недообразование?

– Первый аргумент – это практикоориентированность нашего образования. У нас невероятное количество практики! Недаром наши студенты «прописались» в Артеке – они точно знают, как работать с ребенком, они это проходили. В вузах такой практики все-таки меньше.

С одной стороны, у школьника, который не определился, есть 4 года учебы в колледже для того, чтобы до конца прояснить себя. С другой стороны, он в колледже как бы привыкает к институтской системе – сессии, зачеты. А представьте, после 11-го класса домашний ребенок поехал в чужой город. Ни дневников, ни классных руководителей – раз, и зимняя сессия! И вот они, проблемы: стрессы, задолженности, пересдачи. В колледже институтская система обучения, и в то же время, как в школе, мощная воспитательная система: классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор и т. д. Мы их в колледже по-домашнему, нежно сопровождаем. Через 4 года выпускник закончил колледж, уже есть в руках ремесло, понимание профессии. Он может работать и дальше учиться заочно. И экономически это выгодно – только дважды в год выезжать на сессию, или даже не выезжать, потому что прямо в Златоусте есть представительство ЮУрГГПУ.

И еще аргумент в пользу колледжа – трудоустройство. Наши выпускники работают в школах, детсадах, в домах творчества, в МДЦ «Артек». В 2016 году у нас нашли работу по специальности 83 % выпускников, по области этот показатель – 65 %.

– Но все-таки нацеленность родителей на высшее образование сохраняется, а дети от них полностью зависят.

– Согласен! Поэтому мы работаем с родителями. Выходим на все родительские собрания в школы, беседуем. И родители нас слышат. Второй год к нам приходят дети с очень хорошими аттестатами, которые потенциально должны были идти в 10-й класс – четверочники, пятерочники. Единственный наш минус – у колледжа нет общежития, иначе бы мы набрали гораздо больше студентов. Но иногородние все равно охотно к нам едут, снимают квартиры. Меня в прошлом году очень удивило, что к нам стали приходить учиться студентки с дипломами о высшем образовании: одна – юрист, другая – экономист и т. д. Они учатся на дневном и довольны!

– А ваши собственные дети получают высшее образование?

– Я с родителями и со студентами разговариваю с двух позиций: и как директор, и как отец, у которого две дочери. Старшая дочь очень хорошо училась, но после 9-го класса поступила в колледж, теперь учится в вузе, она музыкант, играет на скрипке. А младшая в нашей семье гуманитариев увлекается математикой, обществознанием и экономикой, еще в 9-м классе настроилась на вуз. У нее неплохие аналитические способности, экспертное мышление. Я почему-то знаю, что наши дети не потеряются. Мы заложили в них желание учиться и быть людьми. Это очень важно. Я всегда считал, что человек, работающий в педагогике, должен и работу, и семью ставить на первое место одновременно, наши собственные дети не должны быть брошены. У меня и жена педагог, преподает историю искусств, МХК.

– Как занимаетесь профориентацией?

– Мы проводим серьезную, объективную социодиагностику. К нам приходят целыми классами школьники, себя диагностируют. Я не уговариваю идти к нам любой ценой, мы специфическое учебное заведение. 165 человек мы набрали прошлым летом. Из них 5–6 человек, может, до второго курса не дойдут, но это нормально. Остальные рады и довольны. Конечно, проблема профориентации реально существует, потому что в 16 лет человек мало о себе понимает. Хорошо, если он, прожив какую-то часть своей жизни, по ТАРКОВСКОМУ, будет «собой угадан до конца» и определится с призванием, профессией. Это на Западе говорят: «Ну ладно – себя не угадал в юристе, пойду еще поучусь на инженера». У нас родители заставляют детей думать о профессии на всю жизнь – это от нашей бедности, к сожалению.


Я говорю своим студентам: «Набирайте компетенции, настраивайте себя, как если бы вы были музыкальным инструментом». 


Как там повернется – удача или неудача, это другой вопрос. Главное – учиться, быть подготовленным интеллектуально, владеть иностранными языками, уметь общаться, уметь действовать в условиях неопределенности и нехватки времени. Пусть эти компетенции всегда будут при них, пусть их будет много, и тогда обязательно сами собой откроются какие-то возможности. По крайней мере, я шел таким путем – просвещением себя. Как говорят в философии герменевтики, никто за меня эту работу не сделает. Я говорю студентам, что эрудиция очень важна, нестандартность мышления. Эрудиция в трудной ситуации дает идею, а если есть идея, по ПЛАТОНУ, вы спасены, все встанет на свои места.

– А вы собой угаданы до конца?

– Угадан. Мне в работе всегда важно понимать, ты достиг цели или нет. Должны быть точные внутренние критерии результата. Я знаю эти критерии. Один из них – ощущение внутренней радости. Управленец – одна из самых тревожных профессий. Придешь на работу с утра, иногда от бесчисленных вопросов голова заболит. Проведешь совещание, с коллегой по душам поговоришь, улыбнешься, подискутируешь со студентами на занятии по философии, проведешь после уроков тренинг с будущими вожатыми-артековцами – и настроение прекрасное! Я считаю, что угадан в своей профессии, потому что иначе нельзя же столько лет работать и получать удовольствие, вне зависимости от зарплаты. Иногда зарплаты и не бывало, но я об этом уже не помню. Мое призвание – воспитывать, развивать, напоминать о том, что возможности человека безграничны. Надо стремиться к невозможному.


Теги: Златоуст, колледж, профориентация
Автор  Галина АБАКУМОВА
Источник  Вектор образованиЯ
Место  Златоуст, Челябинская область
Раздел  Профессиональное образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

wor__33.JPG
wor__32.JPG
wor__31.JPG
wor__30.JPG
wor__29.JPG
wor__28.JPG
wor__27.JPG
wor__26.JPG
wor__25.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD