Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Декабрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Наши партнеры

Наши мероприятия

Профессор УрГПУ Сергей НОВОСЕЛОВ: «С накоплением ума креативность засыпает»

10 августа 2017

Созданная в Екатеринбурге Детская академия изобретательства обещает перерасти в бренд столицы Урала. Автор идеи, изобретатель и директор Института педагогики и психологии детства УрГПУ Сергей НОВОСЕЛОВ рассказал «Вектору образования» о современных подходах воспитания маленьких гениев.

novoselov_t.jpg


– В каком возрасте нужно начинать с детьми заниматься изобретательством?

– Чем раньше, тем лучше. Бенджамин ФРАНКЛИН свое первое изобретение сделал в 11 лет, он сконструировал ласты для рук, они до сих пор продаются. Фрэнк ЭППЕРСОН в 11 лет изобрел фруктовое мороженое, а пятилетняя девочка придумала перчатки без пальчиков, когда попросту выросла из них – взрослые вовремя заметили и успели запатентовать ее находку. Водные лыжи, батут, азбука БРАЙЛЯ, наконец, – это все детские изобретения. Нет равных детям в изобретении слов. Видит ребенок, как дрова рубят топором, и говорит: «топорят»; видит, как пьют таблетки, говорит: «болейки». Это процесс выдумывания, а значит изобретательства. Дети наиболее приспособлены к этому. Самый творческий возраст – 11–12 лет. Дети рождаются креативными. Под креативностью мы подразумеваем общую способность к творчеству – каждый ребенок познает мир, осваивается в нем, решая каждый день новые задачи. Когда дети умнеют, они становятся более экономными – зачем придумывать самому, когда можно списать у соседа? Как ни странно, с накоплением ума креативность засыпает, но 15 процентов взрослого населения все же умудряются сохранить ее бодрствующей на протяжении всей жизни.

– В регионах для детей создаются кванториумы. Это отвечает запросу на развитие изобретательства?

– Да, безусловно, такие организации работают на развитие инженерного мышления. Кстати, инженер переводится с французского как «изобретатель», главное – это развитие его способностей к изобретению, реализация идеи. Мы не умаляем значение знаний инженера, без них сложно что-либо реализовать, но все-таки главным качеством инженера является способность предложить новую идею, видеть перспективы развития той области техносферы, в которой он является профессионалом. Понятие «изобретение» появилось в XV веке и означало «выдумывать, фантазировать». Получается, что сегодня мы недостаточно позволяем детям фантазировать, нестыковки происходят в силу стереотипов, что есть ученые, которые способны «научить», но было бы здорово, если бы к этому добавлялось зерно креативности, полета фантазии самих детей.

– Но мы видим, что при вузах создаются инновационные предприятия. В них нет простора для творчества?

– Не все так просто. Я сам открыл при вузе для студентов такое предприятие – институт дизайна инноваций. Проблем много, как и у любого малого инновационного предприятия, – никаких льгот по налогам, штрафы за опоздание с отчетностью всего на один день да еще и по причине сбоя программы бухгалтерской отчетности, которую также хочешь не хочешь, а покупать и использовать надо. И никто ничего не прощает – это называется поддержкой инновационного предпринимательства в вузах. А ведь мы учим студентов инновационной деятельности, и не за всем успеваешь усмотреть. Предприятие не приносит прибыли, но мы держим его для ребят, чтобы они учились нюансам управления таким бизнесом. Из сотен таких предприятий только единицы смогли раскрутиться, экономически неэффективно их открывать.

– Это из области проблем учебного проекта и инвестиционного: какой способен приносить прибыль, а какой нет?

– Безусловно, есть проблема коммерциализации проектов изобретателей. Инновационная экономика предполагает выход проектов на рынок, но пока процесс продвигается слишком сложно. Есть такое понятие как интеллектуальная собственность – нужно получить патент на изобретение, тогда есть интеллектуальная собственность, затем либо самому производить продукцию, либо заработать на продаже патента. Делаю все возможное, чтобы привлечь ребят в сферу интеллектуальной собственности через творчество, говорю им: ну почему европейские и американские школьники могут получать и зарабатывать на своих патентах, а мы не можем?

– Детские изобретения часто внедряются в жизнь?

– Наша задача – заинтересовать детей, а затем, наблюдая за их работой, сопровождая ее, не пропустить их изобретательские идеи. Не требует доказательства тот факт, что дети способны придумывать новое. На различные мероприятия, которые мы проводим, приходят десятки тысяч детей, им на самом деле интересно. Здесь создается аура изобретательства. Может быть, они и не возвращаются на следующий год, а расходятся по творческим лабораториям, секциям моделирования и конструирования, попадают в районные дома творчества. Много частных организаций сегодня предлагают ребятам окунуться в мир конструирования и технического творчества. На первом месте для нас популяризация инженерных специальностей – потом говорим ребятам, где можно продолжить заниматься техническим творчеством.


Можно сказать, мы «включаем» детей в изобретательскую деятельность, но последнее время, к примеру, в образовательной робототехнике слишком увлеклись спортивной стороной, что мешает воспитывать изобретателей. 


Оригинальное решение технических задач отошло на второй план, этим, на мой взгляд, сегодня в центрах допобразования занимаются недостаточно.

– Получается, что одно из главных условий – чтобы ребенка-изобретателя вовремя заметили. Какое место школа занимает в этом процессе?

– На мой взгляд, сильные образовательные организации, выпускающие технические кадры, никуда не исчезали, – есть якорные школы с профильным изучением естественнонаучных дисциплин, техникумы, технические вузы. Просто в 90-е годы произошло резкое падение интереса к инженерным специальностям, статус профессии резко изменился. Поэтому сейчас начинать профориентацию детей на инженерные профессии нужно уже с дошкольного возраста.

Хорошо, если бы и школы помогали в развитии творчества. Верный путь мне видится в объединении основного образования и дополнительного – в этом главный потенциал, на этом стыке можно добиться хороших результатов, потому что есть стандарты, которые нужно выполнять, а есть метапредметный подход, который не всегда реализуем во время уроков, но возможно развивать его во время внеурочных занятий по выбору, без принуждения. В городе Ирбите есть две школы, которые подготовили несколько десятков лауреатов президентских премий. Одна школьница изобрела жилет для космонавтов, чтобы им было удобней проводить ремонтные работы на борту и за бортом космической станции. Мы представили его на ВДНХ, а там ей Никита МИХАЛКОВ, возглавляющий Всероссийское общество рыболовов и охотников, вручил медаль этого общества, поскольку рыболовы очень обрадовались такой новинке – в жилете много хитрых приспособлений и карманов, и он в самый раз для рыбалки. Ну, это к слову, что сфера применения изобретения не всегда до конца понятна даже самому изобретателю.

– Вы часто выступаете куратором проектов своих учеников. Какие заслуживают внимания?

– Есть много удачных детских изобретений. Одним из талантливых учеников стал Даниил ШОСТИН, который в 11 лет изобрел необычную деталь конструктора, позволяющую собирать объемные фигуры. Мы сразу же встретились с его родителями, которые сказали, что готовы поддержать своего ребенка в его начинаниях, в том числе и в финансовом плане, потому что процесс патентования – не из дешевых. В 13 лет Даниил получил патент и отправился на международный салон изобретений в Хорватию. Даниил был признан лучшим молодым изобретателем Европы, привез серебряную медаль за свой набор для конструирования. Конструктор очень понравился делегации Испании, они его купили: теперь в Барселоне в музее изобретений есть портрет Даниила и сам конструктор – разве это не мировое признание?

Вовремя нашлись инвесторы. Около 350 тысяч рублей ушло на создание предприятия по выпуску деталей уникального конструктора. Но потом робототехника увлекла Даниила и перебила интерес к изобретениям, он стал заниматься спортивной робототехникой. Решил участвовать в чемпионатах разного уровня, поступил в технический университет, правда, после первых лекций понял, что самое интересное в инженерном деле он уже освоил. К сожалению, далеко не во всех технических вузах уделяют внимание развитию изобретательства студентов.

Дело в том, что последние годы очень хорошо в этом направлении научились работать дворцы творчества, станции юных техников и другие учреждения допобразования, во всяком случае у нас, в Свердловской области. Они выводят детей на высокий уровень подготовки, поэтому, когда дети приходят в университеты, требуется продолжить работу по развитию их таланта, принять эстафету от руководителей детского технического творчества, но, к сожалению, в университетах нет специалистов и специальных структур, которые бы могли это делать. Так, выращенные в период школьного детства таланты становятся обычными студентами, учатся хорошо, а иногда и не очень – теряется мотивация, их творчество не поддерживается, условия для занятий творчеством не создаются или не соответствуют тем, которые были, например, в кванториумах. В вузах пока не осознана проблема студентов, получивших довузовскую изобретательскую подготовку, пока не удалось осознать серьезность внутреннего психологического конфликта, когда дети уже привыкли работать в конструкторских бюро, заниматься творчеством, а в вузе аналогичных структур и возможностей самореализации в сфере изобретательства для первокурсников нет. Поэтому не откладывая в долгий ящик, нужно организовать такую работу в вузах для этой категории подготовленных к изобретательству ребят, а не действовать по принципу «всех под одну гребенку». Нужно транслировать на высшие образовательные учреждения опыт работы со студентами, который есть в МФТИ, в МГТУ им. БАУМАНА, где одаренных ребят включают в проектную деятельность. Кстати, такая организация работы с будущими инженерами была разработана еще в XIX веке в Императорском Московском техническом училище (теперь МГТУ им. БАУМАНА). Эта система инженерного образования принесла училищу мировую известность (Большая золотая медаль Всемирной выставки в Вене в 1873 году) и получила название русской. Ознакомившись с этой системой, президент Массачусетского технологического института США Джон РОНКЛЬ писал в 1876 году: «После ознакомления с русским методом подготовки инженеров в Америке никакая другая система не будет употребляться». В 1876-м и 1878 годах русская система подготовки инженеров получила золотые медали на выставках в Филадельфии и Париже. Именно эта система получила свое развитие в Массачусетском технологическом институте, который является одним из мировых лидеров подготовки инженеров-изобретателей. Опыт перечисленных ведущих инженерных вузов необходимо распространять, тем более что это доморощенный русский метод подготовки. В противном случае мы и дальше будем видеть выпускников технических вузов, которые не отличаются изобретательностью.

– У вас инженерное образование. Как вы пришли в педагогику?

– Так сложилась судьба, когда я пришел работать в Свердловский инженерно-педагогический институт (единственный в Советском Союзе вуз, которому было поручено готовить мастеров производственного обучения и мастеров-организаторов производства), одно из комсомольских поручений, которое мне было дано, – развивать техническое творчество студентов. Создали студенческое КБ «Изобретатель», принципиальное отличие от всех остальных – мы не боялись придумывать самые необычные технические идеи, в том числе не боялись абсурдных на первый взгляд предложений, ведь изобретателю тоже важно понять, что его ноу-хау никому не нужно, этот процесс нужно пройти каждому. Позже стал заниматься педагогикой, по ТРИЗ все книги прочитал, участвовал в экспериментах внедрения ТРИЗ в школах, профтехучилищах, постепенно вошел в педагогическую среду, она мне понравилась… 


Работать со студентами всегда интересно, оказалось, они способны удивлять свежестью мысли, необычностью взгляда на решаемую техническую проблему. 


Хотя странно, что мы, условно говоря, взрослые и опытные про это говорим, как будто сами не были студентами и не предлагали фантастические идеи по преобразованию всего, что попадало в сферу нашего еще не «причесанного» образованием мышления.

–Вы по-прежнему считаете себя креативным человеком?

– Да! Мой отец долгое время был лучшим рационализатором Нижнетагильского металлургического комбината. Детское впечатление, которое всегда со мной, – красивая, искрящаяся на свету ваза – ее вручили отцу за его изобретения. Образ «искрящегося творчества» сохранился на всю жизнь. В детстве я ходил в авиамодельный кружок, когда разбилась первая модель, тут же перешел в судомоделирование, потом в радиокружок, но параллельно был и театральный кружок, и музыкальная школа… Счастливое советское детство! Можно было попробовать себя в любом направлении и, кстати, бесплатно.

– В одном из интервью вы сказали, что ребенок сможет стать инженером, если будет развит в литературном, художественном плане. Это не лишнее?

– Развиваться нужно в творческом плане всесторонне – правое полушарие выполняет функции подпитки левого полушария, не нужно повторять ошибок Чарлза ДАРВИНА. Чтобы заниматься наукой, он в какой-то период жизни ограничил себя во всем, связанном с художественным, литературным и музыкальным творчеством. Позже в дневнике он писал: «Я совершил жестокую ошибку, я иссушил свой мозг». Он признал, что без включения мозга в другие виды творчества невозможно создать что-то новое в науке.


Теги: изобретение, ТРИЗ, стихи
Автор  Алла РОМАНОВА

Возврат к списку

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

pobediteiy_olimp__77.jpg
pobediteiy_olimp__76.jpg
pobediteiy_olimp__73.jpg
pobediteiy_olimp__72.jpg
pobediteiy_olimp__71.jpg
pobediteiy_olimp__70.jpg
pobediteiy_olimp__69.jpg
pobediteiy_olimp__68.jpg
pobediteiy_olimp__67.jpg

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD